Дождались: симулятор средневекового бизнесмена The Guild 3 выбрался из раннего доступа, в котором находился целых пять лет. За такой промежуток времени игра успела собрать пачку отрицательных отзывов в Steam и десятки просьб игроков исправить баги, но при этом получила всего несколько крупных обновлений.
Теперь вроде бы как всё готово: THQ Nordic с уверенностью заявляет, что перед нами достойный продолжатель знаменитой Europa 1400: The Guild. Вот только действительно ли игра после релиза стала лучше? Мы ознакомились с полной версией и готовы вынести вердикт.
В далеком 2002 году вышла первая часть серии The Guild — Europa 1400. Сборная солянка из десятка геймплейных фич, которая умело преподносилась как своеобразный симулятор средневекового поселенца. Здесь вам и «Клуб Романтики» с интрижками, и бизнес-клуб, и градостроительство с придворной политикой. Завернуто это всё в убогий перегруженный интерфейс с дотошными текстовыми плашками и графикой, которая не шибко отличалась от первой Gothic в изометрии. Симуляторы средневековой жизни в те годы можно было по пальцам пересчитать, поэтому Europa 1400 запомнилась игрокам и критикам именно представленными возможностями, а не технической реализацией. Отсюда и высокие оценки на Metacritic.
Спустя четыре года разработчики представили вторую часть The Guild. От множества механик отказались в угоду упрощения геймплея, а визуальную часть подтянули до уровня Gothic 3. Фанаты оригинала были не восторге от «обрезанной» и упрощенной The Guild 2, а устаревший визуал и тонны багов не пришлись по вкусу критикам, что в конечном итоге отразилось на низких оценках и плохих продажах.
Серия The Guild пролежала в чулане игровой индустрии аж до 2017 года, пока издатель THQ Nordic не решился выпустить в ранний доступ прямого наследника первой The Guild с цифрой 3 в заголовке. Игрокам сырой код не пришелся по вкусу, о чем свидетельствовали смешанные отзывы в Steam. Разработчики обещали все исправить к релизу, до которого игра добралась только недавно. Я провел в финальной версии The Guild 3 больше двенадцати часов, и у меня возник лишь один вопрос: чем разработчики занимались все пять лет?
В далеком 2002 первая часть The Guild, возможно, и удивляла игроков своей свободой и представленными механиками, но за 20 лет она изрядно устарела. Вдобавок игр про средневековье с политическими интригами, ролевым отыгрышем и грызней с соперничающими династиями вышло так много, что для The Guild 3 уже мало быть просто наследником. Триквел должен был стать рабочей и увлекательной игрой. И с этим серьезные проблемы.
А вы пробовали ранний доступ The Guild 3?
Пройти опросКак и раньше, мы стартуем с 1400 года в любом представленном на выбор городе. Основной квест определяет сам игрок, но по сути всё сводится к банальному — нужно стать важной шишкой, править всеми и не дать своей династии упасть в грязь лицом.
Для начала мы создаем своего протеже в скудном игровом редакторе. Нам предложат выбрать пол, уродливую голову, цвет волос, рваные тряпки, профессию, с которой мы приехали в большой город, и раскидать характеристики, как в какой-нибудь ролевой игре. На этом всё.
Первое, что бросается в глаза, — это неудобный и перегруженный интерфейс. Новых игроков такое нагромождение кнопок и текста может отпугнуть посильнее, чем Crusader Kings 3. В первые минуты я реально испугался, что меня тут ждет симулятор таблиц и статистики с тоннами важной информации, которой нужно активно пользоваться. На самом деле вся эта мешанина оказывается попросту лишней, а уродливость и нелогичность интерфейса только доказывает, что нас действительно ждет прямой наследник первой части.
Появляемся мы в новом мире в статусе рядового крестьянина. Если верить стартовому ролику, нам придется в поте лица работать на дяденьку, откладывать золото под подушку, чтобы потом открыть своё дело и подняться по социальной лестнице. А в самой игре у нас уже есть своя лачуга на окраине города и небольшое количество монет, которых с лихвой хватает на открытие крохотного бизнеса, который зависит от выбранной ранее специализации. Поэтому строим кузницу, рыбацкий домик или цирюльню, нанимаем рабочих с курьером, кликаем по кнопке «Работать в автоматическом режиме», ускоряем время и «фармим голду».
Накопленное золото мы тратим на постройку нового бизнеса, на улучшение уже существующего, прокачку способностей, зарплату и на повышение социальной роли. Копится валюта довольно быстро, каких-либо специальных манипуляций не требуется. Строим, ждем, строим, ждем, строим, ждем — и так до тех пор, пока для получения нового титула не потребуется еще одна валюта, очки влияния. Их нужно тратить на прокачку социальных умений, манипуляцию с вражескими династиями и на продвижение по карьерной лестнице в самом городе. Зарабатывается влияние либо законным способом — через добрые дела и развешивание лапши на уши горожан; либо незаконным — можно давать на лапу чиновникам всех рангов. Во втором случае уже через пару часов игрового времени у вас будет столько влияния, что от конкурентов на трон мокрого места не останется.
При этом вам никто не будет мешать в ваших начинаниях. Вражеские династии только на словах вражеские. Ждать политических интриг в The Guild 3 не приходится. За всю игровую сессию ко мне ни разу не пришли сжигать бизнес, не угрожали судом, не строили козни и не присылали головорезов. Да, во всплывающих сообщениях говорится, что о моем персонаже распускают сплетни, оскорбляют, но это никак не мешает игровому процессу. От скуки я уже начал сам натравливать на себя конкурентов, бомбил их дома, ловил в темном переулке и ломал кости, писал жалобы… Но в ответ лишь получил сообщение о вражде. На этом всё.
Продвижение по карьерной лестнице в городской совет также происходит без каких-либо трудностей. Мы просто отслеживаем вакансию, кликаем на выдвижение и ждем, пока нас не примут. Голосовать за вашего героя будут в любом случае, а соперничающие династии спокойно пропустят вперед.
Вся экономическо-политическая часть The Guild 3 превращается в своеобразный «Симулятор Ждуна». Ждем, когда бизнес начнет приносить доход; ждем, когда появится свободная вакансия; ждем, когда вас примут на работу; ждем, когда накопится достаточно золота, чтобы продвинуться по социальной лестнице; ждем, когда накопится достаточно очков влияния; ждем, когда вражеские династии перережут друг другу глотки. Чтобы хоть как-то развлечь игрока, разработчики предлагают социально-ролевое ответвление в геймплее.
Немаловажную роль по заверению разработчиков в The Guild 3 играет социальный аспект. Во-первых, нам необходимо позаботиться о наследниках — найти жену или мужа. Искать будущую супругу или супруга среди зажиточного населения, будучи крепостным — дело бессмысленное. Да и в дальнейшем статус партнера напрямую зависит от титула игрока. Поэтому выбираем особу помоложе, в пару кликов соблазняем, дарим цветы, ведем в церковь, обмениваемся кольцами и заводим ребенка. На весь производственный процесс уходит не более трех минут игрового времени. Все рассказы, что The Guild 3 стала эдакой расширенной версией The Sims: Medieval — брехня.
Устанавливать связи с другими правящими династиями и вельможами через интрижки на стороне можно, но не особо нужно. Рано или поздно вся власть будет в ваших руках. Другое дело — супруг. Он не просто сидит в избе и подметает пол, а выступает в роли бесплатной рабочей силы, которую можно использовать в бизнесе на ранних этапах.
Прокачивать характеристики своего протеже можно также одной кнопкой. Выбираем нужный навык и ждем, пока герой выполнит необходимую тренировку у себя в поместье. Ограничений на прокачку нет. Пара часов ожидания — и ваш герой максимально вкачен.
По началу создается ощущение, что попал в изометрическую Mount & Blade 2: Bannerlord. Городская суета на выбранной карте прекрасно передает живость происходящего, но это лишь иллюзия. После пары часов в игровом мире понимаешь, что без участия игрока мир стоит на месте. Да, появляются оповещения, что где-то началась война, чума, голод, кто-то стал новым судьей, а цены на свинину упали из-за переизбытка. Но это повторяется раз за разом, без причинно-следственных связей. В изометрии все кажется каким-то быстрым, суетливым. Будто попал в современный мир, а не в средневековье.
Персонажа можно отправить в таверну, в цирюльню, в кабак поиграть в азартные игры или переодеть на рынке. Только толку от этого нет. Все эти активности лишены геймплея и существуют в виде кнопки в интерфейсе. Да и диалоги с ключевыми персонажами сводятся к выбору одной из трех реплик с наибольшим шансом на успех. Даже если у вас ничего не вышло, и разговор не заладился, никто не мешает кликнуть по нужной кнопке и попытать удачу снова.
Вся ролевая составляющая — лишь мишура и развлекает только в первые часы знакомства с игрой. Конечно, вы можете избивать всех подряд на улице, травить ядом конкурентов, сжигать дома и вступить в Гильдию воров. Но заниматься этим совершенно не хочется, практической пользы от этого нет.
Остальные активности, как уже можно догадаться, также сводятся к нажатию одной кнопки и еще большему времени ожидания. Захотели отправиться в плавание или построить защитную стену — будьте добры подождать пару игровых лет. Все эти манипуляции приносят очки влияния или дополнительное золото, но с таким же успехом можно было просто ускорить игровое время.
Когда THQ Nordic заявила, что The Guild 3 станет прямой наследницей первой части, я не думал, что настолько буквально. Игра выглядит, что называется, «вырвиглазно». При первом знакомстве складывается впечатление, что игра опоздала к релизу лет на пятнадцать. Угловатые модели, мыльные текстуры, жуткие персонажи, завышенная резкость картинки, крохотная библиотека анимаций — и это в игре, которая вышла в ранний доступ в 2017 году, не в 2003.
Все обещанные карты городов выглядят однообразно и нелепо. Убранства внутри помещений скучны и детализированы на уровне второй «Готики». Даже в The Guild 2 окружение было интерактивным, все действия анимированными, а в диалогах камера приближалась на манер RPG — а в третьей части всего этого нет и в помине.
Интерфейс банально перегружен. Без обучения новичок потеряется в многообразии кнопок по всему экрану. Ни внятной группировки, ни адекватного распределения по назначению, ни подсказок — ничего нет. Загрузочные экраны будто нарисованы на скорую руку, а общий дизайн и графическую стилизацию и вовсе не продумывали.
При такой убогой графике The Guild 3 умудряется тормозить у большинства игроков. Пользователи Steam то и дело жалуются на постоянные подвисания на требуемом игрой железе. Игре нужны 8 Гб видеопамяти, 16 Гб оперативки и процессор не ниже i7-4790. И это для игры с такой жуткой картинкой.
По части звука проект ничем не примечателен. Музыка не напрягает, город шумит, некоторые диалоги озвучены, а диктор приятным голосом знакомит с игрой. Некоторые игроки жалуются на баги со звуком, но лично у меня таких проблем не наблюдалось.
В целом The Guild 3 выглядит дешево даже по меркам инди-проекта.
***
Чуда не случилось, и The Guild 3 на релизе так и осталась скучным и уродливым таймкиллером. В игре нет ничего, что может увлечь игрока на долгие часы, а все новые возможности оказались лишь мишурой. Хочется политических интриг и династийных браков? Тогда вам в Crusader Kings 3. Ищите ролевого отыгрыша? Обратите внимание на Mount & Blade 2: Bannerlord. Хочется побыть обычным крестьянином и полжизни потратить на выращивание пшеницы? Установите Medieval Dynasty.
Как вам релизная версия The Guild 3?
Пройти опрос
Мда, я несколько разочарован, ждал лучшего в The Guild 3