Статьи Игры, в которых баги становились лучшей защитой от пиратства

Игры, в которых баги становились лучшей защитой от пиратства

gotDvamp
Читать в полной версии

Нужно ли защищать видеоигры от незаконного копирования? Конечно, нужно! Совсем другое дело, какие методы избрать для этого. Нет, мы сейчас не собираемся в очередной раз пересказывать аргументы «за» и «против» использования печально известной Denuvo. Важно другое. Порой разработчики избирают хитрую тактику, и используют в качестве системы защиты… баги, глюки, нерабочие скрипты и прочие софтверные ошибки. Вот о таких случаях мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале. Поехали.

Строго говоря, идея противостоять пиратству при помощи нестандартных методов не нова. Если заглянуть в англоязычную часть интернета, то можно без проблем отыскать рассказы людей, которые запускали старые RPG и квесты для IBM-совместимых машин при помощи всевозможных «ключей», вкладываемых в мануалы. Есть такая книжечка — ты молодец, можешь поставить игрушку и наслаждаться ей. Нет — отправляйся на мороз, ведь без использования слова, написанного на такой-то странице инструкции, просто не обойтись. Особенно «приятно», когда эти слова постоянно меняются.

Ныне такие ухищрения уже давным-давно стали частью истории. Ее приятно изучать, но, давайте откровенно, едва ли кто-то из вас согласился бы за собственные деньги еще какие-то закорючки в макулатуре выискивать. Во многом потому, с наступлением эпохи консолей, методы разработчиков несколько изменились — правда, не без экивоков в сторону прошлого, но об этом позже.

Одно попадание — смерть

Во времена, когда миром правила 8-битная Nintendo Entertainment System, некоторые разработчики стали всерьез задумываться о защите интеллектуальной собственности. Они прекрасно знали о существовании пиратского рынка и старались по мере возможности защититься. Более всего в этом деле преуспела компания Konami, которая придумала один небанальный трюк.

Суть его сводилась к следующему: в поздние 8-битные игры компании встраивали систему проверки соответствия. Говоря по-простому, перед запуском игра проверяла содержимое всех файлов рома. Если по какой-то причине файлы игры не совпадали с оригинальными, то… наступало время чудес. Нет, игра не висла и даже не выводила на экран надпись с предложением купить лицензионный картридж. Любитель тайваньской продукции даже не замечал подвоха: все запускалось и даже работало.

Просто в какой-то момент — обычно спустя 5-10 минут после нажатия клавиши Start — геймер понимал, что купленная им на рынке игра просто адски сложна для прохождения. Например, герой Bucky O'Hare вдруг совершенно внезапно погибал после одного попадания. Однако смешно даже не это: зачастую пользователи контрафакта даже не понимали, в чем же здесь дело! И… раз за разом пытались одолеть, казалось бы, совершенно неприступный бастион, не догадываясь, что все дело в хитрости разработчика и издателя.

Чтобы не быть голословным, позвольте привести такой пример. Когда-то давно автор этих строк вместе со своим другом успешно одолел Teenage Mutant Ninja Turtles 3: The Manhattan Project. Картридж, конечно, был пиратским (откуда в те годы лицензию-то взять?!), но полностью повторял оригинальный японский ром. То есть, там и меню выбора сложности было, и Шредер, пусть и не без труда, но убивался. Была лишь одна загвоздка: картридж этот на пару вечеров моему другу одолжил какой-то его знакомый. А перепройти эту замечательную игру очень даже хотелось!

В итоге мы купили еще одну версию TMNT 3, вот только… это был тот самый печально известный вариант без копирайтов и с задранной до небес сложностью. Стоит ли описывать наш гнев от увиденного? Мы просто не понимали, какого черта здесь творится! Почему абсолютно нормальная по сложности игра внезапно превратилась в филиал ада на Земле? И почему вдруг Шредер не умирает? Можно ли считать трюк Konami защитой при помощи багов? Формально, да. Сам прецедент весьма интересный. Однако трюк японцев кажется невинной шалостью на фоне того, что проделывали разработчики в гораздо более поздние времена.

Трюки наших дней

И первый трюк, о котором хочется рассказать, провернула Valve. В 2004 году Half-Life 2 была на слуху. Игру ставили на обложку ведущие мировые издания, ей пели хвалебные оды журналисты и геймеры, а владельцы Xbox Original, затаив дыхание, ждали порт на их любимую консоль. Разумеется, второй «Полураспад» довольно быстро взломали пираты. Вот только пользы от их стараний… было не то чтобы очень много.

Флибустьерская версия Half-Life 2 честно запускалась и даже позволяла себя проходить. Вот только в какой-то момент все скрипты внутри игры махали геймеру ручкой и переставали работать. Причем произойти это могло как в самом начале сюжетной кампании, так и где-нибудь в середине игры. В результате Гордон Фримен бегал по абсолютно пустому миру, в котором ничего не происходило от слова «совсем». Помогал лишь перезапуск, но ненадолго. Вскоре ситуация повторялась.

Вскоре выяснилось, что это не какая-то досадная программная ошибка, которая лечится патчем — Valve намеренно встроила такую импровизированную защиту в свою игру, по сути, превратив HF2 в большую демоверсию. Понравилось? Тогда марш в магазин за легальной копией! К слову, многие так и сделали: в те годы интернет не позволял решить любую проблему технического характера в два клика. Поэтому люди топали до магазина за легальной копией шутера.

Схожую, но все-таки чуть менее «подлую» шутку, провернула Rocksteady Studios со своей дебютной игрой про Темного рыцаря. Взломанная PC-версия Batman: Arkham Asylum работала идеально, вот только в какой-то момент Рыцарь Готэма терял возможность крюк-кошку. Ну просто не работала контекстная кнопка! И снова это оказался не баг, но фича: таким хитрым образом англичане вынуждали любителей халявы отдать $60 за легальную копию игры. К слову, пиратка для Xbox 360 таких болячек была лишена…

Ну и, наконец, как же можно обойти стороной неубиваемого скорпиона из Serious Sam 3: BFE? Это чудовище попило немало крови у любителей халявы. И снова: разработчики позволили опробовать свой проект, вот только сделали его прохождение невозможным. Правда, в этот раз все получилось куда менее эпичнее: во времена третьего Сэма интернет уже был развит в достаточной степени, поэтому проблему с монстром решили довольно быстро. Но факт все равно занимательный!

Сам себе злобный Буратино

Однако больше всего хлопот доставляли себе сами геймеры, причем преимущественно российские. Дело, конечно, в тотальном нежелании учить английский. Пираты довольно быстро поняли, что закатывать на болванки версии на общемировом языке не так уж и рентабельно — проще использовать «Промт» и продавать результат его стараний по бросовым ценам в ближайших ларьках у метро. Да, понятно, что на выходе получалось нечто с кривым текстом, зато «русик» же!

Ultimate Spider-Man — одна из многих игр, которая пострадал от лап пиратов. Помимо абсолютно отвратительного «перевода», игра намертво висла на первом же уровне за Венома. Помогало включение английской версии. Причем, что интересно, баг с зависанием касался и PC-версии.

Вот только из-за стремления отечественных геймеров скупать все, что криво переведено, страдали в том числе сами любители халявы. Особенно это было актуально для консолей, игры для которых стараниями пиратов порой становились просто непроходимы. Зависание посреди одного из уровней? Обычное дело, если речь идет о продукции флибустьеров. Кое-как спасали оригинальные версии, которые нет-нет да записывались на один диск с «русской» — правда, преимущественно уже в эпоху PlayStation 2.

Зачастую кривые «штамповки» лучше всякой системы защиты мотивировали искать лицензионный диск — да, сознательных геймеров было немного, но они все же были. Остальные продолжали есть, что дают. И это мы еще скромно молчим про PC-рынок. Уж там-то что только люди не делали — порой даже DVD-приводы отключали, чтобы Starforce обойти. Сейчас все это, конечно, выглядит как неудачный анекдот, но в нулевые было правдой жизни.

***

А вас вынуждали баги купить лицензионную версию игры? Расскажите об этом в комментариях к материалу. Ну а мы на этом прощаемся. До скорых встреч на страницах VGTimes.

Евгений Васильев, специально для VGTimes.

Комментарии 27
Оставить комментарий
4 года
А ещё читал на форуме рутрекера что вначале после выхода The Talos Principle у её пиратской версии был баг с лифтом из за чего пираты были лишены концовки (но на момент моего прохождения баг починили)
Ответить
4 года
В hd версии Серьёзного Сэма в одном месте начинала крутиться камера, пришлось с читами обходить
Ответить
4 года
А ещё в «Властелин Колец: Битва за Средиземье 2» на пиратских версиях спустя 3 минуты все юниты умирают, и засчитывается поражение. И в компании и в быстром матче тоже
Ответить
4 года
DVD-привод отключал, чтобы Starforce обойти!) Было дело, как сейчас помню — Prince of Persia: The Two Thrones) Еще в конце 90-х\начале 2000 был какой-то Рейман (часть не помню) Рейман был переведён как Сашман, Глобокс как Жлобочь) И в одном из последних уровней на весь экран вылазила незакрываемая пиратская морда. Так что игра осталась не пройденной)
Ответить
4 года
С таким переводом проходить и сам не захочешь.
Ответить
4 года
Теперь только лицензия)
Ответить
4 года
Раньше — пиратские версии игр багнутые, лучше купить.
Сейчас — игра багнута уже на стадии релиза и фиксится обычно только пиратами, лучше качать с торрента
Ответить
4 года
Хм, пираты стали дольше ломать игры последнее время. Видимо, косяки разгребают.
Ответить
4 года
Ну с тем, что нам предлагают в последние годы игроделы, можно не париться и подождать в проверенных временем играх)
Ответить
4 года
То что предлагаю некоторые игроделы, то пиратам даже пиратить не нужно. У них даже бесплатно брать не будут. ._.
Ответить
Я думаю что баги в играх это тоже фича от пиратства, выпустили патч заплатка 1гб ну скачалось , а в пиратку всю игру перекачивать и переустанавливать и таких патчей может быть 10-15 проще купить игру чем раз 15 перекачивать целиком и ждать когда новую копию выдадут пираты.
Ответить
4 года
А подождать полгода и тогда пройти не судьба?
Ответить
4 года
Кстати, как-то быстро перепрыгнули с картриджей на ПК, на ПС вроде тоже были такие игры. У меня Дино Кризис 2 багалась прямо перед последним боссом (
Ответить
4 года
А про это написано как раз в пункте о том, что пользователи сами себе жизнь усложняли. Надо полагать, DC была на русском языке? Это часто бывало, когда пираты кривыми руками лезли в код игры.
Ответить
4 года
GTA4 — пьяная камера. Помните?
Ответить
4 года
А еще сталкер зов припяти. После того как игра утекла, из-за бага нельзя было попастьв припять из путепровода
Ответить
4 года
Нет, я вечный пират. Даже с GTA IV не прокатило, скачал другой репак. В данный момент, в лицензиях много багов и фризов, а в пиратках часто этого нету.
Ответить
IBE
4 года
Много раз слышал в то время, что пиратские игры говно, баги и прочее. Лучше лицензия. Только ни разу не сталкивался с багами в пиратке, которых нет в лицухе.
Ответить
4 года
Пиратам быть удобна 👍
Ответить
4 года
Пиратят щаз качественно.
Ответить
4 года
То что предлагаю некоторые игроделы, то пиратам даже пиратить не нужно. У них даже бесплатно брать не будут. А лучше всего просто читать в источнике Космолота про выход новых игр и слотов и запускать их на деньги.
Ответить
Герои Меча и Магии V были не играбельным куском *овна, какую бы версию я не пытался скачать, даже из современных на тот момент репаков (год был 2013-ый) все были словно порождениями сатаны и не хотели нормально работать на моём железе. Помогла решить проблему лишь лицензионная версия, что была куплена в составе ныне отсутствующего у меня Золотого Издания Героев. После этого репаками я стал пользоваться, чтобы оценить игры перед покупкой, а потом и вовсе отказался от пиратских игр из-за уже стабильного на тот момент заработка и удобных скидок в различных магазинах цифровой и не только дистрибуции.
Ответить
Смотря что покупать и что взять с пираток. Есть игры недостойные покупки с самого начала. Вот есть пара таких игры от биовар, это инквизиция и андромеда, абсолютно унылейшие, неужели и их надо купить? вот эти два куска дерьма? Одно дело купить гениального Ведьмака или death stranding, и совсем другое всякую шваль типа одиссеи, ориджина или just cause 3
Ответить
4 года
Тогда вторичный вопрос.. я унылые игры не покупаю,так как само собой в них неинтересно играть,но зачем мне их тогда скачивать пиратством?) Вам в магазине могут продать и гнилые яблоки и свежие,во многих магазинах вы выбираете,но вы же не станете воровать гнилые яблоки,только потому что они гнилые 🤔
Ответить
скажем так, мною перечисленные- это результат моего личного прохождения и оценка такая же. Тут дело в чем, яблоки то заметно что фуфло, а вот продукт типа видеоигр и фильмов нет, я прекрасно осознавал убогость андромеды, но при этом для себя ее прошел, по инквизиции мало что читал, но по слухам все разнилось, сыграл сам и понял- те кто критиковали правы.
Точно также и с произведениями литературными, вот тот же соЛЖЕницын, он ублюдок и предатель, свинья и ксенофоб, но его чтиво нужно знать, поскольку иначе врага не изучить.
Ответить
4 года
Just Cause 3 дерьмо потому что нужно уничтожить все объекты до последнего. Угадал?
Ответить
4 года
Не, не застал это чудесное время. Только бессмертного скорпиона из SS3, но никакой крови он у меня не попил: я сразу понял что его в игре быть не должно по тому как он двигается. А когда он меня свалил, я понял что он неуязвим, врубил неуязвимость и мы весело фигачили друг друга: я его кувалдой и из пистолета, а он меня из пулеметов и клешнями. Повеселился и удалил, позже скачал другую версию, там уже скорпиона не было, но было верчение камеры начиная с пятого уровня. А вы в статье, кстати, не упомянули это. В SS3 было два слоя защиты, так то.
И да, чтоб вы знали, в 2010 в моем Мухосранске нельзя было купить лицензионку, нигде. Когда у меня летом 2010 появилась моя первая пека, я пошел в местный магазин, купил диск с Serious Sam, там были The First Encounter, The Second Encounter и Serious Sam 2, дело ведь было в 2010, третья еще не вышла. И...что бы вы думали? Да, пиратская болванка. Заплатил 45 гривен за пиратскую копию. В Serious Sam 2 были вырезаны все катсцены, в First Encounter и Second Encounter-вырезаны все саундтреки, кроме одного, и он играл во время боя и между боями, на каждом уровне, две игры подряд 🤣 Так что я лицензионную не смог бы купить при всем желании. Теперь то купил в Стиме и GOG по скидке.
Вот такая вот история.
Just Cause 3 проходил на пиратке, не знаю так ли это задумано или кривой взлом, но в миссии где надо протестировать електромагнитное оружие машины не едут. Миссия начинается, машина с устройством и еще две машины сопровождения должны начать движение, но они не двигаются. Правда, они должны проехать немного и потом начинается катсцена, после катсцены они будут ехать как и положено, а до этой точки их можно дотянуть крюком. Придется немного повозиться, но в целом ничего сложного. Учитывая, насколько игра интенсивная, это был приятный отдых. Никакого обстрела из танков, вертолетов, пулеметов, зениток и еще десятком солдат олновременно-всего-то спокойно перетащить несколько машинок тросиком. Сам я до этого не додумался, нашел в интернете, но никакого разоблачения вроде «ага, попался» не было так что, похоже, это один из возможных багов самой игры, а не пиратки. Правда, других багов не обнаружено, и проседаний FPS тоже не было, точнее было, но только в одном месте. Только графоний что-то какой-то мутноват, видимо в 2015 PS по производительности совсем была никакая, но это неважно, в этой игре самое главное-то что можно делать «бум!».
Вот такая вот рецензия (с опозданием в 5 лет).
Пьяную камеру в GTA 4 тоже не застал, но очередной баг с количеством кадров от Рокстар оценил по достоинству. 60 кадров? Просто больше 30? Ну, значит Нико не хватит сил чтобы залезть в вертолет в последней миссии. Пофиксить баги с количеством кадров, еще со времен San Andreas? Ага, щас... Мы ж для консолей делаем! А там больше 30 кадров быть не может! Что? На компьютере может? А, ну так что те пекари, все равно спиратят.
Ну я и спиратил.
Больше ничего не вспоминается. Ну, еще разрабы Just Cause 4 решили, что двигаться ты должен только через WASD, и никак иначе. Я лично видел как чел в Стиме жаловался по этому поводу, и я считаю что вполне обосновано, но кто знает, может он игру и не покупал. То-то сервера Эпика не упали когда они раздавали Just Cause 4. А когда раздавали GTA 5-упали.
Ответить