Впечатления от финала 4 сезона «Очень странных дел». Выдающийся эпик, к которому легко придраться, — но не хочется

1 июля вышли последние серии четвёртого сезона «Очень странных дел» (Stranger Things). В прошлых эпизодах авторы подготовили впечатляющий конфликт и элегантно подвели героев к эпической битве. Но удалось ли концовке оправдать ожидания? Я оценил финал сезона и спешу поделиться впечатлениями!

Примечание. Обсуждать развязку сезона без спойлеров к прошлым сериям невозможно. Если вы ещё не посмотрели прошлые эпизоды, но планируете, лучше вернитесь к материалу позже.

Чего ждали от финала 4 сезона?

Четвёртый сезон «Очень странных дел» стал эволюцией сериалов: стриминговые и телевизионные проекты ещё никогда не были столь дорогими и масштабными. Каждый эпизод напоминал отличный фильм — как по бюджету и уровню постановки, так и по хронометражу. Серии длились примерно по 1.5 часа, а завершающая и вовсе растянулась на 140 минут.

Подобный размах отлично сработал — новый сезон превратил шоу в самый популярный проект на Netflix. Только за неделю с 30 мая по 5 июня зрители потратили на просмотр 7.2 миллиарда минут. Прошлым рекордсменам такой результат даже и не снился: хитовый «Озарк» (Ozark) остановился на отметке в пять миллиардов минут.

Авторы вообще превратили в золото всё к чему прикоснулись. К примеру, исполнитель роли Эдди моментально стал суперзвездой, некогда популярный Джейми Кэмпбелл Бауэр (Jamie Campbell Bower) aka Векна успешно перезапустил карьеру, а выпущенный в 1985 году трек Running Up That Hill забрался на вершину музыкальных чартов.

Конечно, проблем в сериале тоже хватало. Арка в Сибири была прикольной, но местами выбивалась из атмосферы. Приключения Майка и Уилла на фоне остальных сюжетных линий казались унылыми. Некоторые сюжетные решения огорчали: ну как хитрый Мартин мог положиться на столь ненадёжный способ блокировки способностей злодея? Впрочем, благодаря отличной актёрской игре, шикарной постановке и годному саунду первая часть четвёртого сезона стала шедевром.

Но удалось ли авторам удачно связать все линии воедино и завершить четвёртый сезон на высокой ноте? Безусловно, да. К повествованию можно придраться, однако в целом зрелище выдающееся.

Какой сезон «Очень странных дел» самый крутой?

Результаты

Сюжет

Первая часть сезона завершилась на самом интересном месте. Сценаристы долго расставляли фигуры на шахматной доске и нагоняли жути, а в седьмой серии наконец подготовили героев к финальной битве. Личность Векны прояснилась, Одиннадцать вернула силы, Джойс нашла Хоппера, а Стив, Нэнси и компания неудачно заглянули в Изнанку.

При этом путь был к развязке был напряжённым. Оди становилась объектом травли и никак не могла найти место в обычной жизни. Хоппер пытался сбежать из советской тюрьмы, но в итоге нашёл лишь новые неприятности. Дастин, Лукас и другие любители настолок превратились в городских изгоев. Макс и вовсе чуть не лишилась жизни после столкновения с Векной.

Впрочем, всё это мелочи по сравнению с тем, что ждёт ребят впереди. Планы Векны зловещи: армия монстров вот-вот прорвётся в Хоукинс и начнёт апокалипсис. При этом надежды у героев мало — по мнению учёных, Оди недостаточно окрепла, компания Уилла бесполезна в бою, да и группу Стива и Нэнси не назвать боеспособной. Хоппер бы точно помог, но он так и не вырвался из Советского Союза.

К счастью, сценаристам удалось удачно связать разрознённые сюжетные линии — в итоге против врага выступают все герои. Они действуют обособленно друг от друга и зачастую ничего не знают о планах союзниках. Зато им известно, что друзья в беде — этого достаточно, чтобы придумать, как внести вклад в общее дело.

Казалось бы, в прошлых сериях Майк и Уилл занимались какой-то ерундой и никак не двигали сюжет вперёд — однако им всё же удаётся помочь Одиннадцать. Хоппер вообще в Сибири, но даже он умудряется испортить врагу жизнь.

Конечно, некоторые сюжетные линии всё равно кажутся притянутыми за уши. К примеру, арка Джойс и Хоппера нужна лишь затем, чтобы отвлечь зрителей от хоррора и чем-то занять любимцев зрителей. Их приключение увлекательное и атмосферное, однако влияние сибирской арки на основную историю не назвать убедительным. Уж больно резко вся Изнанка реагирует на не самые масштабные действия героев.

В четвёртом сезоне Мюллер раскрылся в полной мере

Плюс для некоторых персонажей существенная роль так и не нашлась. К примеру, Уилл напоминает пятое колесо в телеге и за весь сезон никак себя не проявляет — большую часть времени он считает себя брошенным и грустит. Значимость Майка для истории тоже сводится к паре важных для Одиннадцать фраз.

Опять же, нельзя сказать, что сценаристы не справились с обилием арок и персонажей — подобное утверждение подходит противоречивому сериалу «Хало» (Halo), но точно не «Очень странным делам». Просто побочные сюжетки проигрывают основным: подвиги Одиннадцать, Максин, Стива и Эдди увлекают в разы сильнее, чем похождения остальных героев. Однако фишка в том, что именно второстепенные арки помогают создать нужную атмосферу и с головой погрузить зрителя в историю.

Если бы половину персонажей вырезали, сюжет всё равно остался бы цельным. Однако авторы решили себя не ограничивать — в этом плане четвёртый сезон напоминает режиссёрскую версию «Хранителей» (Watchmen). История там чересчур объёмная, но максимально комплексная.

В конце концов, в финале сезона авторам удалось натянуть нерв до предела. Они не шутили, когда намекали, что в заключительных сериях зрители прольют немало слёз — до самого конца и правда доживут не все. Конечно, создатели не решились превратить шоу в кровожадную «Игру престолов» (The Game of Thrones), но драмы всё равно хватает.

Персонажи и злодей

В четвёртом сезоне дети не только выросли, но и поднаторели в актерском мастерстве. Ребята и раньше блестяще справлялись с задачей, однако в этот раз превзошли себя. Отыграть роли ещё убедительнее попросту невозможно.

Отдельно стоит выделить Одиннадцать и Максин. Первой приходится узнать всю правду о себе и дать неравный бой заклятому врагу, а вторая потрясно отыгрывает кошмарную моральную травму. Следить за ними — сплошное удовольствие.

Плюс в последних сериях авторы объединили персонажей в необычные группы. Например, удачная команда вышла из Нэнси, Стива и Робин — во время вылазки в Изнанку ребята отлично дополняют друг друга. Впрочем, самый крутой дуэт у Дастина и Эдди: в финальной серии эти чудаки выдают один из самых выдающихся перфомансов за всю историю сериала.

Векну тоже раскрыли ещё сильнее. Местами его действия кажутся нелогичными, а стремление к мести и показухе чрезмерным — однако более опасного и пугающего соперника у героев ещё не было. Векна продолжает кошмарить бедолаг с сильным чувством вины и расправляться с ними невообразимо жестоким образом. При этом демон всё ещё не против поболтать, и каждое его слово пробирает до мурашек.

Важно отметить, что внешность злодея напрягает не просто так. В образе присутствуют элементы компьютерной графики, однако основную часть наряда создавали гримёры — при этом процесс занимал по шесть часов. Практические спецэффекты всегда впечатляют сильнее, чем CGI.

В итоге с персонажами и злодеями в «Очень странных делах» по-прежнему всё хорошо. Более того, они стали глубже и интереснее — актёры профессиональнее отыгрывают роли, а авторы за счёт солидного хронометража сумели здорово развить образы.

Визуал и саунд

Пожалуй, визуал — лучшее, что есть в новом сезоне «Очень странных дел». Операторы и раньше обожали эффектные и сочные кадры, но в этот раз они превзошли себя. Авторам удаётся талантливо и атмосферно отснять даже обыденные эпизоды вроде забега по лесу или прогулки по воспоминаниям.

Операторы регулярно ловко крутят камеру, берут идеальные ракурсы и превращают каждый кадр в искусство. При этом, если в отличном «Пищеблоке» творческий подход порой смотрелся неуместно, то в Stranger Things чувство вкуса никогда не отказывает авторам. По уровню эстетизма им удалось переплюнуть даже фантастически красивую «Историю Лизи» (Lisey's Story). По этой причине новый сезон стоит посмотреть всем ценителям прекрасного.

Плюс визуалу помогает саунд. Если первая часть сезона крутилась вокруг Running Up That Hill от Кейт Буш (Kate Bush), то в финале лирический трек сменила Metallica. Быть может, Master of Puppets не создаёт тот же уровень драматизма, но всё равно круто впечатляет.

Также композиторы здорово переделали узнаваемые мелодии. К примеру, в концовке звучит ремикс основной темы сериалы — новая версия нереально эпична. В итоге практически каждый трек хочется тут же закинуть в плейлист.

***

Четвёртый сезон «Очень странных дел» можно покритиковать за растянутость, неидеальные стартовые серии и обилие, на первый взгляд, лишних сюжетных арок. Однако делать этого не хочется, ведь в плане атмосферы, актёрской игры, визуала и саунда новые эпизоды изумительны. Если любите красивые и мрачные сериалы, пропускать шоу не стоит.

Как вам четвёртый сезон?

Результаты
+2
Комментарии 5