Сколько можно катать в Fortnite и GTA? Осваиваем непривычные жанры: пробуем мусоу, изучаем японские RPG, коллекционируем карты

Предпочтения среднего любителя видеоигр обозначить несложно. Везде любят открытые миры, классную постановку в экшенах и нелинейность в RPG. Есть, конечно, и местная специфика, вроде уважения к хардкорной тактике и олдскульным point-n-click в России и Германии. Но некоторые игры расходятся за рубежом миллионными тиражами, а у нас почти никому не нужны. Причин тому полно, от специфических платформ до культурных особенностей. Но что, если очень хочется попробовать новенькое? Рассказываем, как это сделать правильно, безболезненно, с пользой и удовольствием.

Тема Великой отечественной традиционно популярна в играх с постсоветского пространства. Прошлогодняя Partisans 1941

Сто тысяч вооруженных китайцев в кадре

Жанр musou популярен прежде всего в Азии. Его название с некоторой долей условности можно перевести с японского как «несравненный». И это многое объясняет, ведь в таких играх мы управляем легендарными воинами, которые способны на равных сражаться с целыми армиями.

Началось всё с серии Dynasty Warriors. Конкретно — со второй её части, первая-то была стандартным файтингом на закрытых аренах. А вот в продолжении геймеров ждала совсем иная механика. Эксперимент удался, и японская команда Omega Force с того далекого 2000 года стала основателем и законодателем моды в жанре мусоу.

Основа механики здесь — масштабные битвы, где сходятся толпы бойцов с обеих сторон. Чаще всего в ход идёт холодное оружие, хотя сеттинг может быть далёк от исторического. Воеводы и лучшие мастера клинка опрокидывают десятки врагов одним взмахом, между самыми умелыми фехтовальщиками завязываются дуэли, рядом носятся всадники, а над головами свистят снаряды осадных орудий. Получается своеобразный слэшер со ставкой на массовость. Перспектива камеры — строго от третьего лица, иначе ощущения не те.

В мусоу всегда нужно быть готовым к резкому скачку сложности; дуэль с вражеским генералом может случится в неожиданный момент

Мусоу начинался как псевдоисторический эпос о периоде Троецарствия в Древнем Китае. Затем Omega Force обратилась к самурайской Японии, так началась серия Samurai Warriors. Ну и после появился кроссовер Dynasty Warriors и Samurai Warriors — Warriors Orochi. Жанровые игры стали выходить регулярно и довольно часто. Сейчас разобраться во всех продолжениях, переизданиях и версиях для разных рынков — задача с тремя звездочками. Как вам игра с названием Samurai Warriors 4-II?

Вслед за Omega Force к делу приступили другие студии и вскоре расширили рамки привычного сеттинга и взялись за войны иных исторических периодов, как в проектах Bladestorm: The Hundred Years' War о средневековье или Warriors: Legends of Troy о мифической троянской войне. Появились мусоу-вариации в сеттинге классических игровых франшиз, таких как The Legend of Zelda, Dragon Quest или Fire Emblem. Само собой, не обошлось и без игр на основе аниме.

Ждём мусоу-версию Persona 5 с подзаголовком Strikers

Неподготовленный игрок, увидевший геймплей мусоу со стороны, может задаться вопросом: «А зачем играть в этот разноцветный хаос, где нашего героя хотят, судя по всему, завалить телами щуплых неприятелей?» Обозначим самые привлекательные моменты жанра.

Во-первых, низкий порог вхождения. Боевая система при всей внешней помпезности обычно сводится к нескольким атакам. Главная, пожалуй, игровая фича мусоу — заполнить шкалу энергии ультимативного удара, для этого к вам и бегут со всех сторон сотни рядовых противников.

Во-вторых, дополнительные, порой неожиданные механики, скрытые за внешней простотой. Во многих musou стали появляться элементы тактики и глобальной стратегии, ролевая возня с опытом, снаряжением, боевыми лошадьми и телохранителями.

И в третьих, масштаб. Одно дело — видеть сотню солдат с высоты птичьего полёта в RTS. Другое дело — оказаться в гуще потасовки и лично их всех отлупить.

Эпик с вашим участием. Иначе в musou никак

Как точку входа в жанр можно взять наугад почти любую игру, исключая лишь отдельные вещи, вроде упомянутой Bladestorm, там нужно учиться тактике долго и упорно. И вот он, основной недостаток musou: если вы играли в одну такую игру, считайте, что опробовали все. Все эти баталии при внешних отличиях похожи друг на друга, как мексиканские мыльные оперы. Ну и если вы поклонник манги или аниме, воплощенных в формате мусоу (а здесь и серия игр по One Piece, и Berserk, и Arslan, и Fist of the North Star), то имейте в виду: фансервиса будет много. Очень много.

Марио всякие нужны

Знаменитый водопроводчик, кумир поколений и усатый кормилец корпорации Nintendo засветился в десятках (сотнях?) самых разных игр. Когда в начале 1990-х на постсоветском пространстве началось настоящее нашествие Dendy и других клонов NES, в двухмерные аркады о Марио играли абсолютно все. Но многие ли слышали об RPG про Марио?

Бумажный Марио у нас не особо популярен — а жаль

Первая ролевая игра об усатом сантехнике появилась еще на 16-битных приставках, а с наступлением нового века начали расти и развиваться две параллельные серии тематических RPG — Paper Mario и Mario and Luigi.

До русскоязычных игроков они не добрались по простой причине: это эксклюзивы для консолей Nintendo, отчаянно непопулярные в наших суровых краях, особенно лет десять-двадцать назад. Портативные приставки Nintendo DS или Nintendo 3DS для России были редкостью. А именно на этих платформах (и еще на Wii, Wii U, а с недавних пор — на Switch) и случались RPG-приключения Марио.

Серия Paper Mario интересна в первую очередь уникальным арт-дизайном. Светлая голова японского художника Наохико Аоямы (Naohiko Aoyama) ещё для первой игры в 2000 году создала неподражаемую стилистику: мир и его обитатели были будто вырезаны из цветной бумаги. И речь не о трёхмерных модельках, как в Tearaway, а именно о плоских, контурных фигурах. Получилось круто и свежо, в последней игре франшизы Paper Mario: The Origami King (2020) ничего в визуальном подходе менять не стали, и это к лучшему.

Origami King вышла эксклюзивно для Nintendo Switch

В Paper Mario нашлось место и ярким персонажам, и для шуткам, и боевой системе в лучших традициях JRPG. Для ознакомления с этой примечательной франшизой мы рекомендуем обратиться к Paper Mario: The Thousand-Year Door 2004 года. В ней всё прекрасно и гармонично, а спорных моментов меньше, чем в иных бумажных приключениях Марио. Сражения здесь совмещают пошаговую тактику и аркадные элементы, а сценаристы выдали, наконец, нового главного злодея вместо Боузера. И отдельно стоит выделить взрослый нарратив. Вместе с привычной порцией ярких развлечений The Thousand-Year Door напоминает о вечных темах, от потери близких до бескорыстия.

Серия Mario and Luigi рассказывает о совместных приключениях братьев-итальянцев. Франшиза появилась позже Paper Mario, и к привычному контенту ролевой игры здесь добавили искромётный экшен и повышенную плотность юмора. Ну а главной особенностью серии стало управление в привычном соло-режиме сразу двумя братьями одновременно. В продолжениях добавили ещё больше героев, и мы руководили всей шумной ватагой сразу. Для многих поклонников RPG будет непривычно частое применение чисто аркадных механик, где требуются молниеносная реакция и быстрая соображалка, но это одна из узнаваемых особенностей Mario and Luigi. Прыгать и всячески мутузить врагов придется не меньше, чем в какой-нибудь Crash Bandicoot N. Sane Trilogy.

В Mario and Luigi разные кнопки геймпада управляют разными братьями

Началось серия в двухмерной изометрии в 2003 году, с переходом на консоль Nintendo 3DS блеснула трехмерной графикой, пара игр франшизы получила современные ремейки — в общем, Mario and Luigi активно развивалась вплоть до банкротства в 2019 году студии Alpha Dream, разработавшей все игры серии.

Перед ознакомлением с приключениями усатых мачо стоит расставить приоритеты: эта серия выходила на портативных консолях, поэтому нужно смириться с некоторыми ограничениями, вроде массы неозвученных диалогов. Но если вы цените торжество дизайна над крупным бюджетом, любите в играх позитивный настрой и буйство красок, то пробуйте Mario and Luigi в обязательном порядке.

Картинка на 3DS красочная, но на технологичность не претендует

Для первого знакомства годится, пожалуй, любая из пяти игр серии, сквозного сюжета франшиза не имеет. Переиздания старых выпусков для Game Boy Advance и Nintendo DS в обновленных версиях для 3DS заметно похорошели и получили дополнительные кампании.

Ну а если вы давно хотели попробовать более традиционные и классические JRPG, обратите внимание на Final Fantasy 7 Remake, Xenoblade Chronicles: Definitive Edition или Dragon Quest 11

Тройка, семёрка, туз

Колода карт попала в мир видеоигр довольно давно. Ещё студия Nival в свои лучшие времена выпустила нашумевшую дилогию «Демиурги», где разборки колдунов представляли собой розыгрыш карт с разными волшебными свойствами. Даже в «мясной» шутерной классике Painkiller можно было собирать карты таро и активировать их в бою, получая бонусы. Но звездный час видеоигр с картами наступил недавно, за последние несколько лет вышло немало достойных проектов с карточной механикой.

Порой такие видеоигры называют по привычке «коллекционными карточными». Здесь можно поспорить. Коллекционирование карт в реальности — увлечение, слабо пересекающееся с компьютерными развлечениями. Если некоторые карты из Magic: The Gathering имеют статус драгоценных артефактов, то в видеоиграх на первый план выходит всё-таки игровой процесс.

Карточная механика Herathstone таит массу хитростей и тонкостей

Широко известная в определенных кругах Hearthstone от той самой команды Blizzard как раз близка к настольным ККИ. Здесь в центре внимания онлайн-поединки, а карты в коллекцию докупаются за реальные деньги. Но нас интересуют другие карточные видеоигры, близкие по ощущениям к RPG или стратегиям.

Чем могут привлечь карточные видеоигры простого поклонника Dragon Age и Call of Duty? Ответ проще, чем может показаться со стороны. Розыгрыш карт напоминает пошаговые сражения в лучшем своем виде, как, например, в Heroes of Might and Magic. Нужно эффективно использовать свои карты в нужное время и должным образом. Просчитываем действия на ход вперед, изучаем сильные и слабые стороны карт, складываем изящные комбинации — без тактического подхода никак. Сам сбор колоды — отдельное удовольствие. Все ваши успехи и победы пополняют колоду новыми картами, и в большинстве случаев рандомно. А ещё карточные видеоигры обычно щеголяют стильной внешностью; графических изысков ждать не стоит, но художники вкладывают душу в оформление каждой карты.

Карты из ведьмачьего гвинта

Для приобщения к жанру можно навскидку назвать несколько хитов. Хороши такие вещи, как Slay the Spire, Deck of Ashes, Monster Train. Новичкам мы рекомендуем попробовать себя в роли пирата, игра Pirates Outlaws максимально дружелюбна в освоении. Короткое и понятное обучение, жизнерадостно оформленная колода и арены, хорошая музыка и пиратский колорит — всё в лучшем виде. Здесь выпадают такие ценные карты, как «Опьянение», улучшающие критический урон, но ухудшающие защиту, на островах ждут проклятые клады, а команда поднимает боевой дух азартными играми — атмосфера выдержана в нужном ключе. К тому же, в Pirates Outlaws взят верный курс на RPG — нас ждут необязательные авантюры, рост репутации (читай — набор опыта), охота за ценным лутом и так далее.

А вообще ролевые игры с картами есть почти по любой вселенной, от «Ведьмака» до мрачной научной фантастики типа Deep Sky Derelicts.

Быть пиратом весело. Сдавайте карты!

***

Сезон зимних холодов и нечастых релизов — отличный повод опробовать что-то новое из мира видеоигр. Те жанры, что не обрели по тем или иным причинам культового статуса в наших краях, вполне могут стать для вас откровением. Пишите в комментариях, какие игры считаете экзотикой лично вы, и что из них обязательно стоит попробовать.

Какие из непривычных для российского игрока проектов вы предпочитаете?

Результаты
+2
Комментарии 6