Кажется, что survival horror игры снова в моде. Не считая тучи инди-хорроров, которые выходят чуть ли не каждый день, можно вспомнить всяческие Outlast, Evil Within, играбельный тизер Silent Hill и многое другое. И тут еще выходит Alien: Isolation, многобюджетный хоррор, который обещает вернуть первобытный, выворачивающий наизнанку страх во вселенную Alien, исправив ошибки низкосортных экшенов-стрелялок, которые никому не нравятся. Удалось ли? Скажу сразу, что игра подойдет не каждому, но думаю, что почитать о ней действительно стоит.
В Alien: Isolation вы играете за Аманду Рипли, дочку героини фильмов по вселенной Alien Эллен Рипли (Сигурни Уивер). Спустя 15 лет после того, как Ностромо и весь его экипаж пропал без вести, Аманда ищет ответы на ее вопросы. Или, по крайней мере, некоторые зацепки, которые могли бы привести ее к ответам об исчезновении ее матери. И вот, когда оказалось, что черный ящик с Ностромо был найден на космической станции «Севастополь», Аманда, сверкая пятками, туда отправилась.
И знаете, «Севастополь» — это довольно интересное и захватывающее место. Это станция, которая должна была быть домом для тысяч людей, теперь находится в состоянии полного хаоса, еще и не совсем из-за ксеноморфов, которые ползают по воздуховодам и жрут людей. Капризный компьютер управляет половиной станции, половина зон заблокированы, а андройды, называемые Рабочие Джос, блуждают по коридорам и, кажется, готовы при любом удобном случае вас избить. Есть и живые люди, большая часть из которых относятся к Аманде отрицательно. Жестокий мир.
«Небольшая» авария отделяет вас от ваших товарищей, и теперь приходится исследовать эту темную, рушащуюся цитадель, и именно в этот момент для вас открываются большинство систем и других вещей игры. И многие из них вращаются вокруг скрытности. Может быть оружие и есть в игре, вашим другом все равно будет являться скрытность. Вы выживете только если будете медленно и вдумчиво двигаться и молчать. А если угроза рядом, то нужно спрятаться под стол, залезть в шкафчик или, может быть, в вентиляцию? Ждете, когда все утихнет и продолжаете путь. А иначе... жестокая смерть.
Звучит просто, если вы так «играетесь» с Рабочими Джос, потому что они довольно тупы и однообразны. Но вот когда к игре подключается Чужой, все становится сложнее и кровавее. Поведение существа совершенно ни на чем не базированно. Я говорю о том, что во всех играх такого типа(особенно в horror-играх) все события происходят по сценарию: вы заходите в «триггер» и запускаете сцену, в которой вас выкидывают за пределы, откусывают вам палец или что-нибудь еще. А в Alien: Isolation наш ксеноморф двигается так, как хочет. Он реагирует на звуки, движение и изменения в свете. Это действительно можно назвать охотой, и вы должны быть ужасно осторожными. Считайте, что это модифицированная система из Amnesia: The Dark Descent. Там тоже относительно охота была.
У Чужих очень хороший слух. Если вы будете шуметь громче шепота человека, и Чужой при этом будет неподалеку, то начнется погоня. И если он вас видит, то скорее всего для вас это конец. Чаще всего оружие неэффективно. Однажды вы добудете огнемет, но даже в этом случае он будет не только оставаться целым, но еще и становиться злее. По пересечению местности он превосходит вас примерно в 3 раза, а поэтому не думайте, что сможете так же легко разбираться с Чужим, как с монстром из той же Amnesia: The Dark Descent. Самое крутое, что сохраняться можно только в определенных местах, а поэтому когда вы умрете и поймете, что придется снова пробегать 15-минутное «пенетрирование от Чужого», больше вам умирать не захочется.
К счастье, у вас есть некоторые полезные вещички, которые склоняют чашу весов в вашу сторону. Во-первых, вы имеете под рукой радар, который чувствует движение. Пользоваться им можно в любой момент, и поэтому часто с помощью него вы можете планировать свое движение: идти вам дальше или просидеть минут 5 в ящике с плохо пахнущими носками. Рипли, кстати, по профессии инженер, и поэтому может создавать слеповые и шумовые гранаты, чтобы отвлекать всякую гадость от себя, а огненные коктейли могут сжечь противника и подзадержать Чужого. Можно даже схитрить и натравить Чужого на кучу людей, которые решили выступить против вас.
Страшно ли все это? Несомненно. В играх встречается три вида вещей, вызывающих страх, и можно расположить их примерно так:
Так вот Alien: Isolation воссоздает атмосферу, которая заставляет вас бояться погони. И это очень круто: музыка и общая обстановка заставляет сжиматься еще до того, как Чужой появится впервые, а когда он появится перед вами впервые, то начинается настоящее мясо. Но из-за всего этого бывает довольно сложно играть: невозможность сохраниться очень напрягает и не дает отдохнуть. Хотя, везде есть плюсы: вы доходите до очередного сохранения и получаете массу приятных чувств. О да.
На протяжении многих лет появлялись игры, созданные по мотивам вселенной Чужих, но Alien: Isolation — это первая игра, которая позволяет вам попасть в один из фильмов. Вы окажетесь одни, полные страха и чувства бессилия, играясь в «кошки-мышки» с непобедимым Чужим. Естественно, что не каждый сможет играть в нее — нужно быть ужасно терпеливым и вслушиваться в каждый шорох: любители активных шутеров и крутых массовых убийств не смогут насладиться этой тонкой и будоражащей атмосферой. Собственно, от меня все. А что думаете вы?
Главный — почему из Чужого такой хреновый сторож? Если надо играть в стелсе, то в Isolation нет ничего особенного. Игнорируйте Чужого и не обращайте внимание на звуки им издаваемые, поскольку он как-бы видит глазами, а значит просто нельзя попадаться на глаза.
Представьте, что проходите последнюю Splinter Cell. Все, Чужой как персонаж выбыл из игры, он даже близко не тянет на ту роль (чуть ли не центрального персонажа), которую исполняет. Чужой ориентируется по эндорфинам (по крайней мере так раньше было), то есть чувствует страх. Тогда бы ГГ не прожила и секунды.
Потом в игре много условностей. Включаешь генератор, прячешься за ним, а Чужой лыбится "Как это генератор сам по себе заработал???" и уходит. Почему бы не обойти или хотябы заглянуть за препятствие, Чужой же такой высокий? Потому что тогда он увидит ГГ и сожрет ее? Тогда зачем его надо было делать таким неубиваемым?
Да и вообще, приятно же, когда сидишь за препятствием, а %вставить неубиваемого монстра% смотрит-смотрит и уходит. Так всегда было во всех хоррор-фильмах и играх. Классика. Мне кажется, в нашем случае, если пошуметь за генератором, он голову-то откусит.
Если же они будут заниматься продолжением серии, то уверен, что данные ошибки исправятся.