10 декабря вышла GTFO, кооперативный шутер с элементами хоррора. Фишка в том, что проект студии 10 Chambers мало чем походит на конкурентов. Геймплей требует максимальной сыгранности команды, тотального понимания механик и предельной внимательности. Даже малейшая ошибка одного из компаньонов может привести к беде. Но интересно ли играть в столь хардкорный проект? Я вдоволь настрадался в GTFO — и спешу поделиться впечатлениями!
GTFO — дебютный проект студии 10 Chambers, однако назвать разработчиков новичками нельзя. Основатель компании — Ульф Андерссон (Ulf Andersson), который в 2011-м вместе с братом создал серию PayDay. Увы, однажды пути родственников разошлись: Overkill Software была выкуплена, а инвесторы начали усердно доить игру.
Ульфа огорчило, что вместо творчества он вынужден заниматься чистой коммерцией. Тогда-то он и основал 10 Chambers и своими силами выпустил игру, на которую не дал бы добро ни один издатель. Уж слишком недружелюбной и своеобразной была концепция.
Впрочем, несмотря на хардкорность GTFO пришлась геймерам по вкусу. Они два года рубились в неё во время раннего доступа и, наконец, дождались полноценного релиза. Но стоит ли вам обратить на новинку внимание?
Если ищете новых впечатлений, не боитесь испытаний и, в идеале, знаете трёх готовых вступить в команду товарищей, GTFO окажется для вас находкой. Однако, если вы одиночка или ищете весёлых пострелушек, лучше обойти проект стороной — иначе он заставит страдать.
У вас есть друзья-геймеры, с которыми вы играете??
Пройти опросГлавные герои GTFO — далеко не славные парни, которые спешат творить добро и спасать мир. Они — матёрые уголовники, оказавшиеся в плену у таинственного Смотрителя. Теперь он отправляет бедолаг в разрушенный исследовательский комплекс, расположенный глубоко под землёй.
Если четвёрка бойцов справится с заданием и вытащит на поверхность нечто ценное, получит снисхождение. Вот только подземный мир полон столь жутких тварей, что надежда вернуться ничтожно мала, — раскиданные тут и там трупы других заключённых это подтверждают.
Стоит отметить, что сюжета в GTFO толком нет. Перед бойцами есть ряд заданий, с которыми нужно совладать, — знать больше геймерам необязательно. Однако, если вы намерены разобраться в лоре, будьте внимательны к деталям.
Кто такой этот могущественный Смотритель? Что за комплекс мы исследуем? Откуда здесь взялись жуткие смертоносные твари? Заключённые пытаются добыть что-то действительно ценное или же их вылазка — банальная игра на выживание? Какую именно награду они получат, если справятся?
Найти зацепки можно в раскиданных по локациям терминалах. Обрывки информации оставил слетевший с катушек заключённый, который долгое время выживает в глубинах комплекса и делится путанными мыслями. Фанатам игр великой FromSoftware такое понравится, однако ценители цельной и комплексно поданной истории, вероятно, забьют на повествование.
В целом, у вселенной GTFO занятный лор, в котором есть место интересным событиям и неожиданным поворотам, однако авторы явно не фокусировались на сюжете. Они сделали ставку на безжалостный геймплей.
Если, услышав словосочетание «кооперативный шутер», вы представляете группу умелых вояк, которые прорываются сквозь толпы врагов с пушками наперевес, забудьте об этом. GTFO — не такая.
Чтобы выжить в недружелюбном комплексе, бойцы должны быть тише воды, ниже травы. Патронов у них мало, враги бьют сильно, стрелять не слишком удобно, а целиться нужно точно в голову — именно поэтому с монстрами лучше разбираться так, чтобы никто даже не узнал о вашем присутствии. Стоит монстру заметить группу, как он издаст громкий визг, а по вашу душу слетится орава, которая, вполне вероятно, всех сожрёт.
Облегчает задачу то, что монстры в GTFO слепые. Вы можете пройти прямо у них перед носом. Главное, не направлять на них фонарь, — слишком яркий свет они всё-таки заметят.
Также бойцам нельзя шуметь. Если кто-то начнёт топать, стрелять, ломать замок или пищать электронной отмычкой, ждите беды. Впрочем, даже если вы крадётесь, монстры могут обострить чувства и заподозрить неладное — тогда команда должна замереть, пока существо не успокоится. Один шорох, и пиши-пропало.
В конце концов, даже тихое убийство монстра, рядом с которым стоит другой враг, приведёт к тревоге. Группу стоит либо обойти стороной, либо окружить тварей и расправиться с ними синхронно.
А ведь хватает и других способов спалиться. Например, со временем на локациях появляются Скауты. Это создания, из которых растут опутывающие помещение тентакли — стоит дотронуться хоть до одной, как ваше присутствие будет раскрыто.
GTFO ставит перед командой серьёзные требования: солдаты должны быть тихими, сплоченными и умелыми. А ведь не так-то просто собрать четверых игроков, которые освоив механики, примут подталкивающие к стелсу правила и согласятся действовать, как единое целое.
Вы не раз встретите ситуации, когда четыре монстра стоят бок о бок, а обойти их нельзя — рядом шкаф, в котором валяется важный ключ. Если даже один геймер не услышит команду, замешкается с ударом, не замрёт, когда существо начнёт что-то подозревать, или забудет выключить фонарик, туго придётся всей группе.
А ведь начать взаимодействие нужно до того, как группу отправят исследовать комплекс. Ещё в лобби союзникам нужно договориться, кто возьмёт турель, которая перестреляет монстров, кому стоит схватить пенную пушку, чтобы укрепить двери и выиграть время, а кто будет таскать отсасывающий ядовитый дым девайс.
Как видите, GTFO требует максимального уровня кооперации, и добиться его с рандомами будет непросто. В команде всегда найдётся кто-нибудь, кто раз за разом будет подставлять группу и агрить толпы монстров, истощая запасы патронов и здоровья.
Проблема в том, что зачастую геймеры просто не понимают, как играть в GTFO. Авторы не внедрили даже минимального обучения, чтобы поведать, как разобраться с тварями. Я и сам не раз приводил группу к гибели, из-за того, что не понимал: когда монстр светится, нужно замереть. Такие фишки узнаются от более опытных компаньонов или на практике.
Особенно остро проблема проявляется на стартовых уровнях, где народ по незнанию носится по локации и палит во всё, что движется. Неудивительно, что не пройдёт и получаса, как все сложат головы. Из-за этого мне понадобилось семь заходов, чтобы пройти первую локацию.
При этом мне ни разу не удалось собрать полную группу из русскоговорящих игроков — лишь выбрав в критериях поиска английский, лобби наполнялось, как надо. Быть может, это досадное недоразумение, но если нет, без знания языка придётся туго.
При этом, даже собирая команду английских джентльменов, в лобби может залететь китаец, который не разберёт ни единой команды. Вероятно, такие геймеры просто не смогли найти группу соотечественников и выбрали самый популярный язык.
Однако, если вам удастся найти друзей для совместной игры или познакомиться с адекватными геймерами в официальном Discord проекта, GTFO подарит множество ярких эмоций.
Вы будете обсуждать тактику, прикрывать друг другу спину, координировать действия и медленно, но верно продвигаться к цели. Впрочем, просто всё равно не будет — даже с хорошей командой два последних уровня стали для меня непреодолимым испытанием.
Дело в том, что даже самой тихой группе не удастся пройти задание исключительно по стелсу. Дорогу к нужной вещичке преграждает несколько дверей, которые при открытии поднимают тревогу. Именно тогда нужно пенить проходы, из которых полезут монстры, грамотно расставлять турели и ставить мины.
Монстры толпой сбегутся на звук и начнут рвать и метать — при этом среди них будут, как рядовые слиперы, так и здоровенные гиганты, которые сильно бьют и неохотно погибают. Хорошая новость в том, что стоит отряду выдержать натиск, как игра сохранится. Теперь смерть отправит не в начало миссии, а к чекпоинту.
А ещё добыв нужный предмет, вам придётся экстренно сматываться к месту начала задания, потому как монстры в этот момент озвереют. Обычно отступление становится самым напряжённым моментом миссии.
В GTFO есть ещё одна оригинальная механика, связанная с терминалами. Дело в том, что локации большие — найти вещичку, ради которой вы прибыли, не так-то просто. К счастью, на местности можно отыскать терминалы, куда вручную вводятся команды. Набрав на клавиатуре определенную комбинацию, вы узнаете, где валяются нужные ключи, и в какой области цель. Если подберётесь к объекту близко, его можно даже пропинговать.
Впрочем, идти строго к цели не стоит. По локациям раскиданы артефакты, которые лучше бы найти и забрать. В грядущих вылазках вы сможете взять эти вещички с собой и получить неплохие баффы: здоровье будет восстанавливаться быстрее, оружие ближнего боя нанесёт больший урон и так далее.
К недостаткам GTFO можно отнести низкую реиграбельность: перепроходить миссии не особо интересно. Каждый раз разработчики слегка меняют расположение ключей и по-разному расставляют монстров, но путь к цели всегда будет один. Сюжетная тропа в любом случае поведёт вас через знакомые помещения, а тревога будет подниматься в тех же самых местах.
На странице в Steam авторы обещают, что периодически таинственный Смотритель будет менять кампанию — тогда старые уровни исчезнут, уступив место новым. Как часто будут происходить подобные обновления, неизвестно: может раз в месяц, может раз в год.
GTFO нельзя назвать технологичным проектом. Временами картинка выглядит так, будто игра вышла десять лет назад: корявые анимации, простоватые текстуры, скудные эффекты. К тому же локациям не хватает разнообразия. Временами группа будет оказываться в неожиданных местах, но куда чаще бродить придётся по тёмному комплексу, дизайн которого быстро приедается.
А вот монстры нарисованы отлично. Они пугающе выглядят, жутко двигаются, а их атаки могут удивить. Даже рядовых слиперов приятно разглядывать аж на десятом часу игры.
Плюс враги, как и вся игра, отлично звучат. Они пугающе кряхтят, ужасно ревут, а каждый шорох заставляет отряд напрягаться. Над саундом 10 Chambers поработала на славу.
Чтобы запустить GTFO, хватит даже слабенького PC с видеокартой GT 1030, 8 Гб оперативной памяти и процессором i5 2500K. Я проходил игру на ноутбуке с GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативки и процессором AMD Ryzen 5 3550H — такого железа хватило, чтобы поднять настройки до максимальных и получить стабильный FPS.
За всё время я встретил лишь пару мелких багов и один раз вылетел из-за неведомой ошибки. В общем, в техническом плане игра работает нормально.
Единственная претензия к спорным чекпоинтам: GTFO может сохранить прогресс за мгновение до того, как группа падёт. В итоге пару раз отряду, который практически добрался до цели, приходилось начинать катку сначала. Впрочем, геймеры, которые застали игру, когда в ней вообще не было чекпоинтов, посмеются над этой претензией.
***
GTFO — одна из самых необычных кооперативных игр, которая впечатляет концепцией и высокой сложностью, а также требует от команды максимально слаженных действий. Если вы не готовы часами изучать механики, злиться на портящих катку рандомов и раз за разом пытаться пройти один уровень, проект 10 Chambers вряд ли вам подойдёт. А вот геймерам, которые ищут от игр чего-то нового, запоминающегося и хардкорного, стоит обратить внимание.
Будете играть в GTFO?
Пройти опросКто то здесь сказал, что это игра для мазахистов, для мазахистов это серия игра soul's
Крутая игра, советую:
Дэйлайт, дарксайдерс, ДМС, ну и т.д
Хоть расскажи, что понравилось... хотя нет, не надо!
Ну там хорошую Тиму надо + играть самому хорошо если ты плохо играешь зря купил а так игра наверное норм
Выглядит достойно, думаю стоит заценить, но уже предвкушаю, как у меня будет полыхать))
игра действительно сложная и в некоторых местах бросает вызов