Аналитика на диване: могут ли в России консольные игры стоить дешевле?

25 июня 2020, в 11:45
Слушать статью: Ден, Макс

Не сильно покривим душой против истины, если скажем, что одной из главных, сугубо российских новостей последних дней стала информация о повышении цен на консольные видеоигры. В минувшие выходные мы писали о чрезвычайно дорогих предзаказах на FIFA 21. На этой неделе появилась информация о том, что четвертая часть Crash Bandicoot, получившая подзаголовок It's About Time, обойдется нашим геймерам почти в 5 тысяч вечно деревянных рублей. Позже, конечно, Activision переобулась в воздухе и заявила, что произошла ошибка — никакого Бандикута за треть зарплаты среднестатистического россиянина продавать она не будет. Но осадочек остался. Как остался и вопрос о необходимости введения региональных цен на видеоигры. Поговорим?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Давайте сразу обозначим вот какой тезис. В том, что российский ценник вплотную подобрался к неприличной отметке, прямой вины и злого умысла издателей нет. В России, как и в любой другой европейской стране, консольные релизы распространяются по фактической стоимости — то есть, по 60-65 евро за диск, что в пересчете на местную валюту как раз и равняется заветным «пяти рублям». Ничего с этим поделать нельзя — разве что, национальную валюту укреплять, но это не в компетенции Activision, Sony или Electronic Arts.

Но это одна сторона медали. Если взять за основу утверждение, что Россия це Европа, пусть и Восточная, то вроде бы все честно получается: почему американские и западноевропейские издательства должны думать о том, сможет ли российский инженер позволить на свою мизерную зарплату купить цифровой или физический релиз? Рынок мелкий, толку с него чуть. Но вот если посмотреть на историю местной индустрии, то становится ясно: при желании крупные игроки действительно могут изменить ситуацию.

Давайте иллюстрации для щелкнем пальцами и перенесемся в середину лохматых девяностых. Кругом царит всякое разное, легального рынка как такового нет, те немногие счастливчики, что имеют дома компьютер или консоль, наслаждаются нелегальными играми. И где-то там, по другую сторону от заснеженных рядов «Горбушки» и «Юноны», затерялись немногочисленные магазинчики, торгующие легальной продукцией. В красивых коробочках и по фуллпрайсу. Разумеется, на английском языке — никому и в голову в те годы не приходило переводить что-либо на великий и могучий. За исключением пиратов, конечно, но мы ведь сейчас про нормальные версии говорим, не так ли?

Коробочные версии легендарной гоночной серии. Красота, правда?
Коробочные версии легендарной гоночной серии. Красота, правда?Коробочные версии легендарной гоночной серии. Красота, правда?

Так вот, жило это все, поживало, добра наживало, а потом долбанул кризис. Плохо стало всем — от рядового труженика, чьи накопления превратились в тыкву, до мелких и средних бизнесменов. Не стал исключением и местный рынок. Именно в те годы в светлые головы наших издательств пришла отличная, казалось бы, идея: а давайте к чертям собачьим выбросим красивые картонные коробки, а цены опустим до уровня $3-5 за копию — то есть, будем продавать чуть ли не по пиратскому прайсу.

У западных партнеров от такой идеи волосы на голове дыбом встали. Однако некоторые из них согласились на авантюру — продавать много, но по бросовой цене. Народу такая антикризисная схема пришлась по душе. Нет, конечно, находились идиоты, которые пробовали отыскать пиратскую копию Heroes of Might & Magic 3 взамен «джевела» от «Буки», но их все же было меньшинство.

В итоге на смену боксовым версиям пришло вот это. Уродливые маленькие пластиковые коробочки. Зато дешевые
В итоге на смену боксовым версиям пришло вот это. Уродливые маленькие пластиковые коробочки. Зато дешевыеВ итоге на смену боксовым версиям пришло вот это. Уродливые маленькие пластиковые коробочки. Зато дешевые

Как результат, наш с вами PC-рынок «нулевых» мчался вперед с гордо поднятым флагом, на котором красовалась надпись: «Пусть глаза пугаются и уши вянут, зато дешево и сердито». Да-да, это мы про качество локализаций — сложно в самом деле ожидать чего-то приемлемого от отрасли, которая сливает за копейки релизы с исходной стоимостью в 55-60 басков/евро. И вот уже и Дмитрий Дюжев озвучивает Карателя, и еще много кто пробивает дно своими великолепными актерскими способностями.

А потом и Steam расцвел, и рынок изменился… В начале «десятых» годов в наших полесьях сложилась уникальная ситуация. Гром вроде бы отгремел, а мужик бегать на развалы за «джевелами» не перестал. Подкупала вот какая штука: в отличие от стильно-модно-молодежного магазина от Valve, где все цены указаны в баксах и без каких бы то ни было скидок на страну клиента, местные производители все так же продолжали толкать не сильно качественную продукцию по 300-500 рублей за копию.

Valve не без помощи местных издателей опомнилась и разрешила-таки ввести в российском сегменте своего магазина локальные ценники. Вначале далеко не все западные компании согласились на повторение авантюры из конца девяностых, но в итоге площадка стала такой, какой ее знают геймеры сегодня. Разумеется, постепенно стоимость каждого релиза росла, но глобально сути это не изменило: в 2020 году на PC все еще дешевле играть, чем на консолях, пусть и разрыв в цене между версиями для разных платформ уже не такой катастрофический как прежде.

А теперь внимание, знатоки: возможно ли хоть чисто теоретически, что в России введут региональные цены на консольные игры? Что, досрочный ответ? Друзь утверждает — дескать, нереально это? Увы, вы ошиблись. Это не просто реально — подобное уже происходило прежде. В начале нулевых, когда компания «Софтклаб» выпустила сразу три релиза для стремительно устаревающей на тот момент PSone. Мы, конечно же, говорим про одну из версий F1, MediEvil 2 и C-12: Final Resistance. Эти игры не просто локализовали, но и продавали местным геймером по сниженной цене — конечно же, не по 60 рублей за копию, но и не сильно дороже «джевелов» на PC.

Оригинальной Mass Effect в свое время особо не повезло с локализацией. Хвала богам, что после фиаско с золотым изданием сиквелы одной из самых известных Action/RPG в мире уже никто не думал дублировать на русский язык — ограничились лишь субтитрами
Оригинальной Mass Effect в свое время особо не повезло с локализацией. Хвала богам, что после фиаско с золотым изданием сиквелы одной из самых известных Action/RPG в мире уже никто не думал дублировать на русский язык — ограничились лишь субтитрамиОригинальной Mass Effect в свое время особо не повезло с локализацией. Хвала богам, что после фиаско с золотым изданием сиквелы одной из самых известных Action/RPG в мире уже никто не думал дублировать на русский язык — ограничились лишь субтитрами

Теоретически российское представительство Sony могло и дальше придерживаться такой политики, но, увы и ах, акцию крайне быстро свернули: немногочисленные владельцы PS2 покупали игры по 60 зеленых президентов за копию. И если во времена PS2 и PS3 такое положение вещей не сильно трогало кого бы то ни было, то сейчас, когда рубль упал в тартарары, региональная политика смогла бы поднять популярность консолей в РФ до невиданных высот. Судите сами: собрать современный компьютер дорого, не у всех такая возможность есть. А приставки и стоят относительно мало, и цены на игры теоретически могут не сильно отличаться от повестки Steam или EGS. Какой идиот в этом случае будет тратиться на ящик с продвинутой видеокартой? Разве что энтузиаст-технарь, но таких даже по статистике Valve не так уж и много — большинство играют на PC, чей уровень близок к гордому званию «картошка».

И ведь что самое смешное, для платформодержателей этот трюк не нов. В той же Аргентине играть в Xbox One очень дешево. И дело даже не в подписке — там свежие и не очень релизы продаются по бросовым ценам, из-за чего этот регион очень любят фанаты «зеленых» из России. Глобально ничего не мешает американцам или японцам сделать то же самое в нашей стране. Просто позволить геймерам без шаманств с VPN получать качественные услуги по ценам PC-рынка. Пусть даже исключительно в рамках цифровых магазинов.

Почему только в цифре? Увы, все просто. Если опустить цену дисковых копий до регионального, то велика вероятность, что болванки просто не будут доезжать до розничных точек — их будут скупать граждане-барыги и толкать на Ebay с наценкой американцам и европейцам. Поэтому логичнее всего выглядит следующая схема: цифра стоит дешевле, а если хочешь пластик на полочку поставить, то готовься 5 тыс. отдать. И волки сыты, и овцы целы.

***

Вот только едва ли это случится. Повторимся, вины издателей как таковой в ситуации нет — они просто не считают должным снижать цены относительно европейских. Другое дело, что сейчас, на фоне всех этих новостей о 5K-гейминге, изменение политики Sony, Microsoft и Nintendo позволило бы этим компаниям еще сильнее пустить корни в РФ. В конце концов, лучше продать больше товара по меньшим ценам, чем довести рынок до состояния, когда с него приходится уходить из-за отсутствия профита. Да и чем мы хуже Аргентины? Выбор за вами, господа-бизнесмены.

Евгений Васильев, специально для VGTimes.

Комментарии 5