Обзор и оценки Total War: Attila — Age of Charlemagne

Пока фанаты серии глобальных стратегий от Creative Assembly буквально под лупой разглядывают видео и скриншоты грядущей Total War: Warhammer, разработчики решают скрасить это утомительное ожидание выпуском дополнения Age of Charlemagne. В отличие от других платных DLC, выпущенных для оригинала, в этот раз мы получили несколько больше контента: полностью новую карту кампании, фракции со своими особенностями, игровые механики, и, черт побери, эпоху Карла Великого.

Новые королевства

Аддон прокладывает мостик между временами падения Римской империи и началом средневековья. Нашествие гуннов смело старые государства или вынудило их совершить перестройку, так что играть можно только за новые, коих всего представлено 8 штук. Все они являются исключительно европейскими, да и сама карта кампании дает развернуться только в соответствующем регионе. Тем не менее, кампания и в правду сделана с нуля и включает в себя больше 50 провинций. Это значит, что бросить старушку Европу и отправиться покорять восток или северную Африку не получится. Тут у нас раннее средневековье, знаете ли.

Как и раньше, перед началом игры необходимо выбрать сторону конфликта. Это определяет геймплейные особенности, различные для каждой фракции, а также набор войск. К примеру, взяв под свое начало Королевство Карла Великого, вы значительно снизите влияние потерь на боевой дух и увеличите радиус влияния своего военачальника. Это позволит эффективно воевать в течение длительного времени, ведь при равных потерях мораль противника просядет быстрее. А Королевство Дании, тяготея к варварскому прошлому, получает больше денег от грабежа городов и морского разбоя, да и к тому же имеет иммунитет морской болезни.

Ландшафт подчеркивает все эти особенности. Например, начав играть за ту же Данию вы вряд ли станете игнорировать возможность нападения с моря, так как география подразумевает именно такую стратегию. Тем не менее, игра не ограничивает нас в возможностях, и на легком уровне сложности играть можно как угодно.

При первом знакомстве игру запросто можно перепутать с оригиналом, но на самом деле все куда интереснее

Лишь бы не было войны

300 мифических юнитов, о которых гордо говорят разработчики, на самом деле являются вполне типичным набором у каждой из сторон. То есть у всех есть и копейщики, и лучники, и конница, и все остальное, причем в нескольких вариациях, а также по несколько уникальных видов войск. Впрочем, даже базовые типы солдат, практически одинаковые для всех, имеют незначительные различия в характеристиках, которые увидит разве что хардкорный игрок. Все остальные могут смело убирать из числа «300» как минимум один нолик.

Age of Charlemagne — довольно камерное дополнение. Разработчики поставили себе цель рассказать об эпохе и поэтому добавили в игру новые любопытные механики. Первая из них называется War Weariness, то есть усталость от войны. Вся Европа на момент начала игры находится в состоянии разрухи, ее народ не хочет больших и продолжительных боевых действий. В соответствии с этим настроение в государстве во многом зависит как от внешней, так и от внутренней политики. В кои-то веки Total War не подразумевает уничтожение одного конкурента за другим, а вынуждает игрока вести не более одной войны единовременно, делая между ними хотя бы небольшие перерывы. Затянули с подписанием мирного договора? Подданные вряд ли это одобрят. Оказались втянуты в войну сразу с несколькими государствами? Скорее всего, это будет начало конца.

А вот достижения на мирном поприще, напротив, простому люду нравятся. Это касается как установления торговых соглашений и союзов, так и технических достижений. Разработчики тем самым как бы намекают нам, что война — это не способ обогащения или усиления влияния, ведь снаряжение армии стоит очень дорого, как и ее поддержка во время завоевательных походов. Теперь война является крайней мерой, и это очень освежает игру.

Перед тем как начать войну, десять раз подумайте, ведь она может стать последней

Зарождение рыцарства

Еще одна новая механика — сюжетные события, уникальные для каждого королевства. Что-то похожее было и раньше, но только сейчас Creative Assembly наконец-то смогли внятно реализовать сразу несколько сюжетов, включающих в себя не только глобальные угрозы вроде нашествия варваров, но также и различные внутренние политические дрязги, знаковые праздники и прочие мелкие истории. Примечательно, что успех игрока зависит не только от завоеваний, но также и от прохождения сюжетных заданий, которые являются условием победы.

Существенному изменению подверглась система технологий, которая наглядно показывает, как формировались ранний феодализм и институт рыцарства. После довольно аскетичного технологического древа в Total War: Attila, ориентированного на постоянную войну, это очень верный и логичный ход, который подчеркивает специфику этого исторического периода.

Даже визуальный стиль меню и прочие мелкие детали подверглись переделке. Особенно хорошо удались иконки технологий, оформленные в виде красочных витражей. Если в оригинале все действие было представлено в мрачных, апокалиптических тонах, то Age of Charlemagne, наоборот, показывает яркий и в каком-то смысле позитивный мир, возрождающийся из пепла войны.

Увы, но удовольствие от игры портит не самая лучшая техническая реализация

Также нельзя не упомянуть дополненную систему развития, которая позволяет по-разному специализировать своих персонажей. Усиление ролевого элемента наверняка продиктовано скорым релизом Total War: Warhammer, ведь там ролевая система будет еще более накрученной.

К сожалению, графику менять не стали, так что довольствуемся неплохой, но уже не первой свежести картинкой. К тому же игра все также тормозит, как и раньше, даже если конфигурация компьютера полностью удовлетворяет системным требованиям. Это один из главный минусов аддона, ведь для комфортных 60 кадров в секунду понадобится далеко не тот компьютер, который рекомендуют Creative Assembly, а настоящий монстр. Проблема движка тянется за серией еще с момента релиза Total War: Rome 2, и создатели похоже и не пытаются ее решить. А вот с вылетами и багами проблем нет вообще, тут однозначно постарались.

Несмотря на традиционные для франчайза проблемы со слабой оптимизаций и высоким порогом вхождение, Age of Charlemagne вполне окупает свою цену. Это почти самодостаточная игра, которая позволяет взглянуть на историю еще одного интересного исторического периода. Конечно, это всего лишь дополнение, но очень качественное и сделанное с душой. Именно таким и должен быть загружаемый контент.

+4
Сюжет
8.0
Управление
7.0
Звук и музыка
9.0
Мультиплеер
8.0
Локализация
9.0
Геймплей
8.0
Графика
7.0
8.0 / 10
Перед нами очень качественный и многогранный аддон ручной работы. Он отлично вписывается в оригинал, развивает его идеи и предлагает новые. Конечно, это не Medieval 3 (масштаб не тот), но своих денег точно стоит.
Плюсы
— Великолепно переданный дух времени;
— 8 играбельных фракций со своими особенностями;
— механика усталости от войны;
— уникальный набор сюжетных событий для каждой стороны конфликта.
Минусы
— Несоответствие заявленным системным требованиям;
— Высокий порог вхождения и все еще не самое лучшее обучение.
Комментарии 9