Обзор Alien: Isolation
Кажется, что survival horror игры снова в моде. Не считая тучи инди-хорроров, которые выходят чуть ли не каждый день, можно вспомнить всяческие Outlast, Evil Within, играбельный тизер Silent Hill и многое другое. И тут еще выходит Alien: Isolation, многобюджетный хоррор, который обещает вернуть первобытный, выворачивающий наизнанку страх во вселенную Alien, исправив ошибки низкосортных экшенов-стрелялок, которые никому не нравятся. Удалось ли? Скажу сразу, что игра подойдет не каждому, но думаю, что почитать о ней действительно стоит.
В Alien: Isolation вы играете за Аманду Рипли, дочку героини фильмов по вселенной Alien Эллен Рипли (Сигурни Уивер). Спустя 15 лет после того, как Ностромо и весь его экипаж пропал без вести, Аманда ищет ответы на ее вопросы. Или, по крайней мере, некоторые зацепки, которые могли бы привести ее к ответам об исчезновении ее матери. И вот, когда оказалось, что черный ящик с Ностромо был найден на космической станции «Севастополь», Аманда, сверкая пятками, туда отправилась.
И знаете, «Севастополь» — это довольно интересное и захватывающее место. Это станция, которая должна была быть домом для тысяч людей, теперь находится в состоянии полного хаоса, еще и не совсем из-за ксеноморфов, которые ползают по воздуховодам и жрут людей. Капризный компьютер управляет половиной станции, половина зон заблокированы, а андройды, называемые Рабочие Джос, блуждают по коридорам и, кажется, готовы при любом удобном случае вас избить. Есть и живые люди, большая часть из которых относятся к Аманде отрицательно. Жестокий мир.
«Небольшая» авария отделяет вас от ваших товарищей, и теперь приходится исследовать эту темную, рушащуюся цитадель, и именно в этот момент для вас открываются большинство систем и других вещей игры. И многие из них вращаются вокруг скрытности. Может быть оружие и есть в игре, вашим другом все равно будет являться скрытность. Вы выживете только если будете медленно и вдумчиво двигаться и молчать. А если угроза рядом, то нужно спрятаться под стол, залезть в шкафчик или, может быть, в вентиляцию? Ждете, когда все утихнет и продолжаете путь. А иначе... жестокая смерть.
Звучит просто, если вы так «играетесь» с Рабочими Джос, потому что они довольно тупы и однообразны. Но вот когда к игре подключается Чужой, все становится сложнее и кровавее. Поведение существа совершенно ни на чем не базированно. Я говорю о том, что во всех играх такого типа(особенно в horror-играх) все события происходят по сценарию: вы заходите в «триггер» и запускаете сцену, в которой вас выкидывают за пределы, откусывают вам палец или что-нибудь еще. А в Alien: Isolation наш ксеноморф двигается так, как хочет. Он реагирует на звуки, движение и изменения в свете. Это действительно можно назвать охотой, и вы должны быть ужасно осторожными. Считайте, что это модифицированная система из Amnesia: The Dark Descent. Там тоже относительно охота была.
У Чужих очень хороший слух. Если вы будете шуметь громче шепота человека, и Чужой при этом будет неподалеку, то начнется погоня. И если он вас видит, то скорее всего для вас это конец. Чаще всего оружие неэффективно. Однажды вы добудете огнемет, но даже в этом случае он будет не только оставаться целым, но еще и становиться злее. По пересечению местности он превосходит вас примерно в 3 раза, а поэтому не думайте, что сможете так же легко разбираться с Чужим, как с монстром из той же Amnesia: The Dark Descent. Самое крутое, что сохраняться можно только в определенных местах, а поэтому когда вы умрете и поймете, что придется снова пробегать 15-минутное «пенетрирование от Чужого», больше вам умирать не захочется.
К счастье, у вас есть некоторые полезные вещички, которые склоняют чашу весов в вашу сторону. Во-первых, вы имеете под рукой радар, который чувствует движение. Пользоваться им можно в любой момент, и поэтому часто с помощью него вы можете планировать свое движение: идти вам дальше или просидеть минут 5 в ящике с плохо пахнущими носками. Рипли, кстати, по профессии инженер, и поэтому может создавать слеповые и шумовые гранаты, чтобы отвлекать всякую гадость от себя, а огненные коктейли могут сжечь противника и подзадержать Чужого. Можно даже схитрить и натравить Чужого на кучу людей, которые решили выступить против вас.
Страшно ли все это? Несомненно. В играх встречается три вида вещей, вызывающих страх, и можно расположить их примерно так:
- 3 место — Страх от расчлененки, мертвых людей, крови (Самый глупый способ напугать)
- 2 место — Страх от резко появляющихся фрагментов, существ или резкое изменение пространства (Самый распространенный)
- 1 место — Страх от чувства преследования или даже погони.
Так вот Alien: Isolation воссоздает атмосферу, которая заставляет вас бояться погони. И это очень круто: музыка и общая обстановка заставляет сжиматься еще до того, как Чужой появится впервые, а когда он появится перед вами впервые, то начинается настоящее мясо. Но из-за всего этого бывает довольно сложно играть: невозможность сохраниться очень напрягает и не дает отдохнуть. Хотя, везде есть плюсы: вы доходите до очередного сохранения и получаете массу приятных чувств. О да.
На протяжении многих лет появлялись игры, созданные по мотивам вселенной Чужих, но Alien: Isolation — это первая игра, которая позволяет вам попасть в один из фильмов. Вы окажетесь одни, полные страха и чувства бессилия, играясь в «кошки-мышки» с непобедимым Чужим. Естественно, что не каждый сможет играть в нее — нужно быть ужасно терпеливым и вслушиваться в каждый шорох: любители активных шутеров и крутых массовых убийств не смогут насладиться этой тонкой и будоражащей атмосферой. Собственно, от меня все. А что думаете вы?