Платформа-призрак: почему разработчики отказываются создавать игры под Google Stadia
Стриминговая платформа Stadia еще не запущена по всему миру, а в ее сторону уже летят лучи «добра» со стороны небольших разработчиков. Почему это происходит и из-за чего чего инди-студии отказываются работать с Google читайте в нашем материале.
Около десяти лет тому назад в англоязычном сегменте YouTube появился примечательный видеоролик. Ролик рассказывал о якобы находящейся в разработке консоли Dreamcast 2 от японцев из SEGA и выглядел почти как настоящий промо-материал. Качественный монтаж, линейка хитов в диапазоне от актуальной продукции компании до сиквелов хитов давно минувших дней и в оканцовочке приметная дата — согласно ей, система должна была поступить в продажу 11.11.11 — по аналогии со знаменитой 9.9.99.
Понятное дело, что не поступила. Dreamcast 2 так и осталась консолью-призраком с просторов Всемирной паутины. Удивительно, однако, другое: спустя весьма и весьма продолжительный срок, фактически в другую технологическую эпоху, Google попыталась создать собственную игровую платформу, которая, по задумке авторов, должна стереть в порошок традиционные гаджеты от Sony, Microsoft и Nintendo, а заодно потрепать нервы классическому PC-геймингу. В прошлом году американцы с помпой презентовали Stadia, запустили сервис в формате бета-теста, словили нехилое количество батхерта со стороны прессы и геймеров и теперь не знают, что делать со всем этим богатством.
В свою очередь, разработчики видеоигр не спешат окунуться в чарующий мир стримингового гейминга, отдавая предпочтение такой привычной Steam, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch. В результате, за весьма краткий срок Stadia превратилась в платформу-призрака без широкой поддержки со стороны индустрии. Примерно как бразильская Zeebo — вроде бы на рынке присутствует, но при этом вызывает недоумение со стороны потенциальных партнеров.
Корень всех бед
К несчастью для Google, ситуация обостряется с каждым днем. На сегодняшний день каталог Stadia может похвастаться всего лишь двумя десятками релизов, что критически мало для полноценного запуска системы. Assassin's Creed Odyssey, Wolfenstein: Youngblood, Darksiders: Genesis, Borderlands 3, Shadow of the Tomb Raider, Final Fantasy XV и ряд других проектов успели засветиться в каталоге Google. Однако давайте посмотрим на ситуацию трезво. AAA-релизы уже давно не составляют основную конкурентную массу в библиотеках всевозможных производителей — это высшая лига, борьба в которой обострена до предела из-за объективно малого числа конкурсантов.
Основную массу свежих релизов составляют проекты B-уровня — откровенное инди, среднебюджетные игрушки, нишевые хардкорные хиты. И вот с этим аспектом у Google пока наблюдаются проблемы. Не так давно американский блог Kotaku со ссылкой на издание Business Insider раскрыл причину, по которой библиотека Stadia крайне медленно наполняется новыми тайтлами. Оказалось, что вина целиком и полностью лежит на финансовой политике Google.
Опрошенные журналистами разработчики в один голос заявили, что американский гигант не готов вкладывать деньги в то, чтобы стриминговая платформа пополнялась новыми IP. Более того, Goolge практически не производит так называемых «стимулирующих выплат», а те деньги, что все-таки выделяются, настолько незначительны, что «и говорить не о чем».
В чем сила, брат?
Тут необходимо сделать небольшое лирическое отступление и пояснить, в чем же здесь соль. Дело в том, что на заре массового инди-гейминга компании вроде Sony и Microsoft сознательно вкладывали деньги в поддержку небольших разработчиков. Под это дело создавались целые программы, выделялись немаленькие средства. В результате, за довольно краткий период библиотеки американцев и японцев в буквальном смысле заполнились кучей инди-хитов на любой вкус и цвет.
Обвинять в корысти разработчиков не стоит — в тот момент НИКТО из них не мог знать, выстрелят ли небольшие по своей сути игрушки на платформе, аудитория которой привыкла к блокбастерам. Слишком велики были финансовые риски, и движение со стороны Sony и Microsoft фактически открыло дорогу этим компаниям. Беря на себя финансовую сторону вопроса, «синие» и «зеленые» создавали «поляну», которая за смешное по историческим меркам время заполнилась кучей любопытных проектов. Схожим образом сегодня поступает руководство Epic Games Store, предлагая разработчиков всевозможные бенефиты в качестве компенсации рисков, связанных с выходом на новой для них платформе.
А что Google?
Опрошенные журналистами авторы контента в один голос утверждают, что не против «бескорыстной» работы, однако они должны быть уверены в финансовой стороне вопроса — говоря проще, чтобы Stadia стала интересна небольшим компаниям, у платформы должна быть платежеспособная аудитория. Именно этот пункт — камень преткновения для всей отрасли.
Чтобы набрать аудиторию, сервису Google как воздух необходимы свежие релизы. Крупные издатели идут на риски и поддерживают платформу, однако этого объективно мало для популяризации сервиса. В свою очередь, инди-студии готовы создавать контент для Stadia, но лишь в том случае, если Google будет вливать деньги, которые могут хотя бы покрыть расходы на портирование. За «спасибо» — только после того, как стриминговая площадка «уйдет в народ». А в «народ» она не уходит из-за недостатка контента. Круг замыкается.
Накаляет ситуацию ореол недоверия, который уже много лет окружает продукты Google. И участники отрасли, и обычные люди помнят, с какой легкостью корпорация отказывалась от своих неуспешных проектов. Постигнет ли эта участь откровенно экспериментальную Stadia? На этот вопрос никто не может дать ответа, и именно это сдерживает потенциальных пользователей от экспериментов со стримингом.
Взрывной потанцевал
Сам по себе проект Stadia, разумеется, интересен потенциальной аудитории. Однако то, КАК Google его продвигает, вызывает вопросы даже у самых лояльных пользователей. Первое и очевидное — это, конечно же, непонятная ситуация с контентом. Его откровенно мало. И едва ли в ближайшее время ситуация изменится кардинальным образом. На ближайшие двенадцать месяцев запланировано как минимум 100 релизов — объективно мало, если учесть объемы Sony, Microsoft, Nintendo и Valve.
Второй фактор касается ориентированности на пользовательскую базу. Google не может внятно объяснить потенциальным клиентам, почему осваивать «облака» выгодно. Более того, пока что это и невыгодно вовсе. Судите сами: стартовый комплект купи, подписку на поддержку 4K оформи, да еще и игрушек приобрети по консольным ценам — при прочих равных какой-то мезальянс жадности и технократии выходит, причем с явным перевесом по первому пункту. Разумеется, такое положение вещей, мягко говоря, устраивает далеко не всех.
Наконец, Stadia — это откровенно сырой продукт, часть заявленного функционала которого попросту не работает. Да и запущен сервис далеко не во всех странах. Как следствие, малое число аудитории — мизерное количество контента — низкая заинтересованность в технологии со стороны всех участников рынка. При этом сама идея сервиса от Google действительно прекрасна. Хромает лишь исполнение. И уже все это ложится далеко на не самую безупречную репутацию корпорации в глазах пользователей.
***
К счастью, ставить крест на сервисе еще слишком рано. В этом году библиотека Stadia пополнится как минимум двумя крупными хитами — Cyberpunk 2077 от CD Projekt RED и Doom Eternal от id Software. Будут релизы и помельче вроде Baldur's Gate 3 и гипотетической The Division 2. В общем, каждый найдет для себя хит по вкусу. Другое дело, что Google еще предстоит пройти немалый путь и исправить кучу ошибок, чтобы просто претендовать на свое место в пищевой цепочке. Хватит ли упорства у компании? Узнаем совсем скоро. Ближайшие несколько лет обещают быть очень интересными.
-
«Будущее еще не наступило» — первые обзоры Google Stadia
-
В Google Stadia вышла Borderlands 3 в версии месячной давности. DLC придется ждать до 2020
-
В Destiny 2 сыграли на электронной книжке. Для этого потребовался Google Stadia
-
«Google Stadia — мусор» — как интернет отреагировал на запуск облачной игровой платформы Google Stadia
-
Google рассказала о преимуществах Stadia над PC и консолями