Когда-то игровая индустрия не могла впечатлить множеством годных проектов и не конкурировала с литературой и кинематографом. Всё изменилось благодаря выдающимся геймдизайнерам — но кто эти легендарные люди, и что именно они придумали? Залетай в статью и узнаешь!
FromSoftware давно ассоциируется с жанром souls-like. Многие успели позабыть, что до того, как в команду пришёл Миядзаки (Hidetaka Miyazaki), студия выпустила пятьдесят других игр — среди них были файтинги, хорроры, карточные проекты и экшены про мехов. Однако даже славной серии Armored Core далеко до успехов Demon's Souls, Dark Souls, Bloodborne или Elden Ring.
Когда Миядзаки пришёл в геймдев, ему было уже за тридцать. При этом в FromSoftware он изначально был планировщиком и не занимался разработкой. Однако со временем творческое начало взяло верх, и маэстро всё-таки подпустили к созданию игр.
Разработку Demon's Souls Миядзаки поручили не потому, что разглядели в нём гения. Никто просто не знал, что делать с игрой — работа над ней напоминала абсолютный хаос. Хидетака предложил любопытный эксперимент и получил шанс проявить себя. Как мы знаем, возможностью он распорядился на все сто.
В 2009 году индустрия стремилась к упрощению всего и вся. Игры были нацелены на максимально широкую аудиторию и предпочитали не бросать серьёзный вызов. Однако Миядзаки рискнул и разработал максимально недружелюбную игру, которая удивляла сложностью.
Туманно поданный сюжет, отсутствие адекватного обучения, враги, которые убивают с пары ударов, колоссальных размеров боссы с вычурным дизайном. Казалось бы, Demon's Souls должна была остаться незамеченной, но всё получилось иначе. Геймерам понравился полный опасностей мир и высокая сложность — важно, что игра напрягала, но не ставила невыполнимых задач.
Миядзаки продолжил развивать концепцию и в 2011 выпустил Dark Souls, которая недавно получила титул лучшей игры всех времён по версии Golden Joystick Awards. Разработчику удалось придумать новый жанр и изменить игровую индустрию.
Маэстро начал путь в гейминге в солидном возрасте и всё равно смог обрести величие. Может и вам по силам провернуть нечто подобное и создать великую игру? В хорошей команде это возможно. От работы в геймдеве вас отделяет всего один клик.
Вышедшая в 1987 году Metal Gear была не первым проектом Хидео Кодзимы (Hideo Kojima), однако именно она заставила мир говорить о талантливом японце. Дело даже не в том, что разработчик произвёл революцию в жанре стелс. Он наполнил игру немыслимым количеством мелочей, которые взрывали геймерам мозг.
К примеру, враги не просто стояли на посту или патрулировали местность, а подчинялись распорядку. В обед они отправлялись покушать, а ночью охотно засыпали — главному герою Снейку приходилось учитывать эти факторы. При этом стоило им заметить противника, как охрана вместо того, чтобы банально открыть стрельбу, вызывала подкрепление и начинала охоту.
В следующей части фишек стало ещё больше. Если герой долго находился в воде, он мог заболеть и раскашляться — звук выдавал врагам его расположение. Чтобы высадиться на базу врага, нужно было учитывать направление ветра — с этим помогал сигаретный дым. Отвлечь врагов удавалось, вставив в магнитофон гимн Занзибара. Тогда солдаты прекращали патрулирование и замирали по стойке смирно.
Ломать четвёртую стену Кодзима тоже начал уже с первой части. В Metal Gear антагонист болтал со Снейком по рации и порой обращался непосредственно к игроку, предлагая не ввязываться в драку и выключить игру.
Круче всего взаимодействие с геймером проявилось в Metal Gear Solid, где герой сталкивался с боссом Мантисом. Он был телепатом, способным читать игрока как открытую книгу. Сначала сверхчеловек анализировал прошлое Снейка: как эффективно он сражался, сколько раз сохранялся, вёл ли себя тихо или много шумел. Затем босс просил самого игрока положить контроллер на стол и, благодаря вибромоторчикам, начинал двигать его «силой мысли».
Учитывая, что Психо Мантис был экстрасенсом, уворачиваться от выстрелов и ударов для него было легче лёгкого. Самый простой способ победить злодея — переключить геймпад в другое гнездо, сбив противника с толку.
Внимание к мелочам, стремление удивить геймеров и проработка сценария сделали Кодзиму одним из величайших разработчиков всех времён. Его проекты и правда изменили игровую индустрию.
Жанр survival horror появился ещё до того, как Миками придумал игру про зомби. Когда вышла Resident Evil, на прилавках магазинов лежали аж три части Alone in the Dark. Однако творение японского разработчика получилось настолько ошеломительным, что конкурент надолго пропал с радаров.
Дело в том, что оригинальная Resident Evil стала эталонным хоррором, который до сих пор не устарел. Жуткая атмосфера всё ещё держит в напряжении. Медленно открывающиеся двери, за которыми может находиться какая угодно опасность, продолжают напрягать. Первая встреча с зомби бросает в дрожь даже во время десятого прохождения. К запрыгивающим в окна доберманам невозможно привыкнуть. Лизуны до сих пор снятся геймерам в кошмарах.
В игре 1996 много впечатляющих эпизодов, и забыть их невозможно. Благодаря этому издатель не так давно подтянул графику игры и до сих пор активно её продаёт, а геймеры с удовольствием проходят классику.
Занятно, что в 2005 Миками выпустил Resident Evil 4, где переизобрёл жанр. Поначалу геймдизайнер развивал старую концепцию. Фиксированная камера, замкнутые локации, неторопливый геймплей — такой должна была стать четвёртая часть.
Когда игра была наполовину готова, Миками понял, что результат его не устраивает. Тогда маэстро решился на инновации: волевым решением наработки были отправлены в утиль, а команда приступила к трансформации серии.
В итоге Resident Evil 4 стала другой игрой. Камера отправилась за плечо Леону, врагов стало больше, локации — просторнее. Даже эпические кат-сцены с QTE появились. Быть может, самые олдскульные фанаты не приняли изменений, но большинство геймеров остались в восторге. Всё-таки не зря четвёртая часть считается одной из лучших игр в истории.
Питера Молиньё (Peter Molyneux) часто недооценивают. Всё из-за обещаний, которые он не выполнил во время разработки Fable. Разработчик мыслил слишком масштабно и сделал множество заявлений, сбыться которым было не суждено. Однако не стоит забывать, что Молиньё выпустил немало великих игр, которые стали жанрообразующими.
В 1989 году он создал Populous. Это был симулятор бога, где геймер не мог управлять юнитами вручную, а лишь подталкивал их к решительным действиям. Можно было терраформировать местность, создавать вулканы, соединять острова и даже обрушивать на землю огненные шары, однако взять под контроль подданных — нет.
Идея получилась инновационной и долгое время развивалась. Лучшим проектом в жанре «симулятор бога» стала вышедшая в 2001 году Black & White, за которую также отвечал Молиньё.
А ведь Питер придумал и множество другой годноты: например, в 1994 он выпустил Theme Park. Это был симулятор владельца парка развлечений, где геймеры возводили аттракционы, прокладывали дорожки, ставили урны, скамейки, ларьки с мороженым и зарабатывали деньги. При этом аттракционы ломались, а посетители буянили, мусорили и могли заскучать — ради прибыли игроку приходилось следить за множеством факторов.
Theme Park обрела колоссальный успех и продалась тиражом в 15 миллионов копий. После этого разработчики поняли, что на жанр «симуляторов» стоит обратить внимание.
Конечно, амбиции Питера Молиньё сыграли с ним злую шутку. Однако у геймдизайнера достаточно заслуг, чтобы считать его одним из величайших инноваторов в индустрии.
В 1998 году Сигэру Миямото (Shigeru Miyamoto) стал первым разработчиком, удостоившимся места в Зале игровой славы. Решение заслуженно на все сто, ведь японец создал немало культовых серий и осчастливил множество детей. Если бы не он, юнцы не прыгали бы по грибам, управляя усатым водопроводчиком, не познакомились бы с Донки Конгом и не спасли бы Зельду от Ганона.
За серию The Legend of Zelda Миямото стоит выразить отдельный «респект». Первая часть вышла в 1987 и положила серии начало. По сюжету армия принца тьмы Ганона вторгается в Хайрул. Королевству не удаётся дать оккупантам отпор: в итоге земли разорены, а Ганон уже тянет лапы к артефакту Трифорсу Силы, который даёт владельцу невиданное могущество.
К счастью, Зельда, принцесса Хайрула, успевает разделить ценную вещичку на восемь частей и раскидать их по большой территории. Теперь вся надежда на случайно угодившего в заворушку Линка: ему предстоит собрать фрагменты, обрести мощь и дать Ганону по зубам.
Сюжет был простым, однако в те времена многие разработчики вообще игнорировали историю. Миямото же придумал приятный лор и запоминающихся персонажей, которые вошли в историю видеоигр. Всё-таки не просто Робин Уильямс (Robin Williams) назвал дочку Зельдой.
Геймплей до сих пор неплох, а уж в 1986 и вовсе казался революционным: он сочетал элементы экшена, квеста и RPG. Герой бился с негодяями, решал загадки, обыскивал лабиринты, менял оружие и использовал волшебные предметы вроде останавливающих время часов.
При этом поначалу у Линка не было даже меча — только щит, защищающий от вражеских ударов. Чтобы выполнить миссию, ему предстояло отыскать экипировку, сразиться со множеством врагов и обыскать уйму локаций.
За долгую карьеру геймдизайнера Миямото многое привнёс в жанры платформеров и RPG. Если бы не он, современный гейминг был бы совсем другим.
***
Список выдающихся инноваторов можно продолжать бесконечно: Сид Мейер (Sid Meier), Джон Ромеро (John Romero), Майкл Морхейм (Michael Morhaime), Тим Суини (Tim Sweeney) — у каждого найдётся свой герой. Достижения этих творцов многих вдохновили на создание крутых игр. Быть может, и вы однажды разработаете что-нибудь грандиозное? Работа в ZiMAD может стать неплохим началом: загляните в вакансию и попробуйте свои силы в разработке игр!
Создатель Принца Персии, еще снесовского...он тогда первый придумал систему проекции фотореплистичной анимации, с помощью обычной камеры.
И почти все они японцы)