13 сентября вышла ATOM RPG Trudograd, ожидаемая RPG, над которой работали российские, украинские и латвийские разработчики. Изначально проект должен был стать небольшим дополнением к ATOM RPG, но разросся до полноценной игры. Я прошёл Trudograd — и спешу поделиться впечатлениями!
Первая ATOM RPG была прыжком веры — именно так разработчики назвали игру в нашем интервью. Они вдохновились мечтой создать крутую игру, бросили работы и вложили в проект собственные деньги. К счастью, надежды оправдались — геймеры приняли новинку с восторгом.
ATOM RPG — изометрическая ролевая игра, вдохновлённая первыми частями Fallout. В мире игры СССР после ядерной войны пусть и превратился в радиоактивные пустоши, но всё же сохранил перестроечный колорит.
Герою приходилось заниматься любопытными делами. Перемещаться по глобальной карте на восстановленном «Москвиче». Разглядывать плюшевых Чебурашек в заброшенных домах. Становиться жертвой обмана бывшего ведущего капитал-шоу «Барабан Удачи» с лицом Якубовича. Спасаться от похмелья огуречным рассолом.
При этом игра работала не только за счёт ностальгической атмосферы, но и благодаря неплохой пошаговой боёвке и проработанным квестам. Среди поручений были как абсурдно смешные, так и предельно жуткие.
Изначально Trudograd планировали, как скромное DLC, однако идей у авторов оказалось много, да и увеличенный бюджет позволил разгуляться. В итоге дополнение переросло в самостоятельную игру — на прохождение основного сюжета и большей части сайдов у меня ушло 37 часов.
Но было ли это весело? Спойлер: да. Хотя без проблем не обошлось.
А вы играли в ATOM RPG?
Пройти опросВ первой части герою пришлось преодолеть немало испытаний. Он отправился на плёвое дело, но угодил в переделку, которая решила судьбу нескольких городов и влиятельных группировок. А ещё он встретил Грибы, которые намеревались связать весь мир в единое сознание. Бороться с ними, кстати, никто не заставлял — персонаж мог выслушать доводы и принять сторону грибов.
После финала оригинальной игры руководство организации АТОМ оценило работу агента. Его повысили и поручили новое задание нешуточной важности. Есть вероятность, что к Земле приближается метеорит, — если он упадёт, последствия будут катастрофическими. Доказательств угрозы нет, но лучше перестраховаться.
Говорят, что в городе Трудоград есть мощная пушка, которую разработал именитый профессор. Если пальнуть из неё по космическому объекту, люди будут спасены. Герою нужно всего лишь смотаться на разведку, найти оружие, договориться с профессором и спасти мир.
В общем, задание элементарное. Рик Санчес назвал бы его делом на 20 минут — зашли, всё разрулили и вернулись.
Увы, по прибытию герой узнаёт уйму неприятных новостей. Завод «Инвертор», где создавали оружие, уже давно как эвакуирован — теперь на его месте захудалая ночлежка. Профессор предположительно сидит на секретной зоне из-за того, что слишком много знает. Да и сам город встречает гостя неприветливо — он втягивает героя в конфликты бандитов, фракций и торговцев запрещенными веществами.
Добро пожаловать в Трудоград, путник. Этот город заставит тебя плакать и смеяться, страдать и обретать силу, разочаровываться в людях и обретать надежду.
Если говорить об основном сюжете, он получился неплохим. В нём есть интриги, столкновения с властью, противостояния фракций и угроза немыслимых масштабов. Впрочем, всё это геймеры видели уже не раз.
Разбираться с проблемами местных, выбирать сторону и медленно идти к цели — любопытные занятия. Однако ждать от истории чего-то невероятного не стоит.
А вот где AtomTeam развернулась на полную, так это в побочных квестах. По накалу страстей и интриге они порой превосходят основной сюжет.
Trudograd рассказывает множество шикарных историй. Однажды вы встретите грустную женщину. Она поведает, что супруг отправился возвращать долг, но так и не вернулся домой. Добежав до кредитора, герой узнает, что счёт так и не был закрыт — мужчина не явился к нему. Вскоре он найдёт муженька и его друга в одной из квартир: там неизвестные уже приставили к их головам дуло.
Оказывается, давным-давно бедолаги были солдатами и собирали с жителей налоги. Однажды староста одной из деревень сжульничал, за что солдаты решили его казнить. Жители же подумали, что бойцы планируют вырезать всех местных: они схватили вилы и пошли в атаку. В итоге солдаты перебили всю деревню — выжила лишь пара ребят. Теперь малые подросли, нашли подонков и жаждут отомстить.
При этом бывшие солдаты преподносят всё иначе. Бойня действительно была, но крестьяне пёрли на них, не слушая объяснений. Бойцам пришлось спасать свою жизнь, ведь иначе люди с вилами разорвали бы их на кусочки. К тому же они давно стали другими людьми, завели семьи и чуть ли не плачут по ночам, вспоминая былые грехи.
Есть немало способов завершить квест. Можно одобрить казнь, защитить солдат и много чего ещё. Болтливый герой может даже убедить карателей, что у него больше причин желать негодяям смерти. Мой персонаж наврал с три короба, что когда-то солдаты вырезали всё население его родного города. Убийцы поверили, ужаснулись и покинули Трудоград, доверив исполнение приговора мне.
Настроения у квестом разные. Некоторые шокируют и ужасают. Взять хотя бы задание по поиску несчастных северян, которые внезапно пропали с радаров. Когда найдёте бедолаг, узнаете, что они предпочли бы смерть той участи, что выпала на их долю.
Некоторые получились трогательными. Например, квест с матерью, которая жаждет получить от мужа алименты. Всё бы ничего, да нянчит она не малыша, а брюкву — ребёнок давно умер, а женщина так и не смогла этого принять.
Забавные поручения тоже есть. Так один арендатор издевается над хозяевами квартиры, заставляя их поверить, что комнату снимает не человек, а манекены. По его плану они сойдут с ума и продадут недвижимость по дешёвке.
При этом закрыть квесты можно уймой способов. Героя попросили дрессировать собаку? Почему бы не научить её вырывать чеку, когда в руках хозяина окажется граната. Залетели на стрелку с криминальным авторитетом? Давайте убедим его, что герой состоит в местном «Тёмном братстве» и бандюгану лучше не рыпаться, коли хочет жить. Даже на простеньком задании с подрывом корабля с запрещёнкой можно преобразить финал, отыскав и высвободив из заточения крутого самурая.
В Trudograd полно запоминающихся квестов, сюжет и вариативность которых оставляют приятные впечатления. Только ради них проекту стоит дать шанс.
Первым делом геймерам предстоит создать героя. Редактор получился стандартным — ничего мудрёного, как в шикарной Pathfinder: Wrath of Righteous, в нём нет. Выбираете ключевые характеристики вроде силы, ловкости, интеллекта и так далее. Затем вкладываете очки в навыки вроде «общения», «взлома» и владения разными типами оружия и берёте перки. Если хоть раз играли в классические RPG, почувствуете себя, как дома.
Трудоград — суровое место. Чтобы выжить здесь, герою придётся «пылесосить» локации. В инвентарь желательно запихнуть всё, что не прибито гвоздями. Галеты и капуста нужны, чтобы утолить голод. Металлолом и гвозди пригодятся для крафта. Пустые бутылки — чтобы набрать воду у колодца. В общем, хватаем всё без раздумий — главное, чтобы места в рюкзаке хватило.
Также герой будет постоянно общаться с NPC. Текста много и написан он хорошо. Диалоги ветвистые, болтать можно по делу и о жизни, шуток и занятных историй немало. Однако, если читать в играх вы не любите, будет непросто.
Исследовать локации тоже интересно — на них полно необычных людей и странных мест. Рядом с милицейским участком можно встретить сектантов, которые верят в Серёжу. Серёжа — это бог, который умел превращать молоко в простоквашу и зажигать спички от сапога. В локации «Серый угол» есть маленький домик, в котором мужик живёт вместе с коровой. В другом месте встретите террористическую ячейку, которая делает динамит и замышляет недоброе.
А ещё в Трудограде полно картёжников, которые не против перекинуться в «Бомбаган». Это игра внутри игры на манер «Гвинта» только со своими правилами.
В колоде полно разнообразных карт. Одни приносят ресурсы, другие — атакуют, третьи — защищают базы. Вам нужно либо разбить соперника атаками, либо собрать десять единиц какого-либо ресурса — это приведёт к экономической победе.
Рубиться в «Бомбаган» весело. Неудивительно, что развлечение переросло в самостоятельную мобилку, которую уже можно скачать на Android.
Мирный геймплей отнимает большую часть времени, однако ввязываться в драки тоже придётся. Боевая система стандартна. У каждого персонажа есть очки действий, которые можно потратить на перемещение, атаку, перезарядку или лечение. Распорядиться очками нужно умело — иначе героя и напарников быстренько перебьют.
Также важную роль играют характеристики вроде уклонения и навыка владения оружием, броня, качество ствола, патронов и так далее. Чтобы повысить вероятность успеха, можно скушать баффающие предметы. Главное не переборщить с химией — она вызывает зависимость.
В целом, боёвка получилась неплохой, но проблем в ней хватает. Одна из них — кривая сложность. В начале игры герой практически беззащитен: даже от пары драных собак он отбивается с трудом. Однако стоит слегка прокачаться и встретить напарников, как покажется будто в Трудограде ты царь и бог. Впрочем, это быстро пройдёт.
Вскоре у вас не получится заболтать каких-нибудь бандитов, и они устроят группе настоящий кошмар. Казалось бы, пять минут назад вы разделывали врагов под орех, а теперь вообще ничего не можете противопоставить негодяям. Подобные скачки сложности — не редкость.
Ещё одна проблема в напарниках — ими нельзя управлять. Вы можете выдать снарягу и задать некие правилами, по которым сопартийцы себя ведут, но в остальном ими рулит ИИ. Получается плохо. Зачастую они ведут себя максимально глупо: вместо прицельной стрельбы зачем-то бегут к оппоненту вплотную, тратят бесценные ходы, чтобы оббежать цель с фланга, и даже шмаляют по вам.
Сильнее всего тупость напарников шокирует в пещере неподалёку от Трудограда. Там живут монстры, которые восполняют HP во время атаки. Чтобы победить, нужно сконцентрировать огонь на одной твари, убить её до того, как она вылечится, и только потом переходить к остальным. Уловили ли компаньоны эту тактику? Конечно, нет. Они палят по разным монстрам и беспомощно хлопают глазами, когда те регенерируются на следующем ходу.
К мирному геймплею тоже есть вопросы. Квесты зачастую заставляют бессмысленно носиться по миру. К примеру, на локации «Трактир Михалыча» стоит немец, который охраняет подвал. Он говорит, что там завелись ужасные создания, но пустить туда героя он не может — сначала нужно получить разрешение босса. В итоге вы бежите к боссу, который обитает в другой местности, без вопросов получаете его согласие и возвращаетесь к подвалу.
Зачем был нужен буфер с путешествием к начальству? Почему босса нельзя было поставить на той же локации? Кто его знает.
Другие квесты предлагают классные истории, но остаются посредственными в плане геймплея. Взять хотя бы квест с журналистом, который пишет статью об известном бандите.
У поручения любопытный сюжет и шикарный финальный твист, который откроется бойцу с высоким интеллектом. Однако, чтобы выполнить его, нужно просто пробежаться по трём разным локациям и поболтать там с тремя людьми. Если бы собеседников разместили по разным углам одной местности, история бы ничего не потеряла, а геймеры сэкономили бы время.
Ещё одна боль — случайные события на глобальной карте. Порой по дороге из точки А в точку Б случается несколько происшествий: то бандиты нападут, то свора собак накинется.
Зачастую избежать стычек можно, только если прокачать «скрытность» или «выживание» — увы, мой герой этими навыками не владел. При этом способности компаньонов не считаются: если в команде есть крутой выживальщик, помочь он не сможет. В итоге мне приходилось регулярно ввязываться в унылые бои.
А ещё в Trudograd можно любопытства ради заглянуть на локацию и моментально угодить в драку. Бандиты без разговора накидываются на только что прибывшего героя и могут первым же ходом отправить его к праотцам. Вы даже сделать ничего не успеете.
При этом автосейв работает при входе на местность, а потому после перезагрузки вы снова окажетесь посреди боя и быстро погибните. Спасти может лишь ручной сейв. Если давно не сохранялись, рискуете потерять прогресс — иначе из бесконечного круга смертей и возрождений не вырваться. Совет: прежде чем идти на локацию «Холодная пойма», тщательно подготовьтесь и сохранитесь.
По сравнению с первой частью Trudograd похорошела. Она не стала необычайно технологичным проектом, но смотреть в экран теперь гораздо приятнее. Особенно разработчикам удались природные явления вроде снежного ветра — ночью игра так убедительно изображает мороз, что сразу хочется накинуть плед.
А вот приближать камеру и разглядывать героев не стоит — они напоминают о временах первой PlayStation. Впрочем, картинка в изометрических играх — не главное, а у AtomTeam не было ни бюджета, ни опыта, как у авторов графонистой The Ascent. Текущего визуала достаточно, чтобы оценить достоинства Trudograd.
Зато системные требования позволят запустить игру даже на стареньком PC. Достаточно машины с видеокартой GTX 660, 4 Гб оперативной памяти и процессором Intel Core 2 Duo. Я проходил Trudograd на ноутбуке с GTX 1650 Ti, 16 Гб оперативки и процессором AMD Ryzen 5 3550H. На этой конфигурации я не встретил ни единого бага или вылета — даже скрипты не ломались. Разве что ошибки в диалогах встречались не раз, но это мелочи. В целом, техническое состояние игры отличное.
***
Trudograd получилась отличной изометрической RPG. У неё есть проблемы с боями, интеллектом напарников и беготнёй по локациям, но достоинства значительно перевешивают недостатки. Оценить игру стоит ради отличных квестов и приятного советского сеттинга. Ещё одно достоинство проекта — цена. За масштабную RPG на 40 часов AtomTeam просит скромные 399 рублей.
А вы любите изометрические игры или считаете их пережитком прошлого? Пишите в комментах!
Любите изометрические RPG?
Пройти опрос
но я вас понял, в следующий раз спрячу подобное под спойлеры
Нужно будет сыграть