Обзор Stronghold Crusader 2
Что может сделать один маленький солдат? В одиночку он не больше, чем песчинка в пустыне. Но как только он объединится с себе подобными, он может стать острием огромного копья, которое способно прорубить кровавую дорогу через деревни и пустоши, награждая вас настоящей властью над огромными территориями. Stronghold Crusader 2 расскажет как раз о таком ведении войны, в которой вы будете формировать собственную армию, отстраивать форты и сидеть в своем замке, который, надеюсь, будет находиться в сохранности. Без замка и Stronghold не был бы собой. Но в то время, как эти моменты пытаются создать великолепную стратегию, некоторые лишние возможности игры не дают ей подняться выше возможного уровня, и все сводится к тому, как два правителя тыкают друг в друга своими «Копьями Власти», пока один из них не погибнет от попадания острого конца прямо в его наглую морду.
Stronghold Crusader 2 поставит вас на место либо Короля Ричарда, либо сил Саладина (в зависимости от вашего выбора), где вы будете разрушать силы врага в пустынях века Крестовых Походов. Цель довольно скучна и проста: нужно победить вражеского Лорда и забрать его замок, но чтобы вы не думали, что это все, что будет волновать вас на протяжении всего прохождения, я скажу, что Stronghold Crusader 2 требует от вас сложных экономических решений, построения боевой стратегии и выбора солдат, которые будут лучше всего сочетаться с местностью и другими условиями боя.
Где игра действительно становится интересной, так это в тот момент, когда вам нужно привлекать людей в свой замок, чтобы те в свою очередь там жили, работали и были счастливы. Вы начинаете с определенным числом жителей, и чем популярнее ваш замок, тем больше приходит мяса к вам жить. Можно делать их счастливее, понижая налоги или подкупая их, увеличивая паек или строя для них всяческие гостиницы и места, где можно поклоняться Велиалу Богу. Можно, правда, экономить на всем этом, но тогда и народ начнет проклинать вас. Сможете ли вы найти ту точку, которая сбалансирует довольство народа и ресурсы, нужные для поддержания армии и защищенности замка? Как знают те, кто почитает игры серии Stronghold, это не так просто, как может показаться.
Правда, на постройке замка и зацикливается игра. Когда вы начинаете становиться более популярными, а люди начинают подносить к вашим ногам мертвых свиней для пира, вы начинаете строить дома, чтобы вместить всех новых жителей, не считая различные структуры, которые производят ресурсы вроде дерева или еды. Когда пора бы уже пойти на врага тысячной армией, вы начинаете строить стену. У вас есть живущий замок, но все мы помним, что когда вы бездействуете в плане врага, он на месте не сидит и готовит воинов для нападения.
Учитывая то, что замки и форты являются лицом серии Stronghold, удивляешься, почему так мало внимания требует его экономика и жизнь в целом. В большинстве стратегических игр все это является довольно сложной структурой, которую нужно постоянно поддерживать. А здесь вы отстраиваетесь и начинаете нападать, лишь изредка поглядывая на свой форт, да и то лишь для того, чтобы сделать новых воинов. Stronghold Crusader 2 пытается показать, насколько экономика важна, но вы просто отстраиваете замок и забываете про него. Это не то, что хотелось бы увидеть в таком прекрасном продукте после стольких лет.
Но если не смотреть на все эти потребности в интересной и ужасно сложной экономике, Stronghold Crusader 2 выполняет свое предназначение как стратегия, в которой происходят сложные и интересные стычки «копье в копье». Вы можете выбирать различных юнитов со всякими специализациями, вроде «быстроходной» или «бронированной». Увы, большинство из воинов, которых вы можете нанять, являются очень скучными. Увы, Stronghold славится своей приближенностью к истории, и силы Арабов от этого являются более интересными из-за своих конных наездников, скрытных убийц и прочего военного непотребства.
Вы также можете строить ловушки для врагов, которые будут ронять их в ямы с шипами, знакомить со стаями кровожадных собак, но все это работает так же, как и замок: вы строите, устанавливаете и забываете. Самым лучшим моментом является все еще осадное оружие вроде катапульт и таранов, так как без него ваши войны потратят дни и недели, чтобы вручную пробиться к врагу, а так вы можете закидать вражеский форт камнями, огнем или легендарными чумными коровами.
Вы угадали, если думаете, что Stronghold Crusader 2 снова будет жить на мультиплеере. Одиночная кампания так и называется — «Обучающая компания», хотя на самом деле она все равно не расскажет вам даже о самой элементарной стратегии, знать которую просто необходимо для победы. Вы можете поиграть и в большое количество простых стычек, которые, наверное, будут даже интереснее, чем многопользовательские матчи, да и справедливее тоже. Вы можете манипулировать с картами и изменять исходные уровни, меняя количество начального капитала, к примеру.
Stronghold Crusader 2 получилась не такой, какой хотелось бы ее увидеть. Неинтересные боевые единицы (и не важно, что нужно придерживаться истории), малое значение экономики, ужасные «туториалы» и небольшое количество возможностей при строительстве тянет игру на дно. И все же, этот жанр и серия не постареют никогда: всегда интересно снова и снова отправлять армию на верную смерть, защищаться, когда враг осаждает ваш замок и многое другое. К примеру я, как фанат серии, рад этой игре. А что вы думаете об этом?