Обзор Halo Infinite. Прекрасный западный консольный шутер с отличным ганплеем на замену православных Call of Duty, Half-Life и Battlefield
Уже 8 декабря все обладатели подписки Game Pass смогут прокатиться на вездеходе «Вепрь» по дорогам Ореола Зета в роли легендарного Мастера Чифа, спасителя человечества. Рассказываем о непростом пути 343 Industries к релизу, откуда растут ноги самых спорных аспектов Halo Infinite и почему поклонникам шутеров стоит обратить внимание на этот западный культурный феномен. Даже если прежде вы предпочитали Call of Duty, Half-Life и Battlefield.
Тернистый путь к релизу
На самом деле всё, что вам нужно знать о Halo Infinite, уже было рассказано в материале с первыми впечатления. Это хороший консольный шутер, который теперь может попробовать каждый благодаря Game Pass. В нём есть умные враги, крутые боссы, классный арсенал пушек, в меру просторный открытый мир, на который можно забить (!) и бежать строго по сюжету (есть даже достижение за прохождение за 8 часов).
Однако чтобы лучше понять проблемы Halo Infinite, а заодно оценить невероятную работу, которую проделала 343 Industries за последний год, нужно обратиться к новостям вокруг создания проекта.
Переместимся в 2015 год. Выходит Halo 5: Guardians. Мультиплеер игры критикуют за лутбоксы в виде паков карточек с косметикой и не только, а также малое количество карт, заигрывание с аудиторией Call of Duty и отсутствие редактора уровней.
Кампанию же громят за потерянный в ярких искрах арт-стиль Halo, отсутствие диванного Split Screen для кооператива, постоянное использование одного и того же босса, малое количество Мастера Чифа, странные суперудары нового поколения спартанцев, ужасный ИИ напарников и, самое важное, ложную рекламу.
Напомним, что маркетинговый отдел подавал Halo 5: Guardians, как эпическое противостояние двух спартанцев, в котором Мастер Чиф, спаситель человечества, внезапно становится эдаким ренегатом-антигероем со своей правдой. А в итоге противостояние спартанца Лока и Чифа закончилось кулачной потасовкой в катсцене без вмешательства игрока. И потом все подружились против настоящего злодея пятой части.
Да, после этого 343 Industries нужно было что-то менять. И буквально сразу, в 2015 году, началась работа над шестой частью, а точнее новым движком Slipspace, демонстрацию возможностей которого мы впервые увидели в 2018-м. Кстати, в описании до сих пор есть строчка Xbox One and Windows 10 Exclusive. Но, как оказалось, игре было не суждено выйти только на Xbox One.
В 2017 году начали появляться разговоры о том, что цикл разработки новой части может затянуться. Также можно найти упоминания о возвращении диванного кооператива, фокусе сюжета на Мастере Чифе и попытке мягко перезапустить всю серию. Но вместе с тем была и информация о планах сделать свой лайв-сервис наподобие Destiny.
2018-ый отличился тем, что команде в срочном порядке пришлось пресечь слухи о появлении в Halo Infinite аналога королевской битвы. И это был не первый и не последний раз, когда слухи вносили сумятицу.
В 2019-м до игроков начали доносить мысль, что игра будет практически духовным перезапуском Halo: Combat Evolved. Появился и первый сюжетный трейлер на движке Slipspace, в котором отчаявшийся пилот Echo 216 возвращает Мастера Чифа к жизни. И вроде всё хорошо, но в этот же год начинается утечка кадров с ключевых позиций.
В августе студию покидает творческий директор Тим Лонго (Tim Longo), но PR уверяет, что здесь нет ничего страшного и на помощь спешит ведущий продюсер Мэри Олсон (Mary Olson). Но уже в октябре и Мэри покидает 343 Industries. А уже летом 2020 года случился первый показ геймплея Halo Infinite. И эта была катастрофа.
Игра выглядело просто... никак. Низкая детализация, бедные текстуры и освещение. Мастер Чиф походил на зеленую пластиковую фигурку. Оружие в его руках выглядело хуже, чем в Halo: Reach (2010). А одного из брутов с грустным лицом игровое комьюнити нарекло Крейгом, раскатав на мемы. Первое впечатление спустя долгие пять лет ожиданий было подпорчено. И всё это происходило, когда мир уже чувствовал на себе последствия COVID-19, вынудевшего компании полностью пересматривать работу команд, раскидав всех на удаленку.
Именно лето 2020-го стало переломным для Halo Infinite. Прислушавшись к реакции игроков, 343 Industries перенесла дату выхода проекта. Новое поколение консолей Series S/X осталось без игры, которая должна была стать стартовым эксклюзивом. Затем произошло разделение кампании и мультиплеера, с переходом последнего на условно-бесплатную модель. С должности геймдиректора уходит Крис Ли (Chris Lee), в игровые СМИ снова пролезают слухи о режиме королевской битвы в Halo, а студия уже точно нацелена на релиз осенью 2021-го, но в итоге дата смещается на декабрь.
Единственная обнадеживающая новость того времени — это возвращение Джозефа Статена (Joseph Staten), работавшего над сценарием и поставкой в трилогии Halo авторства Bungie. Возможно, что для Halo Infinite его возвращение стало чем-то вроде появления Гэндальфа под конец битвы при Хельмовой Пади, переломившее ход сражения.
После всего этого производственного ада мы могли бы получить ещё один Crackdown 3 — игру, которую не смогли спасти ни растянувшиеся сроки разработки, ни надежный спонсор в лице Microsoft.
Но 343 Industries удалось сделать невероятное. Перешагнуть сыплющиеся кризисные ситуации, принять на себя критику игроков и журналистов, пожертвовав временем и деньгами, чтобы довести Halo Infinite до действительно готового состояния — пусть и с парой компромиссов. Например, очень жалко, что в Halo Infinite нельзя поиграть со старта в кооперативе, хотя это одна из особенностей серии.
Отличный ганплей, который будет затягивать
В плане ганплея Halo Infinite — один из лучших однопользовательских шутеров в этом году. Точка. Это олдскульный консольный шутер, в котором вас не заставляют нажимать «вперед» для демонстрации заскриптованных катсцен. Здесь нет абсурдных битв с боссами, в спину которых нужно ударить ножом три раза. Вместо этого — напряженные бои, в которых нужно использовать все геймплейные инструменты, что даёт игра.
Например, есть боссы, вооруженные гигантскими молотами. Сближение с ними — верная смерть. За один удар они могут отправить вас загружаться с последней точки сохранения. Поэтому в битве с ними активно используются рывки и крюк-кошка (она — чудо), а задачей становится как можно быстрее сбить вражеский энергетический барьер и часть брони на расстоянии.
Здесь нет сбора ресурсов, крафта, готовки или охоты. Всё, что хочет от вас игра, — чтобы вы получали удовольствие от побед над умными врагами. Здесь нет нужды жёстко следить за количеством патронов. Расстреляли все патроны и заряды? Так подтяните новую пушку крюком-кошкой с убитого врага. А вон стойка с оружием покруче, а вон станция для подзарядки, если не хотите менять ствол.
Что для вас важнее в шутере?
Или забейте на всё это и угоните инопланетный транспорт! Не хотите тратить время на войну на земле? Прыгайте в Банши и кружите над головами несчастных брутов, элитов и хрюков, атакуя с воздуха. Чувствуете, что не справляетесь? Загляните на отвоеванный ПОБ (универсальный аванпост), вызовите транспорт и отправьтесь на разборку в команде бравых морпехов. И всё это под эпичнейший саундтрек — так и хочется начать маршировать и воевать с инопланетной угрозой.
Есть усиленные версии пушек, которые можно получить за убийство необязательных боссов, разбросанных по всей карте. Их легко вычеслить по желтым акцентам, если речь о земных образцах, и по белому цвету, если говорить о инопланетных бластерах. В любое время их можно получить на аванпосте. Но это необязательно, так как на усиленные образцы можно наткнуться случайно по мере прохождения кампании. Она, к слову, закрывается часов за 8-12 (не на героическом уровне сложности).
Мир открытый и мир коридорный
Halo Infinite на Xbox Series X выглядит прекрасно. Каждую текстуру и материал можно часами рассматривать в микроскоп. Уж настолько картинка четкая и чистая. В целом арт-стиль стал похож на то, что делала Bungie, и это явно понравится фанатам.
Враги не сливаются с окружением и хорошо считываются по силуэтам и цветам, да даже по звукам. Динамичная смена дня и ночи добавляет жизни пейзажам Ореола. Картинка не пестрит излишками искр, эффектов или неестественных кислотных цветов. Она максимально натуралистична, и пускай это звучит забавно в контексте космического приключения с суперсолдатом и инопланетянами.
Но есть нюанс. Пейзажи в игре довольно однообразные. Кампания не ведёт вас через белоснежные песчаные пляжи, заснеженные горные вершины, экзотические джунгли с пульсирующими коконами-растениями.
Фактически у Infinite есть два состояния. Первое — это открытый мир, усеянный ёлками и военными объектами. Под конец ещё дают поглядеть на кладбище кораблей. А второе — это стерильные металлические коридоры, по которым бегали ещё западные геймеры-олды 20 лет назад.
Конечно, металлические коридоры стали выглядеть чуть симпатичнее благодаря докрученному свету и дымке. Да и перемешиваются они с открытым миром большую часть игры неплохо. Но это все ещё прямые металлические коридоры, которые не воспринимаются критично только из-за интересных боев с врагами.
Троя, не считая злодея
К игровому процессу вопросов нет, он действительно классный и не выдыхается даже при повторном прохождении. Всё, что было написано после первого знакомства с игрой, справедливо и после полного прохождения. А вот к истории, её подаче и масштабам, даже в сравнении с оригинальной Halo: Combat Evolved, не придраться невозможно.
Каст ключевых персонажей достаточно небольшой. У нас есть Мастер Чиф, герой, способный с одной пулей в пистолете выжить на смертельном задание. Такой зеленый Робокоп на службе человечества. Немногословный, придерживающийся мисси, которая периодически меняется. Максимально сфокусирован и изредка проявляет признаки человечности.
Компанию ему составляет невротичный пилот Echo 216, помогающий по сюжету перемещаться на погрузчике «Пеликан». Бедолага много недель пробыл в одиночестве на орбите Ореола после нападения Изгнанников. Для него Чиф — это билет куда подальше. Вот только сам Чиф никуда подальше улетать не хочет.
Мужскую тусовку разбавляет новый искусственный интеллект с лаконичным позывным Оружие (Weapon). Приятная виртуальная девушка, которая и пошутит, и взломать терминалы поможет, и вопрос задаст Чифу, который гложет игрока. Собственно, главный сюжетный спойлер, связанный с ней, лежит на поверхности.
В роли антагонистов выступают Изгнанники, каста наёмников, отколовшихся от Ковенанта. Их ведет жесткий авторитарный лидер Атриокс, желающий получить как можно больше власти в свои лапы и отомстить за страдания соплеменников.
Однако в рамках сюжета Halo Infinite сражаться мы будем не с Атриоксом, а с Эшарумом, его замом. Возвращению Мастера Чифа пожилой брут рад, ведь если герой человечества падёт от его рук или рук его воинов, он на века станет легендой, вдохновляющей остальных членов Изгнанников.
Есть и ещё одна сторона, у которой планы куда глобальнее, чем мериться воинской честью и мастерством. Но её присутствие в сюжете настолько скоротечно, что до конца не ясно, а что она собственно сделала, как это повлияет на компанию героев и Ореол Зета в будущем.
Да и в целом создаётся ощущение, что вселенную попытались ну очень сильно заземлить, будто кроме событий на Ореоле Зета больше ничего не происходит. Создается дух такого камерного театра с небольшим составом действующих лиц.
Halo Infinite — фундамент для будущей истории
Не поймите меня неправильно. Написана Halo Infinite хорошо. Мастер Чиф ведет себя и говорит, как Мастер Чиф. Куча мелких деталей на месте — например, обращение элитов к спартанцу, как к демону. Шутки, пафосные речи о воинском долге и минутки разговоров по душам расставлены очень удачно. Некоторые такие сцены с разговорами по душам и вовсе выбьют из фанатов ностальгическую слезу. Но уж очень всё камерно.
Чувствуется, что игра должна была стать условной Destiny, которая на протяжении многих лет будет обрастать новыми событиями. Поэтому пройти сейчас кампанию Halo Infinite — как посмотреть пилотный эпизод многообещающего сериала без четкого плана на продолжение. За этот пилотный эпизод вас знакомят с действующими лицами и особенностями мира, обрисовывая грядущую глобальную угрозу, которая страшнее всех предыдущих.
И вот вы уже жаждете узнать, что же будет дальше, но тут на вас обрушиваются титры и тизер местного Таноса, злобно скалящегося в камеру. А в ожидании следующей части истории предлагают скоротать время в открытом мире, в котором из сюжетного наполнения только комментарии искусственного интеллекта, биографии боссов и аудиодневники.
А когда будет продолжение? Оно будет платным или бесплатным? А если платным, то по какой цене? А будет ли оно бесплатным для подписчиков Game Pass? Да и сколько будет таких эпизодов в Halo Infinite? Возникает целая вереница вопросов, ответов на которые пока нет. Игра просто ставит тебя перед фактом, что новый виток в саге только начинается.
Правда, это новое начало Halo Infinite ощущается попыткой извиниться за пятую часть перед старожилами серии, попутно подергав их за ниточки ностальгии. Не хочется лезть в спойлеры, но центральные события по большему счету связаны с наследием Кортаны и той динамикой между ней и Чифом, которая так полюбилась фанатам оригинальной трилогии Halo.
Но для нового игрока всё это пройдет мимо. Это как прийти в 2015-м на «Звёздные войны: Пробуждение силы», не зная ничего об эпопеи Лукаса, и не понимать, почему народ в зале начал рукоплескать при виде деда в жилетке и его волосатого подручного.
Halo Infinite — не самая плохая точка входа во франшизу. Она запросто раззадорит ваше любопытство, и после можно бежать восполнять знания в Halo: The Master Chief Collection, Halo Wars 2 или на YouTube. Но вместе с тем вы, например, просто не поймете фразу «Что может быть хуже Потопа?». Она проговаривается без контекста, хоть какого-то мало-мальского флешбэка. И воображение, скорее всего, нарисует вам страшный потоп, а не инопланетных паразитов.
А ещё хочется пожурить за катсцены и их режиссуру. Зачастую это просто разговоры, которые интересно слушать, но не очень интересно смотреть. Не совру, если скажу, что большую часть времени в сюжетных перебивках вы будет наблюдать Мастера Чифа, вокруг которого летает камера, пока он говорит с Оружием. После чего всё снова возвращается к геймплею. По сравнению с блокбастерным вступлением Halo 2, подача катсцен в Infinite похожа на авторское кино с какого-нибудь фестиваля.
***
Halo Infinite — отличный подарок для всех владельцев Xbox и PC, который может попробовать каждый благодаря Game Pass. Да, есть вопросы к масштабу событий и подаче сюжетной кампании, больше занятой откатом к корням серии после Halo 5: Guardians. Но это действительно добротный консольный шутер, в который приятно играть.
Тут есть и мужественный герой, спасающий человечество не словом, а делом. И безумно затягивающий ганплей, в формуле которого есть сообразительные враги, крутые пушки и транспорт. Но самое главное, что открытый мир не вынуждает гнаться за опытом, материалами для крафта, искусственно ограничивая изучение мира врагами-поленами высокого уровня. Вместо этого Halo Infinite взывает к запоминанию паттернов противников и грамотному использованию арсенала (без фанатизма в плане подсчета пуль в обойме). Именно такими должны быть однопользовательские шутеры, а не витриной для покупки радужных скинов.
Ждете Halo Infinite в Game Pass?
-
ТОП-50 лучших шутеров за последние 15 лет (2009—2023)
-
В Halo Infinite игроки нашли гигантскую «съедобную» пасхалку
-
Как сменить и выбрать оружие в Halo Infinite
-
Энтузиаст снова добавил Данилу Багрова в Half-Life 2. На сей раз — на Шоссе 17
-
Опубликован первый трейлер сериала по Halo — там показали Мастера Чифа