VGTimes Logo VGTimes Logo

Почему разработка Duke Nukem Forever затянулась на 14 лет, как игра обанкротила разработчиков, и хорош ли слитый билд 2001 года?

12 мая 2022, в 17:00
Слушать статью: Ден, Макс

На днях в сеть слили старый билд Duke Nukem Forever. Версия 2001 года сырая, однако рубиться в неё на удивление приятно. Есть ощущение, что стоило 3D Realms поработать над билдом ещё полгода и получился бы суперхит. Так почему же та игра так и не увидела свет, и по какой причине разработка затянулась на 14 лет? Сейчас разберёмся!



Как появился Дюк Нюкем?

В 1991 году студия Apogee Software только начинала путь в игровой индустрии, однако амбиции у команды были фантастическими. Однажды Тодд Реплогле (Todd Replogle), Джим Норвуд (Jim Norwood), Джордж Бруссард (George Broussard) и Скотт Миллер (Scott Miller) решили выпустить экшен, где брутальный герой бродил бы по вычурным локациям, стрелял в монстров и срывал планы злого гения. Так и началась карьера Дюка Нюкема.

Изначально игру планировали назвать Metal Future, но имя героя звучало так круто, что тайтл переименовали. Геймеры видели название Duke Nukem и сходу понимали, кто тут главный.

Любопытно, что в какой-то момент фамилии чуть не лишился сам Дюк. Выяснилось, что так же звали одного из персонажей проходного мультсериала. Разработчики думали превратить героя в Дюка Нюкума, но выяснили, что авторы мультика не застолбили права на имя. В общем, всё обошлось.

В 1991 году Дюк был типичным героем боевика: молчаливым мускулистым мужиком с квадратной челюстью. Да и сам проект напоминал обыденный платформер: бегай, прыгай, стреляй в пришельцев и лопай куриные крылышки для восстановления HP. Однако заниматься этим было весело, и игра разошлась тиражом в 70 тысяч копий. Успех по тем временам.

Со второй части герой начал становиться всё более дерзким и самоуверенным. По сюжету инопланетяне похитили Дюка прямо с презентации его книги «Почему я настолько велик?». Они хотели использовать мозг героя для планирования атаки на Землю, но не на того нарвались: Нюкем захватил инопланетный корабль и спокойно полетел на Землю, которую считал своей собственностью.

В целом, платформеры про Дюка вышли неплохими, однако истинного успеха герой добился лишь в 1996 году. Именно тогда вышла Duke Nukem 3D.

Какой герой из шутеров круче?

Результаты


Почему Duke Nukem 3D так полюбили?

В Duke Nukem 3D серия наконец приобрела все узнаваемые черты. Игра стала шутером от первого лица, а технические возможности позволили реализовать множество улётных фишек.

До Duke Nukem 3D вышло немало крутых шутеров вроде DOOM и Quake, однако в этот раз разработчики предложили нечто новенькое. На место мрачных уровней и вопиющей серьёзности пришло безудержное веселье.

Герой парил на джетпаке, осыпал инопланетян градом ракет, эффектно взрывал бомбы-липучки или же просто пинал негодяев ботинком. Больше всего геймерам полюбилась уменьшающая пушка, которая превращала здоровенных монстров в мелочь размером с лягушку.

При этом большую часть времени герой занимался подобным безобразием не на унылой марсианской базе, а на Земле. Поэтому Дюк в любой момент мог отвлечься и расслабиться в парке развлечений или кинотеатре для взрослых.

Пожалуй, именно интерактивность стала одной из главных фишек шутера. Никто не запрещал Дюку играть в бильярд или врубить телек и залипнуть за просмотром кино. В стрипклубе герой мог наградить танцовщицу долларом, чтобы получше рассмотреть её фигуру, в караоке пел Born to Be Wild, а здоровье восполнял у питьевых фонтанчиков. В конце концов, Нюкем даже от зеркал отражался, что по тем временам было откровением.

Шарма добавляли комментарии Дюка, которого озвучил легендарный Джон Сент-Джон (Jon St. John). Задержитесь перед зеркалом, и Дюк начнёт самолюбование: «Чёрт возьми, я хорошо выгляжу». Отложите на секунду джойстик: «Чего ты ждешь? Рождества?». Взгляните на автомат, где запущена Duke Nukem 2: «Хмм, у меня нет времени играться с самим собой».

В сторону врагов тоже летели примечательные фразочки. «Мой сапог, твоё лицо — идеальная пара». «Твоё лицо, твоя задница, в чём же разница?». «Время жевать жвачку и драть жопы — жвачка у меня кончилась».

А после победы над финальным боссом Дюк делал из головы зловещего инопланетянина унитаз и усаживался на него с газетой в руках. Неудивительно, что пришельцы убрались с планеты.

Именно сочетание интерактивности, юмора и динамичного геймплея позволила игре на равных конкурировать, например, с Quake. Культовый шутер от id Software впечатлял технологичностью и драйвом, но был не таким обаятельным. Неудивительно, что Duke Nukem 3D стала одной из лучших игр своего времени и при бюджете в 300 тысяч долларов разошлась тиражом в три с половиной миллиона копий.


Разработка Duke Nukem Forever

После оглушительного успеха анонс продолжения был вопросом времени — официально о разработке заговорили уже в 1997 году. Тогда никто и подумать не мог, что процесс затянется на 14 лет, авторы обанкротятся ещё до релиза, а доводить Duke Nukem Forever до ума будет сторонняя студия. Причиной стало бесчисленное количество сомнительных управленческих решений.

Странности начались с самого начала. К примеру, авторы решили пилить продолжение на движке Quake 2 — они даже заплатили id Software космические по тем временам 500 тысяч долларов. При этом самостоятельная версия движка тогда ещё не вышла, а команде не терпелось взяться за дело. В итоге на старте использовали основу из Duke Nukem 3D, а затем наработки пришлось переносить.

Да и вообще работа с трёхмерным движком оказалась более хлопотной, чем предполагалось. Вскоре стало ясно, что процесс затянется.

Изначально Duke Nukem Forever должна была выйти в 1998 году. План оказался несбыточным, однако команда всё же освоила новые инструменты и увлечённо работала над проектом. Казалось бы, ещё немного, и всё получится.

Однако в голову менеджерам пришла гениальная идея о смене движка. В этот раз они решили перенести Duke Nukem Forever на Unreal Engine 1. Вероятно, Джордж Бруссард и команда считали, что переход будет безболезненным и не займёт много времени, но суждение оказалось ошибочным.

Вопреки ожиданиям о скором релизе, шутер надолго выпал из информационного поля. Впрочем, разработчики верили, что находятся на правильном пути, и в 2001 выкатили сногсшибательный трейлер. В те времена он выглядел так круто, что геймеры простили переносы и поверили в грядущий шедевр.

Однако все мы знаем, что последовало за трейлером. Ничего.

Вместо того, чтобы сфокусироваться на имеющемся билде, Бруссард продолжил генерировать идеи, наполнять игру фичами и перекраивать геймплей. Всё это затягивало разработку, и в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля.

Учитывая, что работа над Duke Nukem Forever стартовала ещё в 1997 году, трудно даже представить, сколько денег разработчики слили в трубу. В 2001 компания издала Max Payne и сорвала куш, однако даже внушительных поступлений в бюджет не хватало, чтобы покрыть расходы на разработку.

К тому же многие талантливые разработчики устали тратить жизнь на несбыточную мечту Бруссарда — им хотелось заняться чем-то новым. Это стало причиной множества увольнений: штат и раньше был недоукомплектован, однако теперь ситуация стала совсем уж плачевной.

К тому моменту права на Дюка Нюкема и Макса Пейна успели перейти к Gathering of Developers, а затем и к Take-Two. При этом с владельцами Rockstar Games разговор не сложился сразу. К примеру, Бруссард просил издателя подкинуть на разработку 5 миллионов долларов: поначалу Take-Two согласилась, но затем выдвинула ультиматум — 2.5 миллиона сейчас, 2.5 после релиза. Гордого разработчика это не устроило.

Тем временем Duke Nukem Forever всё ещё была далека от релиза, а терпение Take-Two иссякало. Тогда издатель решил избавиться от Бруссарда и команды, а затем передать наработки сторонней студии. Всё это вылилось в громкий скандал с исковыми заявлениями, взаимными обвинениями и прочим безобразием.

К счастью, сторонам всё же удалось договориться до суда. В результате Duke Nukem Forever оказалась в руках Gearbox Software, а 3D Realms закрылась. Увы, создателям Дюка Нюкема так и не удалось довести игру до релиза.

В 2011 году новые приключения мускулистого героя всё же вышли, однако Gearbox не удалось сотворить чудо. Проект слишком часто пересобирали по кусочкам — неудивительно, что игра выглядела устаревшей и растерявшей весь шарм.

Вероятно, Duke Nukem Forever не была такой ужасной, как говорили на релизе. Просто от игры ждали слишком многого, и шутер не оправдывал надежд ни в техническом, ни в геймплейном, ни в каком угодно ещё плане.

Особенно печален провал на фоне слива билда 2001 года. На днях все желающие получили возможность установить старую версию Duke Nukem Forever и оценить, какой игра была в начале нулевых. Спойлер: весьма достойной!


Билд Duke Nukem Forever 2001 года

Слитые билды редко бывают такими же доработанными, как в случае с утерянными «Приключениями капитана Блада». Зачастую недоделанные версии кривые и неиграбельные — однако с Duke Nukem Forever всё не так плохо. В билде 2001 года полно проблем, однако провести немало увлекательных часов в игре можно.

Трудно оценить, насколько слитая версия готова в плане контента: поговаривают, что в ней 80 процентов запланированных уровней. При этом по мере прохождения левелы становятся менее проработанными, но со стартовыми локациями всё в порядке.

Игра стартует в пентхаусе Дюка, на который нападает толпа спецназовцев. Телами отважных солдат завладела инопланетная нечисть — тварь намерена захватить Землю и, конечно же, разобраться с Нюкемом.

Пентхаус отлично проработан. На потолке красуется переработанная фреска «Сотворение Адама», где место бога занял Дюк. Комнаты украшены картинами, вазами и прочей утварью. По углам расставлены игровые автоматы и бильярд — во всё по традиции можно поиграть.

Интерактивности добавляет и механика головоломок. Уже на первом уровне герою предстоит разбираться с задачкой в духе BioShock — а ведь творение Кена Левина (Ken Levine) выйдет лишь в 2007 году. При этом в процессе Дюк реалистично водит пальцами и здорово взаимодействует с девайсом.

Стоит герою выбраться из квартиры и взглянуть на город с высоты, как становится ясно: выйди игра 21 год назад, несомненно угодила бы на вершину топа самых красивых игр своего времени. Чего уж там, даже сейчас смотреть в экран приятно.

Плюс игра сходу удивляет технологичностью, которая в 2001 году снесла бы крышу. Взять хотя бы физику стёкол: стоит пнуть окно ногой, как оно ломается лишь в месте удара, а затем реалистично рассыпается. Подобное даже в современных играх встречается редко — геймеры успели привыкнуть, что после выстрела тут же разваливается всё стекло.

С экшеном тоже всё в порядке: Дюк быстро бегает, умело разносит толпы негодяев и круто бьёт ногами. В целом, заниматься этим весело, однако как раз в шутерной механике есть проблемы. Враги кажутся несбалансированными и слишком быстро убивают, а их расположение порой странное.

К тому же не все пушки одинаково полезны в бою. Пользоваться комфортно разве что пистолетом, огнемётом и пулемётом — про остальное лучше забыть.

К левелдизайну у кого-то тоже возникнут вопросы. К примеру, однажды Дюк окажется в большой комнате с проходом в маленькую кухню. Можно десять минут бегать от стенки к стенке, пока не выяснится, что за распахнутой дверью холодильника припрятана еле заметная вентиляция — туда-то и нужно герою. Впрочем, такие фишки были и в Duke Nukem 3D, так что называть это однозначным недостатком не стоит.

Настоящая проблема связана с освещением. Кто-то говорит, что корень всех бед в неправильной работе Unreal Engine 1 на современных системах, а другие считают, что разработчики просто не успели допилить систему света. В любом случае факт остаётся фактом: в Duke Nukem Forever 2001 года полно мест, где вообще ничего не видно, а фонарь Дюк достаёт только в заскриптованных местах.

Чем дальше продвигаешься по сюжету, тем больше недостатков всплывает. К примеру, есть целые уровни, на которых вообще нет врагов, — их просто не успели расставить. В такие моменты Duke Nukem Forever превращается в симулятор ходьбы.

Ну и саунда в билде практически нет. NPC лишь шевелят губами, на фоне не звучат эпические мелодии, а редкие фразы самого Дюка взяты из Duke Nukem 3D.

Либо модели NPC недоделаны, либо у Дюка странный вкус
Либо модели NPC недоделаны, либо у Дюка странный вкусЛибо модели NPC недоделаны, либо у Дюка странный вкус

В целом, в слитой версии Duke Nukem Forever виден великолепный фундамент для отличной игры. Если бы разработчики не распылялись, а собрали волю в кулак и сфокусировались на доработке билда, допилили бы его примерно за полгода. Тогда свет бы увидел шикарный шутер, который точно получил бы высокие оценки и разошёлся отличным тиражом.

Впрочем, ценителям ретро-гейминга не стоит грустить. Билд сырой, однако фанаты уже приступили к его доработке. Нет сомнений, что вскоре в сети окажется доведённая до ума версия с нормальными уровнями, адекватным освещением, сносным балансом и расставленными по всем локациям врагами.



***

История разработки Duke Nukem Forever трагична: 3D Realms развалилась, релизная версия оказалась странной, а современные геймеры успели позабыть про Дюка. А ведь игра всего лишь нуждалась в адекватном управленце, который бы не менял движки словно перчатки и вместо бесконечной генерации идей сфокусировался на готовых механиках. Жаль, что история не знает сослагательного наклонения.

Как вам Duke Nukem Forever?

Результаты

+1
Комментарии 2