Обзор Fe — хоррор со стелс-элементами под маской милоты

Рекламная кампания нолановского «Начала» говорила, что герои будут красть идею. В фильме её наоборот подсаживали. Новости и материалы по Fe показывали, что нас ждёт милая адвенчура-головоломка с забавными зверьками. Здесь тоже всё оказалось иначе. Зверьки никуда не делись, но атмосфера называется милой с натяжкой.

Fe бессловесна. С первых минут начинается невербальное общение со всем, что окружает вас в игре. В голове сами выстраиваются диалоги с другими животными: удивительным образом понимаешь всё, что они хотят тебе сказать. Но без единого слова.

Когда у человека ухудшается или вовсе пропадает одно из чувств, другие напротив обостряются. Примерно то же самое происходит в Fe — игра начинает подавать историю и знания о мире с помощью зрительного контакта. Она побуждает игрока наблюдать и исследовать, что очень важно для платформера.

Внешность обманчива

Главный герой действительно оказывается в волшебном лесу, и первое время всё кажется прекрасным. Ему встречается оленёнок, с которым можно подружиться, и он вас покатает. Животные общаются с помощью пения. Всюду необычные деревья, растения и цветы. Одним словом — красиво.

Но очень быстро в сердце закрадывается тревога. Мир Fe полон красок, однако все они вызывают ассоциации с чем-то недобрым: каждый предмет вокруг пропитан определённым цветом, в зависимости от локации; всё размытое и нечёткое. Всё как во сне, и с первых минут начинаешь оглядываться, а нет ли здесь ночных кошмаров.

Вы играете Фи — непонятным зверьком, которого любят называть лисёнком из-за его ушей. Он покажется классным, но до тех пор, пока вы не приблизите камеру, и не поймёте, что у него клешни. К тому же Фи полностью чёрный: лишь несколько ярких точек на ушках, меняющих цвет в зависимости от выбранной песни.

Я серьёзно насторожился впервые, когда на пути мне попался чёрный куст, с которым Фи слился. Его натурально стало невидно. Но от кого мне прятаться? Я прошёл ещё немного, и внезапно всё в игре стало жёлтого оттенка. Того самого, из «Преступления и наказания». Цвет болезненности и безысходности.

Впереди я увидел нескольких существ, замерших на месте. Всё вокруг твердило о том, что подходить к ним — плохая идея: атмосфера резко изменилась. Но ведь я в волшебном лесу, здесь все творят добро. И, конечно, меня убили. Они повернулись и наслали на меня нечто вроде проклятия, будто обратили в камень и вдобавок окружили необычным шаром-клеткой.

Через какое-то время понимаешь, что эти существа не такие уж страшные, а скрыться от них и обойти не составляет труда. Но тем не менее они созданы именно таким образом, чтобы вселять страх: чёрное большое тельце и тонкие конечности, один глаз посередине, источающий неприятный жёлтый цвет, пугающий звук и быстрый бег на всех четырёх лапах, словно перед вами огромный таракан. Похожие ощущения появлялись от жнецов в Mass Effect, особенно в начале третьей части, когда они приземлялись на Землю с ужасными звуками.

И дальше помимо классических задачек платформеров — как залезть туда-то и открыть тот-то проход — появляется необходимость думать о том, как не попасться в поле зрения монстров. Из головоломки игра превращается в хоррор со стелсом в антураже, который должен казаться милым.

Но есть и другая чаша весов, которая позволяет Fe балансировать между хоррорм и по-настоящему доброй адвенчурой. На ней расположились флора и фауна чудного леса и, конечно, взаимодействие с ними. Мир игры полон весёлых зверьков и необычных созданий, некоторых из которых даже можно потискать, а на других покататься.

Всё строится на том, что вы помогаете жителям леса, спасая их от злых существ. Вы не услышите «спасибо», но вы его увидите. Всем видом звери будут показывать свою благодарность без каких-либо слов. Между вами рождается связь, что-то вроде дружбы, и чтобы понять это, достаточно лишь взгляда.

Упущенные возможности

Концепция игрового процесса Fe является, казалось, гигантским пластом для экспериментов с самыми разными механиками, но разработчики почему-то решили ограничиться крайне скудным выбором. Геймплей довольно быстро становится однообразным, потому что игра не предлагает ничего кардинально нового.

По ходу прохождения герой изучает песни, их шесть, но они активируют всего одну или две функции (например, растения, которые подбрасывают вверх). Некоторые вовсе кажутся совершенно бесполезными, потому что их практически негде применить. А использовать комбинации не приходится — вас об этом нигде не просят.

Fe пытается казаться головоломкой, но она не заставляет игрока думать. Задачки решают легко, и не было ничего, что заставило бы несколько минут просто постоять и поразмышлять. Всё упирается в исследование и наличие песен и навыков: достаточно быть внимательным и любопытным, чтобы найти все кристаллы, разбросанные по локациям.

Интрига

Пожалуй, большее, что удерживает в игре, — это сюжет. Вся история покрыта тайной — создаётся интрига, которая заставляет желать развязки. По всему миру разбросаны наскальные рисунки и шары, содержащие осколки памяти тех самых злых существ, но даже отыскав их все понять задумку может быть трудно.

Любители строить теории получат для этого массу возможностей. Разработчики не спешат подать рассказ на блюдечке, а прячут его и делают сюжет далеко не самым очевидным. Это одновременно и плюс, и минус игры: с одной стороны манящая загадка, побуждающая к исследованию, но с другой — запутанная история, которая имеет шанс не зацепить.

Услада для ушей

За что нельзя не похвалить Fe — за музыкальное сопровождение. Главная фишка игры — общение с животными и растениями с помощью звуков и песен, и в этом разработчикам удалось по-настоящему преуспеть. Саундтрек органично накладывается на окружение и происходящее, рождая приятную картину.

Сам Фи, пытаясь установить контакт со зверями, издаёт забавные звуки — зачастую это очень весело. В такие мгновения игра заставляет улыбаться и прислушиваться ко всему вокруг. Именно музыка и звуки оставляют одни из лучших впечатлений о тайтле.

Недостаточно, чтобы запомнить

Fe не из тех игр, которые вспоминаешь ещё на протяжении месяцев и спешишь советовать друзьям. Время, проведённое в ней, не потрачено зря, но она легко забывается, потому что нет ничего, что отпечаталось бы в голове: лучшие моменты недостаточно яркие, а механики недостаточно радуют, чтобы хотеть снова поиграть.

Экспериментальная адвенчура, видимо, на то и экспериментальная, что разработчики хотели узнать, понравится ли игрокам то, что они придумали. Задумка оказалось хорошей, но в Fe полностью её не реализовали. Эта игра подобна фильму на вечер — здорово, но пересматривать вы вряд ли захотите.

+1
Сюжет
8.0
Звук и музыка
9.0
Геймплей
7.0
Графика
8.0
8.0 / 10
Приятная игра на вечер, которая может удивить, но вряд ли поселится в вашем сердце. Не стоит ждать от неё ничего поражающего воображения, иначе будете разочарованы.
Плюсы
— Красивый дизайн мира и зверей;
— Саундтрек;
— Интригующий сюжет.
Минусы
— Однообразие геймплея;
— Лёгкие головоломки;
— Размытые цвета, давящие на глаза.
Комментарии 0