Обзор Forspoken. От Square Enix ждали ААА-игру, а получили посредственность
Forspoken — первая ААА-игра 2023 года, которую, кажется, вообще никто не ждал. Рекламная кампания была настолько скромной, что многие до сих пор даже не знают о существовании проекта. Тем не менее издатель Square Enix еще до релиза заявлял, что полностью уверен в успехе. Нам обещали красочный открытый мир с магией и графикой, которой прежде не бывало в RPG. Что ж, реальность полна разочарований. Я прошел игру на PS5 и сразу хочу сказать главное — тратить время и деньги на Forspoken не стоит. И вот почему…
Околдуй меня, если сможешь
Впервые игру анонсировали красочным тизером, где от графики действительно захватывало дух. Тогда проект носил название Project Athia. Прошло два года и трейлеры уже Forspoken сразу же показали, что произошел даунгрейд. Выглядела новинка неплохо, но ничего выдающегося.
После релиза пошли отзывы, что проект еле-еле идет на видеокарте GeForce 4090, а уж на PS5 творился сущий ад. Я проходил игру на консоли и готов подтвердить: дальность прорисовки в три метра, проваливающиеся в текстуры персонажи и баги — на месте. В самом начале рандомный NPC просто застрял на дороге и несколько минут шел в столб.
При этом такая требовательность абсолютно ничем не обоснована. Открытый мир поделён на несколько биомов, которые отличаются примерно ничем. В 90% случаев вы будете путешествовать по безжизненным полям, пустыням и равнинам с разным цветокором, изредка встречая руины поселений. Пустота окружения обоснована сюжетом, но необходимость открытого мира вызывает вопросы. Кажется, что Forspoken гораздо больше подошел бы формат какой-нибудь Uncharted 4: A Thief's End с большими уровнями и заставками в промежутках.
Внимательные геймеры заметят в пейзажах нечто знакомое — и не зря. Многое напоминает Final Fantasy 15 сильнее, чем стоило бы. Иногда создается впечатление, что модели взяты прямиком из приключений Ноктиса. Подозрения обоснованы, ведь студия Luminous Productions создана из бывших разработчиков «Последней фантазии», да и движок тот же самый.
Однако у Forspoken есть проблема посерьезнее — подзагрузки. Хотите бесшовный мир в некстгене, а ваша PS5 грузит Horizon Forbidden West за доли секунд? Забудьте. Экран затемняется, а игра загружается почти после каждого диалога, начала и конца квеста, а также действия в заданиях. В ходе одного увлекательного мероприятия придётся покормить четырех овец. После каждой в центре появляется надпись «Вы покормили овцу». Происходящее при этом ставится на полную паузу.
Почему ААА-игра 2023 года не может обойтись без стольких очевидных подзагрузок и пауз — загадка. А ведь хватает и неочевидных затягиваний происходящего. Если вам нужно забраться на самый верх башни, будьте уверены, что пройдете каждый этаж, никаких кат-сцен или автоматических перемещений. Это особенно раздражает внутри единственного города с людьми — Ципале. Именно там проходят все побочные миссии и отключается режим скоростного паркура, приходится постоянно медленно бегать из стороны в сторону.
Если по каким-то загадочным причинам вы всё-таки решили поиграть в Forspoken, сразу же поставьте в настройках автоматический сбор предметов. Нельзя просто так открыть сундук, нужно нажать еще одну кнопку, чтобы забрать содержимое. Однако самое классное — это автоматическое открытие архива по поводу и без. В какой-то момент может показаться, что вы читаете энциклопедию, а не проходите экшен-RPG. Причем в архиве рассказаны важные детали сюжета, которые было бы неплохо узнать из самой игры.
Такое искусственное затягивание геймплея — одна из самых ярких особенностей новинки. Разработчики настолько не заботятся о времени игрока, что доводят ситуацию до абсурда. Бегая по городу, вы заметите, что важные события, в которых можно поучаствовать, появляются на карте постепенно. То есть вы разговариваете с персонажем. Идете по своим делам в город и через некоторое время обнаруживаете, что вам снова нужно к этому персонажу. На утомительных хождениях построены абсолютно все побочки, поэтому выполнять их не хочется. Вам буквально не дают перейти к следующей сюжетной миссии, оттягивая этот момент всеми возможными средствами.
К тому же разработчики как будто в насмешку предупреждают, что некоторые события и задания доступны лишь на определенном этапе истории. То есть нельзя пройти основной квест и быстренько добить все побочные — они просто исчезнут. Вот и получается, что между забегами по полям вы будете устраивать нудные пробежки в городе.
Любой, кто проходил хоть одну RPG, сразу поймет, куда попал. Карта пестрит от значков и точек интереса, авторы даже заботливо показывают, какие конкретно награды вы получите после выполнения. Вот только ничего кроме бесполезного снаряжения, записок в архив или ресурсов вас не ждет. Тратить время на однообразное собирательство мало кому понравится, тем более что сама игра никак к этому не мотивирует. Весь сюжет можно пройти в начальном костюме.
При этом разработчики даже не попытались внести хоть какое-то разнообразие в контент. К примеру, так называемые лабиринты, где нужно пройти череду комнат с боссом в конце, — полностью идентичные здания с немного видоизмененными противниками. Лагери и форты для зачисток что в начале игры, что в конце — одинаковые и пустые. Даже вышки, открывающие карту, на месте.
Среди побочных миссий тоже все плохо. Одна из них — бегать за котами, чтобы те привели к деревянным куклам. Сделать это придется около 10 раз, а находки можно обменять на награды (не самые ценные). Стоит ли говорить, что погони никак не меняются?
Считаете ли вы истории про избранных интересными?
Она — дивергент
Раз уж окружение, графика и открытый мир в Forspoken на троечку, возможно, впечатляют геймплей и основной сюжет? Что ж, это определенно лучшие аспекты игры, но есть нюансы.
Как и обещали разработчики, вашей основной ударной силой станет магия, разделенная аж на четыре стихии: природа, огонь, вода и молнии. Такое разнообразие подкупает, правда по-настоящему нужна лишь последняя. После получения самонаводящихся молний всё остальное отходит на второй план.
Сначала от количества заклинаний будут разбегаться глаза, но понимание местной системы боя приходит довольно быстро. Половина скиллов Фрей, именно так зовут героиню, атакующие, а другая поддерживает ее боеспособность. «Магия поддержки» восстанавливает здоровье, отвлекает противников или усиливает урон. У каждого заклинания определенное время восстановления, поэтому простые можно использовать гораздо чаще, чем ультимативные.
Спустя некоторое время выясняется, что действительно полезных скиллов не так уж и много, а тактики тут не существует вовсе. В бою вы просто активируете весь арсенал по очереди и ждете отката, всё. Ситуацию немного разбавляют враги, устойчивые к одним стихиям и восприимчивые к другим. Очень часто в отряде могут быть разные противники, что мотивирует активно менять способности и подстраиваться под ситуацию, но и здесь есть «но».
Видно, что разработчики предполагали совершенно определенный стиль боя, когда Фрей постоянно комбинирует силы, соединяя, например, защитные заклинания огня и земли, восстанавливая здоровье, метая камни и атакуя из водного лука. На деле же это не работает. Пока вы переключите магию, выберите нужный скилл и прицелитесь, пройдет слишком много времени, а Фрей получит урон.
«Приятным» открытием станет еще и то, что любые атаки врагов прерывают удары героини, хотя заклинание считается использованным. При этом сама девушка почти никогда не останавливает анимации противников. Такая условность в схватках с особенно сильными монстрами, мягко говоря, раздражает. Бонусом идет камера, которая то и дело улетает куда-то под ноги, из-за чего становится вообще непонятно, кого в данный момент атакует Фрей и откуда ждать урон.
В качестве снаряжения Фрей использует плащ, кулон и, внезапно, ногти. Первые две вещи можно улучшить на верстаке, а вот с ногтями сложнее. В зависимости от выбранного узора и цвета на левой и правой руке героиня получит дополнительные баффы, которые, впрочем, не настолько ценные, чтобы охотиться за новыми дизайнами специально.
У каждого плаща и кулона есть три дополнительных улучшения, которые вы можете менять по своему усмотрению, а также ряд прокачиваемых параметров. Даже если вы нашли что-то с уже установленной особенностью, ее всегда можно убрать и заменить на свою. Из-за этого становится непонятным, зачем вообще искать другие плащи, ведь всегда можно переделать под себя текущий, да и прокачка не ограничена. Хотя сделать ультимативный наряд все равно не выйдет — больше трех улучшений не добавить.
Наконец, последнее, что оставляет хоть какие-то надежды — сюжет. На общем фоне он даже неплох, правда, от обилия штампов глаза иногда закатываются сами собой. «Феномен Мэри Сью» в сценаристике уже давно считается плохим тоном. Суть его в том, что главный герой или героиня настолько особенные и исключительные, что в их мире буквально нет достойного соперника. Из-за этого любая опасность для персонажа кажется наигранной и легкой, что, конечно, не идет на пользу драматургии.
Наша Фрей — самая настоящая Мэри Сью во всем. При этом жизнь с ней несправедлива настолько, насколько это вообще возможно. Она сирота, живет в брошенной квартире, на Рождество у нее случается пожар… да еще и в день рождения. При этом сама Фрей — персонаж не особо к себе располагающий. Игра начинается с суда над героиней за очередную попытку кражи. Вместо того, чтобы найти работу, она предпочитает сотрудничать с местной шпаной, но и их в итоге обманывает.
Единственная и определяющая черта характера Фрей — нытье. Она постоянно жалуется и поступает как эгоист, наплевав на окружающих. По сюжету героиня попадает в мир Атию и не знает как вернуться в Нью-Йорк. Казалось бы, пора сосредоточиться на людях, которые рядом и нуждаются в помощи, тем более что большинство проблем у них из-за Фрей, но нет. Девушка практически до самого финала только и делает, что всех посылает, орет на союзников и пытается уйти в закат.
Сразу же после перемещения в Атию избранная находит главную фишку игры — разговаривающий браслет. Видимо, разработчики всё-таки понимали, что бегать по пустому миру в тишине будет невесело, поэтому украшение болтает буквально без остановки. Уже через час это начнет раздражать. К счастью, в настройках можно отрегулировать уровень разговоров, оставив только важные.
Глобально в сюжете три интриги: как Фрей попала в Атию, что собой представляет браслет, и почему местные правительницы сошли с ума. Все дело в том, что территория поделена на четыре страны, каждой из которых управляет сильная и независимая волшебница. Все было ничего, однако в какой-то момент танты, так зовут магичек, меняются и начинают убивать свои же народы. Кроме того, по территории расползается токсичный туман, который уничтожает или изменяет всё живое. Собственно поэтому выжившие и собираются в одном городе — Ципале. Туда туман почему-то не приходит. На Фрей зараза тоже, кстати, не действует.
Главное достоинство истории — на все загадки вы получаете вразумительные ответы. Однако в деталях происходящее вызывает лишь недоумение. Особенно это касается тайны рождения Фрей и поведения ее родителей. Да и сам сюжет уж слишком короткий — всего 8-10 часов, включающих лишь пять битв с основными боссами и нудный путь до них.
***
Геймплейно Forspoken представляет собой пресную кашу из множества чужих идей. Однообразный и пустой открытый мир, череда однотипных активностей и ужасные побочные задания заставляют сосредоточиться на основном сюжете. История получилась неплохой, но слишком уж похожей на фанфик. К сожалению, разработчики в очередной раз доказали простую истину — «качество гораздо важнее количества». Полный провал.
Уже опробовали Forspoken?
-
«Некстгеном и не пахнет» и «Мыльные текстуры» — как игроки в Steam оценили новую AAA-игру Forspoken
-
Где найти всех кукол в Forspoken — как отыскать кошек в Ципале
-
Прохождение всех сюжетных заданий Forspoken — как победить главных боссов
-
Forspoken вылетает? Вращается камера? Визуальные баги? Не работает контроллер или появились другие ошибки? — Решение проблем
-
Скучный сюжет и пустой открытый мир — появились оценки консольного PS5-эксклюзива Forspoken