Dontnod шли к окончанию своей эпизодической истории десять месяцев, хотя ее начало анонсировали аж в 2013 году, а последний эпизод пришлось ждать целых три месяца после релиза предпоследнего. Так смогла ли Максин решить все свои проблемы, а Dontnod — удовлетворить ожидания Square Enix?..
На самом деле, ни на один, ни на второй вопрос ответа дать нельзя. Во-первых — по причине смертной казни после спойлера, а во-вторых — о финансовом успехе пятого эпизода говорить еще рано. На счет смертной казни — абсолютно серьезно, особенно в случае Life is Strange.
Но давайте отвлечемся и начнем с небольшой предыстории. Женская дружба между Максин и Хлоей прервалась из-за мечты. Макс всегда хотела стать фотографом, и вот она стала ближе к своей мечте и поступила в Акадамею Блекуэлл. Не то чтобы дружбе совсем настал конец, но что-то явно пошло не так. Еще бы — ведь Макс теперь живет в местной «общаге», а Хлоя нашла себе новую отдушину в лице Рейчел — безбашенной молодой девушки, которая знает, чего хочет от жизни. Или вообще не знает. Но это неважно, учитывая, что Хлоя переняла все ее привычки, начала пить, курить, перекрасила волосы в синий и вообще начала довольно отвязно себя вести. Это уже было мало похоже на игры в пиратов между Хлоей и Макс в далеком детстве. Не в таком далеком по факту, но безумно далеком по ощущениям. Но Рейчел таинственным образом исчезает, а обстоятельства снова сводят старых подруг вместе.
Мы часто слышали опрометчивые отзывы об игре после прочтения подобных строк, мол, «школьное кинцо для хипстеров» и всякое такое. Правдой является только то, что Life is Strange про студентов. И не для хипстеров. Куда больше в игре прослеживается тема гик-культуры: Макс, например, обожает полнометражку Final Fantasy: Spirits Within от Хиронобу Сакагучи (Hironobu Sakaguchi) и искренне восхищается подборкой зомби-фильмов своего друга и воздыхателя. «Кинцом» же Life is Strange назвать трудно из-за довольно оригинальной механики решения логических задачек. Думаю, не будет секретом, что Макс обнаруживает в себе силу обращать время вспять и изменять тем самым настоящее. Простой пример — в девочку летит мяч и попадает ровно по голове. Макс может предупредить ее об этом, вернувшись в прошлое на несколько секунд. А так же не забывайте, что управляя временем, она остается на месте, а все остальные люди и предметы возвращаются в исходное положение. Поверьте, это рождает довольно оригинальные игровые моменты.
Практически все издания рецензировали каждый эпизод Life is Strange отдельно. Возможно, это и правильный подход, но ставить такие материалы в один ряд с рецензиями на большие AAA-игры по меньшей мере странно. В первую очередь из-за сюжета — вся картина складывается только в самом конце. Он может радовать, удивлять, расстраивать и топтаться на месте, но его ценность и увлекательность позволяет забить на выражение вроде «игра для девочек и про девочек». Какая к черту разница, если находиться в мире Life is Strange банально интересно?
Огромный вклад в это делает вариативность. Давайте вспомним Until Dawn, где последствия выборов влияют на реальность, но исправить их получается проще простого. Life is Strange на этом поле битвы часто оставляет игроков наедине со своими поступками, заставляя мириться с собственной бессилием, которое не в силах исправить даже способности Максин. Но есть одна загвоздка, которая характерна для игр, основной идеей которых является вариативность: основной сюжет остается неизменным. Нелинейность может изменить его восприятие, может повлиять на судьбы второстепенных персонажей, может добавить сильный эмоциональный окрас истории, но каких-то серьезных последствий решения Макс не возымеют. Да, игроков уже очень долго кормят обещаниями о полной нелинейности, но в конце концов мы всегда получаем одно и тоже — иллюзию свободы. Тот же Until Dawn сделал шаг в нужном направлении, но это было настолько разовое явление, что, возможно, пришло время смириться с несбыточной мечтой.
К тому же, Dontnod сами признавались, что бюджет и сроки разработки эпизодов были сильно ограничены, даже учитывая финансирование со стороны Square Enix. В результате многие важные детали нам показывают лишь мельком, а игре не хватает зрелищных и впечатляющих моментов. Хотя, это еще не так обидно, как общая недосказанность и излишняя логичность финала, который ощутил на себе экономию сильнее всего. От нехватки ресурсов пострадала и графика. Окружение милое, но не больше, арт-дизайн всяческих зарисовок очень неплох, но инъекция полигонов тут нужна абсолютно всем персонажам. И очень хотелось бы увидеть хотя бы во втором сезоне синхронизацию движения губ с диалогами — в нынешнем состоянии смотрится просто ужасно. К счастью, актеров озвучки подобрали что надо, они идеально подходят своим виртуальным героям — вы только послушайте как актриса Хлои играет голосом! Озвучке вторит и музыкальное сопровождение, которое опять-таки подобрали просто идеально. Мелодии незамысловатые, но отлично передают дух студенчества и молодости. Атмосфера настолько хорошо проработана, что самому подобрать аналогичные мелодии и поймать соответствующее настроение не составляет никакого труда.
Но стоит отметить, что хоть атмосфера подана отлично, в ней есть недочеты. Опираемся мы в этом скорее на мнение западной прессы, где журналисты утверждают, что так, как общаются студенты в Life is Strange, в США не общается уже никто. Выражения вроде hella, wowser, давно вышли из обихода или используются только детьми. Тем не менее, хорошо, что игра не получила полной локализации, но опирается на текстовую интерпретацию фанатов — кому как не им под силу передать смысл таких слов?..
Но даже они не смогут повысить градус напряжения и эмоций при прохождении всех эпизодов целиком, в качестве цельной игры. Все же та модель распространения, которую выбрали Dontnod для своей игры, подходит ей лучше всего. Есть время подумать, взвесить последствия и даже накрутить самого себя в ожидании следующего эпизода. Но после выхода всех частей истории вопрос о том, стоит ли покупать весь сезон, даже не стоит.
, а вы?