Предпочтения среднего любителя видеоигр обозначить несложно. Везде любят открытые миры, классную постановку в экшенах и нелинейность в RPG. Есть, конечно, и местная специфика, вроде уважения к хардкорной тактике и олдскульным point-n-click в России и Германии. Но некоторые игры расходятся за рубежом миллионными тиражами, а у нас почти никому не нужны. Причин тому полно, от специфических платформ до культурных особенностей. Но что, если очень хочется попробовать новенькое? Рассказываем, как это сделать правильно, безболезненно, с пользой и удовольствием.
Жанр musou популярен прежде всего в Азии. Его название с некоторой долей условности можно перевести с японского как «несравненный». И это многое объясняет, ведь в таких играх мы управляем легендарными воинами, которые способны на равных сражаться с целыми армиями.
Началось всё с серии Dynasty Warriors. Конкретно — со второй её части, первая-то была стандартным файтингом на закрытых аренах. А вот в продолжении геймеров ждала совсем иная механика. Эксперимент удался, и японская команда Omega Force с того далекого 2000 года стала основателем и законодателем моды в жанре мусоу.
Основа механики здесь — масштабные битвы, где сходятся толпы бойцов с обеих сторон. Чаще всего в ход идёт холодное оружие, хотя сеттинг может быть далёк от исторического. Воеводы и лучшие мастера клинка опрокидывают десятки врагов одним взмахом, между самыми умелыми фехтовальщиками завязываются дуэли, рядом носятся всадники, а над головами свистят снаряды осадных орудий. Получается своеобразный слэшер со ставкой на массовость. Перспектива камеры — строго от третьего лица, иначе ощущения не те.
Мусоу начинался как псевдоисторический эпос о периоде Троецарствия в Древнем Китае. Затем Omega Force обратилась к самурайской Японии, так началась серия Samurai Warriors. Ну и после появился кроссовер Dynasty Warriors и Samurai Warriors — Warriors Orochi. Жанровые игры стали выходить регулярно и довольно часто. Сейчас разобраться во всех продолжениях, переизданиях и версиях для разных рынков — задача с тремя звездочками. Как вам игра с названием Samurai Warriors 4-II?
Вслед за Omega Force к делу приступили другие студии и вскоре расширили рамки привычного сеттинга и взялись за войны иных исторических периодов, как в проектах Bladestorm: The Hundred Years' War о средневековье или Warriors: Legends of Troy о мифической троянской войне. Появились мусоу-вариации в сеттинге классических игровых франшиз, таких как The Legend of Zelda, Dragon Quest или Fire Emblem. Само собой, не обошлось и без игр на основе аниме.
Неподготовленный игрок, увидевший геймплей мусоу со стороны, может задаться вопросом: «А зачем играть в этот разноцветный хаос, где нашего героя хотят, судя по всему, завалить телами щуплых неприятелей?» Обозначим самые привлекательные моменты жанра.
Во-первых, низкий порог вхождения. Боевая система при всей внешней помпезности обычно сводится к нескольким атакам. Главная, пожалуй, игровая фича мусоу — заполнить шкалу энергии ультимативного удара, для этого к вам и бегут со всех сторон сотни рядовых противников.
Во-вторых, дополнительные, порой неожиданные механики, скрытые за внешней простотой. Во многих musou стали появляться элементы тактики и глобальной стратегии, ролевая возня с опытом, снаряжением, боевыми лошадьми и телохранителями.
И в третьих, масштаб. Одно дело — видеть сотню солдат с высоты птичьего полёта в RTS. Другое дело — оказаться в гуще потасовки и лично их всех отлупить.
Как точку входа в жанр можно взять наугад почти любую игру, исключая лишь отдельные вещи, вроде упомянутой Bladestorm, там нужно учиться тактике долго и упорно. И вот он, основной недостаток musou: если вы играли в одну такую игру, считайте, что опробовали все. Все эти баталии при внешних отличиях похожи друг на друга, как мексиканские мыльные оперы. Ну и если вы поклонник манги или аниме, воплощенных в формате мусоу (а здесь и серия игр по One Piece, и Berserk, и Arslan, и Fist of the North Star), то имейте в виду: фансервиса будет много. Очень много.
Знаменитый водопроводчик, кумир поколений и усатый кормилец корпорации Nintendo засветился в десятках (сотнях?) самых разных игр. Когда в начале 1990-х на постсоветском пространстве началось настоящее нашествие Dendy и других клонов NES, в двухмерные аркады о Марио играли абсолютно все. Но многие ли слышали об RPG про Марио?
Первая ролевая игра об усатом сантехнике появилась еще на 16-битных приставках, а с наступлением нового века начали расти и развиваться две параллельные серии тематических RPG — Paper Mario и Mario and Luigi.
До русскоязычных игроков они не добрались по простой причине: это эксклюзивы для консолей Nintendo, отчаянно непопулярные в наших суровых краях, особенно лет десять-двадцать назад. Портативные приставки Nintendo DS или Nintendo 3DS для России были редкостью. А именно на этих платформах (и еще на Wii, Wii U, а с недавних пор — на Switch) и случались RPG-приключения Марио.
Серия Paper Mario интересна в первую очередь уникальным арт-дизайном. Светлая голова японского художника Наохико Аоямы (Naohiko Aoyama) ещё для первой игры в 2000 году создала неподражаемую стилистику: мир и его обитатели были будто вырезаны из цветной бумаги. И речь не о трёхмерных модельках, как в Tearaway, а именно о плоских, контурных фигурах. Получилось круто и свежо, в последней игре франшизы Paper Mario: The Origami King (2020) ничего в визуальном подходе менять не стали, и это к лучшему.
В Paper Mario нашлось место и ярким персонажам, и для шуткам, и боевой системе в лучших традициях JRPG. Для ознакомления с этой примечательной франшизой мы рекомендуем обратиться к Paper Mario: The Thousand-Year Door 2004 года. В ней всё прекрасно и гармонично, а спорных моментов меньше, чем в иных бумажных приключениях Марио. Сражения здесь совмещают пошаговую тактику и аркадные элементы, а сценаристы выдали, наконец, нового главного злодея вместо Боузера. И отдельно стоит выделить взрослый нарратив. Вместе с привычной порцией ярких развлечений The Thousand-Year Door напоминает о вечных темах, от потери близких до бескорыстия.
Серия Mario and Luigi рассказывает о совместных приключениях братьев-итальянцев. Франшиза появилась позже Paper Mario, и к привычному контенту ролевой игры здесь добавили искромётный экшен и повышенную плотность юмора. Ну а главной особенностью серии стало управление в привычном соло-режиме сразу двумя братьями одновременно. В продолжениях добавили ещё больше героев, и мы руководили всей шумной ватагой сразу. Для многих поклонников RPG будет непривычно частое применение чисто аркадных механик, где требуются молниеносная реакция и быстрая соображалка, но это одна из узнаваемых особенностей Mario and Luigi. Прыгать и всячески мутузить врагов придется не меньше, чем в какой-нибудь Crash Bandicoot N. Sane Trilogy.
Началось серия в двухмерной изометрии в 2003 году, с переходом на консоль Nintendo 3DS блеснула трехмерной графикой, пара игр франшизы получила современные ремейки — в общем, Mario and Luigi активно развивалась вплоть до банкротства в 2019 году студии Alpha Dream, разработавшей все игры серии.
Перед ознакомлением с приключениями усатых мачо стоит расставить приоритеты: эта серия выходила на портативных консолях, поэтому нужно смириться с некоторыми ограничениями, вроде массы неозвученных диалогов. Но если вы цените торжество дизайна над крупным бюджетом, любите в играх позитивный настрой и буйство красок, то пробуйте Mario and Luigi в обязательном порядке.
Для первого знакомства годится, пожалуй, любая из пяти игр серии, сквозного сюжета франшиза не имеет. Переиздания старых выпусков для Game Boy Advance и Nintendo DS в обновленных версиях для 3DS заметно похорошели и получили дополнительные кампании.
Ну а если вы давно хотели попробовать более традиционные и классические JRPG, обратите внимание на Final Fantasy 7 Remake, Xenoblade Chronicles: Definitive Edition или Dragon Quest 11
Колода карт попала в мир видеоигр довольно давно. Ещё студия Nival в свои лучшие времена выпустила нашумевшую дилогию «Демиурги», где разборки колдунов представляли собой розыгрыш карт с разными волшебными свойствами. Даже в «мясной» шутерной классике Painkiller можно было собирать карты таро и активировать их в бою, получая бонусы. Но звездный час видеоигр с картами наступил недавно, за последние несколько лет вышло немало достойных проектов с карточной механикой.
Порой такие видеоигры называют по привычке «коллекционными карточными». Здесь можно поспорить. Коллекционирование карт в реальности — увлечение, слабо пересекающееся с компьютерными развлечениями. Если некоторые карты из Magic: The Gathering имеют статус драгоценных артефактов, то в видеоиграх на первый план выходит всё-таки игровой процесс.
Широко известная в определенных кругах Hearthstone от той самой команды Blizzard как раз близка к настольным ККИ. Здесь в центре внимания онлайн-поединки, а карты в коллекцию докупаются за реальные деньги. Но нас интересуют другие карточные видеоигры, близкие по ощущениям к RPG или стратегиям.
Чем могут привлечь карточные видеоигры простого поклонника Dragon Age и Call of Duty? Ответ проще, чем может показаться со стороны. Розыгрыш карт напоминает пошаговые сражения в лучшем своем виде, как, например, в Heroes of Might and Magic. Нужно эффективно использовать свои карты в нужное время и должным образом. Просчитываем действия на ход вперед, изучаем сильные и слабые стороны карт, складываем изящные комбинации — без тактического подхода никак. Сам сбор колоды — отдельное удовольствие. Все ваши успехи и победы пополняют колоду новыми картами, и в большинстве случаев рандомно. А ещё карточные видеоигры обычно щеголяют стильной внешностью; графических изысков ждать не стоит, но художники вкладывают душу в оформление каждой карты.
Для приобщения к жанру можно навскидку назвать несколько хитов. Хороши такие вещи, как Slay the Spire, Deck of Ashes, Monster Train. Новичкам мы рекомендуем попробовать себя в роли пирата, игра Pirates Outlaws максимально дружелюбна в освоении. Короткое и понятное обучение, жизнерадостно оформленная колода и арены, хорошая музыка и пиратский колорит — всё в лучшем виде. Здесь выпадают такие ценные карты, как «Опьянение», улучшающие критический урон, но ухудшающие защиту, на островах ждут проклятые клады, а команда поднимает боевой дух азартными играми — атмосфера выдержана в нужном ключе. К тому же, в Pirates Outlaws взят верный курс на RPG — нас ждут необязательные авантюры, рост репутации (читай — набор опыта), охота за ценным лутом и так далее.
А вообще ролевые игры с картами есть почти по любой вселенной, от «Ведьмака» до мрачной научной фантастики типа Deep Sky Derelicts.
***
Сезон зимних холодов и нечастых релизов — отличный повод опробовать что-то новое из мира видеоигр. Те жанры, что не обрели по тем или иным причинам культового статуса в наших краях, вполне могут стать для вас откровением. Пишите в комментариях, какие игры считаете экзотикой лично вы, и что из них обязательно стоит попробовать.
Какие из непривычных для российского игрока проектов вы предпочитаете?
Пройти опрос