Как Uncharted одолела Tomb Raider, The Last of Us заставила мир плакать, а разработчики выгорали без выходных — история Naughty Dog, вторая часть
В прошлый раз мы рассказывали о становлении Naughty Dog и работе над Crash Bandicoot, одним из лучших платформеров всех времён. После него, вместо того, чтобы расслабиться на волне успеха, разработчики устремились к новым вершинам. И мы уже знаем, куда их привёл этот путь.
История Naughty Dog
В поисках Фрэнсиса Дрейка
Платформеры Naughty Dog для приставок Sony неизбежно становились хитами, однако даже самым увлечённым разработчикам в какой-то момент надоедает делать одно и то же. Если серия Crash Bandicoot утекла из рук авторов вместе с правами на персонажа, то от Jak and Daxter Naughty Dog они сами отошли ради более серьёзного проекта.
Ближе к завершению работы над последней Jak and Daxter основатели компании Энди Гавин (Andy Gavin) и Джейсон Рубин (Jason Rubin) решили отстраниться от непосредственного участия в деятельности студии. Всё-таки с 1996 года они отвечали за выходящие ежегодно игры и работали практически без выходных. В итоге компания продолжила свою работу под руководством бывших дизайнера Эвана Уэллса (Evan Wells) и программиста Кристофа Балестры (Christophe Balestra). Именно под их управлением и родилась серия Uncharted.
Первый раз игру про Нейтана Дрейка показали на E3 2006, и не сказать, что зрители остались в восторге. Всё-таки в то время у приключенческих проектов была явная королева: речь, само собой, о Ларе Крофт. Так что сравнений с Tomb Raider было не избежать — кто-то и вовсе в шутку переименовал Uncharted в Dude Raider. Кто бы знал, как скоро изменится расстановка сил!
Uncharted: Drake's Fortune вышла 19 ноября 2007 года и стала первой игрой Naughty Dog на новом поколении консолей Sony. Мощность PlayStation 3 многократно превосходила возможности предшественницы, и разработчики этим умело воспользовались. Быть может, сейчас оригинальная игра многим покажется архаичной, однако она до сих сохраняет свой шарм и способна развлекать. А уж в те годы Drake's Fortune мгновенно завоевала сердца игроков.
Как оказалось, Uncharted всё же сильно отличалась от Tomb Raider. Главный герой Нейтан Дрейк — очень яркий персонаж, и, несмотря на его невероятные акробатические и боевые навыки, с ним было вполне реально себя ассоциировать. Дрейк весело шутил, порой выглядел глупо, иногда боялся и совершал ошибки. Представить себя на месте богатой, бесстрашной и вообще безупречной Лары Крофт (а именно такой она была на заре своей карьеры) представлялось куда более сложной задачей. Кроме того, Uncharted предлагала более яркий и лёгкий тон повествования, а геймплей чаще склонялся к зрелищным и динамичным схваткам.
В техническом плане Drake's Fortune на голову превосходила большинство игр тех лет. Выглядела игра прекрасно, а некоторые детали, вроде динамических теней и намокающей только в местах соприкосновения с водой одежды, и вовсе считались чуть ли не техническим прорывом. Самой сильной стороной игры были анимации, ведь при создании Naughty Dog использовали motion-capture, захват движений реальных актёров — не самую распространенную технологию в те времена. Поэтому персонажи двигались и разговаривали как настоящие люди, и это впечатляло.
Несмотря на то, что у игры всё же были минусы, вроде утомительных джунглей и подземелий, скучных врагов и довольно унылого финального боя с QTE, геймерам и критикам игра пришлась по душе. Многие авторитетные ресурсы назвали Uncharted: Drake's Fortune лучшей игрой 2007 года, а планку в миллион проданных экземпляров проект взял всего за десять недель. Успех ни у кого не оставил сомнений, что сиквелу быть.
Минутка истории. Нейтан Дрейк считает себя наследником некоего Фрэнсиса Дрейка (Francis Drake). Сэр Фрэнсис Дрейк — действительно выдающаяся историческая личность и обладатель рыцарского титула. Он известен своим кругосветным плаванием и кровавыми разборками с испанским флотом. После одной неудачной атаки Фрэнсис умер от дизентерии, а его тело по морской традиции похоронили на дне океана. Именно с обнаружения гроба сэра Фрэнсиса и начинается Uncharted.
Маленький шаг для Нейтана Дрейка, но гигантский скачок для индустрии
Сиквел Uncharted анонсировали спустя год после релиза оригинальной игры, и каждый трейлер, каждое слово разработчиков лишь усиливали ажиотаж вокруг их нового детища. Сегодня такой уровень хайпа часто оборачивается скандалом на релизе, однако вышедшая 24 октября 2009 года Uncharted 2: Among Thieves мгновенно дала понять, что перед нами не только лучшая игра года, но и одна из лучших игр своего поколения.
Продолжение во всём превосходило оригинал. Сиквел не только избавился от всех раздражающих элементов, но и заметно улучшил сильные стороны игры. Открывающая сцена с висящим над пропастью поездом своей эпичностью задавала тон всему приключению и мгновенно стала культовой. В этот раз путешествовать нам приходилось не только джунглям и подземельям, а пейзажи сменялись с головокружительной скоростью: например, во время схватки на движущемся железнодорожном составе ярко-зелёные джунгли превращалась в заснеженные горы прямо на наших глазах.
Порой игра давала геймеру передохнуть и переключиться на решение головоломок или платформинг, но чаще всего нас ждали захватывающие сражения, когда всё вокруг постоянно взрывалось, ломалось и горело. Among Thieves позволяла почувствовать себя в эпицентре голливудского боевика — и делала это очень умело.
Кроме того Uncharted 2: Among Thieves определённо была самой красивой и технологичной игрой своего времени. И дело не только в захватывающих дух видах: бессердечная физика регулярно и реалистично рушила дома, разбрасывала по сторонам предметы и превращала снег в произведение искусства. Каждый эпизод игры впечатлял не хуже мощного голливудского кино.
Uncharted 2 не только шагнула вперёд по сравнению с оригиналом, но и серьёзно подтолкнула развитие всей индустрии. Неудивительно, что Among Thieves стала лучшей игрой года по мнению практически всех ресурсов и церемоний, и заслужила любовь геймерского сообщества, оплатившего Naughty Dog за старания впечатляющими продажами.
Как и любое успешное произведение, Among Thieves породила множество сторонних проектов во вселенной Нейтана Дрейка: книги, комиксы, карточную игру и мобильную головоломку.
Минутка истории. В сиквеле Uncharted Нейтан Дрейк ищет Шамбалу по подсказкам Марко Поло (Marco Polo). Этот итальянец действительно прославился своими путешествиями по Азии, где задержался аж на двадцать лет, пусть и не по своей воле. Хоть труды Марко часто обвиняли в недостоверности, именно они вдохновили Христофора Колумба (Cristoforo Colombo) на путешествие в Индию, во время которого он ненароком открыл Новый свет.
Иллюзии Дрейка
Третья часть Uncharted вышла 1 ноября 2011 года, и нас снова ждало увлекательное и опасное путешествие, изюминкой которого стала чарующая пустыня. Именно в песках прошла лучшая часть игры, а падение самолёта, из-за которого всё и случилось, можно смело включать в число лучших моментов игровой истории.
Drake's Deception всё ещё была очень красива, но чувствовалось, что разработчики уткнулись в потолок возможностей PlayStation 3. Если сиквел превосходил первую часть в техническом плане, то Uncharted 3 выглядела так же, как и предшественница. Это касалось и остальных аспектов игры.
Да, новая часть была не менее эффектна и динамична, но казалось, что в этот раз Naughty Dog повторяются. Из нововведений можно отметить разве что возможность отбрасывать гранаты и улучшенный рукопашный бой, который стал куда эффектнее и позволял выхватывать у врагов оружие и колотить их подручными предметами.
В игре повысилась концентрация загадок, некоторые из которых действительно заставляют поломать мозг, а сюжет, пусть и оказался слегка путаным, впервые поведал некоторые подробности из детства выдающегося искателя приключений. В остальном мы получили ту же самую игру, только в новых декорациях, и в этом нет абсолютно ничего плохого. Просто повтор по определению не мог дотянуться до лавров Among Thieves. И, как мы уже писали, далеко не все были от этого в восторге.
Тому, что третья часть не превзошла вторую, было несколько причин. Во-первых, как мы и говорили, возможности PlayStation 3 были ограничены, и выше головы Naughty Dog прыгнуть уже не могли. Во-вторых, важная часть команды, причастная к успеху сиквела, в это время занималась другим проектом, — и это разделение стало отличным решением, ведь уже через два года разработчики выпустили одну из лучших игр за всю историю игровой индустрии.
Минутка истории. В этот раз Нейтан Дрейк идёт по пути Лоуренса Аравийского, он же Томас Эдвард Лоуренс (Thomas Edward Lawrence), выдающегося воина, повлиявшего на освобождение многих арабских стран от Османской империи, и исследователя, который искал загадочный город Ирам многоколонный.
The Last of Us
В 2004 году на конференции GDC (Games Developers Conference) основатель Naughty Dog Джейсон Рубин встретил амбициозного молодого человека, мечтавшего попасть в игровую индустрию. Это был Нил Дракманн (Neil Druckmann), который в результате судьбоносной встречи стал сначала стажёром в успешной игровой компании, а затем и полноценным программистом.
Талантливый Дракманн начал свою карьеру с работы над Jak and Dexter 3, а к старту работы над Uncharted 2: Among Thieves был уже ведущим геймдизайнером. Во многом успех серии Uncharted — именно его заслуга. Однако уже давно в голове Нила созревала идея, которую он страстно желал реализовать, и после очередного успешного проекта боссы позволили ему совместно с коллегой Брюсом Стейли (Bruce Straley) взяться за создание собственного проекта. Так и появилась The Last of Us.
Это может показаться удивительным, но полностью ориентированная на сюжет игра до последнего момента не имела цельного сценария. Долгое время причины пандемии в этой вселенной были неясны, страдали от неё исключительно женщины, а главным антагонистом была та самая Тесс, что погибает в начале игры при попытке задержать военных.
По первоначальной задумке, в одной из финальных сцен игры Элли должна была убить Тесс, и этот опыт превращал её из беззащитного ребёнка в готовую ко всему убийцу, ведь до этого пользоваться оружием ей не приходилось. Однако в какой-то момент разработчиков утомила бесполезность девочки в бою, и они решили вручить ей винтовку раньше. Так появилась сцена в Питтсбурге, где мы под прикрытием Элли разбираемся со множеством бандитов. Вот только раз девчонке уже приходилось убивать, то и финальная сцена не сработала бы, как задумывалось. Из-за такой, вроде бы, мелочи сценарий пришлось переписывать.
Разработчикам приходилось регулярно переосмыслять игру, менять местами, вычёркивать и добавлять уровни, локации и механики. К тому же Naughty Dog никогда не делала настолько серьёзных проектов, концентрируясь на чём-то лёгком и развлекательном. Да и история строилась вокруг эмоциональной связи главных героев — а это куда более сложный и взрослый подход к нарративу, чем тот, что разработчики исповедовали раньше.
При этом многие сотрудники страдали из-за перфекциониста Нила Дракманна. Раз за разом он требовал улучшений и переработок. Исполнитель главной роли Трой Бейкер (Troy Baker) и вовсе впал в депрессию из-за того, что креативный директор требовал более убедительной игры, и сцену с потерей дочери приходилось переснимать снова и снова. Но именно благодаря такому подходу The Last of Us и стала одной из самых титулованных и высоко оценённых игр в истории.
Несмотря на все трудности, вышедшая в 2013 году The Last of Us удалась. И аудитория оказалась вполне готова к столь взрослой, жёсткой и кровавой истории, которая завершается отнюдь не хэппи-эндом. Геймплей до сих впечатляет своей проработанностью и плавностью. Атмосферу постапокалиптического мира словно можно потрогать. Однако самое главное здесь — связь между Джоэлом и Элли, ведь до сих пор трудно сказать, была ли где-то ещё такая же химия между напарниками.
Всё-таки The Last of Us принадлежит к той категории игр, что принято называть произведениями искусства, и выходят они крайне редко.
Минутка природоведения. Пандемия в игре наступила по причине эволюции кордицепса, реально существующего рода грибов. Их особенность в том, что они умеют контролировать поведение некоторых насекомых. Например, заражённые муравьи бросают колонию и направляются на самую выгодную для дальнейшего распространения спор позицию. До манипулирования человеком грибам, к счастью, ещё далеко.
Конец вора
Разработка финальной части приключений Нейтана Дрейка началась в то время, когда основные силы Naughty Dog были брошены на завершение The Last of Us. Руководила разработкой Эми Хенниг (Amy Hennig), которая до этого трудилась над всеми частями Uncharted. Однако в 2014 году одна из самых влиятельных женщин в индустрии покинула команду ради работы с Visceral Games. Ушли и другие важные сотрудники, а тема кранчей внутри студии стала набирать обороты.
В том же 2014-м, спустя год после релиза The Last of Us, уже звёздных Нила Дракманна и Брюса Стрейли назначили ответственными за разработку Uncharted 4: A Thief's End. Изначально релиз должен был состояться 18 марта 2016 года, однако объём работ был таким большим, а перфекционизм Дракманна — столь дотошным, что игру пришлось несколько раз перенести. Менялся, конечно, и сюжет, ведь по изначальной задумке главным антагонистом был Сэм Дрейк, затаивший злобу на бросившего его в тюрьме брата. В итоге премьера состоялась 10 мая 2016 года, и каждое мгновение ожидания того стоило.
Naughty Dog всегда умело справлялась с переходом на новое поколение консолей, однако в этот раз студия, кажется, превзошла саму себя. Даже спустя четыре года Thief's End считается одной из самых красивых и технологичных игр в индустрии. По сравнению с прошлыми частями было многократно улучшено, наверное, всё: детализация мира и персонажей восхищали, сюжет стал ещё напряжённее и душевнее, локации значительно выросли с размером, а боевой геймплей стал разнообразнее и бодрее. Не забываем и про регулярные вау-сцены со взрывами и погонями: их было навалом, и каждая захватывала дух.
Игра получилась выдающейся, однако и цена была высока. Спустя время Джейсон Шрайер опубликовал своё расследование о переработках в студии. Выяснилось, что сотрудникам приходилось работать по двенадцать-шестнадцать часов в день вообще без выходных, а это всегда ведёт к выгоранию. Каждый чувствовал себя обязанным продолжить работу после окончания смены, потому что так поступали все. После релиза A Thief's End студию по тем или иным причинам покинуло семьдесят процентов персонала. Впечатляющая цифра.
Конечно же, каждый обладатель PlayStation 4 был обязан поиграть в новую игру Naughty Dog, и уже через год разработчики объявили, что Uncharted 4: A Thief's End продалась феноменальным тиражом в четырнадцать миллионов копий. Получилось бы создать настолько выдающуюся игру и добиться таких внушительных результатов без кранчей? Этот вопрос остаётся открытым. Однако приключения Нейтана Дрейка завершились блестяще — с этим не поспоришь.
Позже Naughty Dog выпустила отличный спин-офф Uncharted: The Lost Legacy, где главными героями стали персонажи прошлых частей Хлоя Фрейзер и Надин Росс, а позже приступила к долгожданной The Last of Us: Part 2.
Минутка истории. В своём последнем приключении Нейтан Дрейк охотится за сокровищами Генри Эвери (Henry Every). Эвери действительно был выдающимся пиратом и прославился захватом могучего торгового корабля «Ганг-и-Савай». Этот налёт принёс Генри едва ли не крупнейшую добычу за всю историю пиратства. За голову морского разбойника тут же объявили неслыханную награду, однако тот словно испарился. Именно вокруг загадочного исчезновения Эвери и строится сюжет игры.
Элли, Эбби, толерантность
Сразу же после анонса, состоявшегося 3 декабря 2016 года, продолжение одной из самых высокооцененных игр в истории окружил невиданный хайп. Геймеры строили теории о многострадальной судьбе ключевых персонажей. Журналисты продолжали разоблачать кранчи. А сюжетные сливы перед релизом подпортили немалому числу игроков впечатления от знаменитой шокирующей сцены.
Очевидно, что разработка была очень тяжёлой, ведь изначально релиз планировали на конец февраля 2020 года, однако в итоге он состоялся только 19 июня. Вероятно, сотрудники надеялись, что перенос позволит закончить разработку в менее хардкорном режиме. Однако Naughty Dog всё равно ежедневно выжимала из подчинённых все соки. Впрочем, если для одних такой темп убивал энтузиазм и мотивировал покинуть игровую индустрия, то другие не были против.
Вероятно, такова миссия сотрудников Naughty Dog: всю свою жизнь они подчиняют любимому делу, не оставляя места ни для чего, кроме работы. Результатом переработок в очередной раз стала выдающаяся игра. В то время, как многие геймеры не оценили некоторых сюжетных особенностей TLoU 2, а социальные сети Нила Дракманна и Лоры Бэйли (Laura Bailey) разрывались от хамства и даже угроз, большинство осталось в восторге от игры. Множество авторитетных ресурсов и игровых церемоний назвали именно детище Naughty Dog лучшей игрой года.
Пусть геймплейно The Last of Us: Part 2 не слишком изменилась, но многие моменты стали глубже: играть нам пришлось за двух персонажей, каждый из которых обладал некоторыми особенностями, оружия стало больше, на пути встречались новые враги, меняющие привычный геймплей, и даже эпичный босс.
Особо стоит отметить и техническую сторону вопроса. Эта игра заставляет консоль 2013 года работать на пределе возможностей, но не допускает падений FPS и багов. TLoU 2 на PlayStation 4 определённо кажется техническим чудом. Буквально в каждый эпизод и каждую мелочь вложена любовь: какая-нибудь квартира, которую геймер пробежит за десять секунд, наполнена таким количеством деталей, вроде уникальных постеров, предметов интерьера и прочей домашней утвари, что начинаешь верить в реальность происходящего.
Что бы ни говорили об игре, она определённо стала важным событием в индустрии и самым быстро распродаваемым эксклюзивом Sony. Уже за первую неделю после релиза The Last of Us: Part 2 разошлась тиражом в четыре миллиона копий.
Несмотря ни на что, Naughty Dog добилась очередного успеха и заставила нас с нетерпением ждать нового анонса. Всё-таки все уже знают, что каждое творение разработчиков — неизбежный шедевр.
***
Студия, которую создали в гараже двое школьников, спустя пару десятков лет поднялась на вершину индустрии. В 2021 году Naughty Dog — это стандарт качества, ведь ничего, кроме бестселлеров, компания не делает. Остаётся надеяться, что так оно дальше и будет. А мы пожелаем разработчикам новых успехов и скажем спасибо за отличные игры.
Какая игра от Naughty Dog самая лучшая?
-
Crystal Dynamics рассказала о будущем Лары Крофт: судя по всему, Tomb Raider ждут большие перемены
-
Как Naughty Dog собаку съела: от обучающих игр для младших школьников до The Last of Us: Part 2 — часть первая
-
Худшие из худших: самые брутальные «плохие» концовки в играх. От Far Cry 3 и Outlast до Half-Life 2: Episode Two и Hotline Miami 2
-
Первую серию The Last of Us снимет россиянин. Постановщик «Чернобыля» покинул проект
-
Девушка из России почти стала оператором сериала The Last of Us от HBO