Статьи Снимать фильмы по играм — это очень плохая идея. Объясняем, почему

Снимать фильмы по играм — это очень плохая идея. Объясняем, почему

gotDvamp
Читать в полной версии

Вот уже который год подряд профессиональные критики твердят, что снимать фильмы по мотивам видеоигр — это очень плохая идея, а продюсерам все неймется. Только на этот год запланированы премьеры нескольких таких лент. Между тем за всю историю кинематографа лишь нескольким фильмам удалось перейти зыбкий мостик, отделяющий океан треша от нормального жанрового кино. Парадокс? Отнюдь. Просто исходный материал уж очень «строптивый». И мы сейчас объясним почему.

Абсолютно все попытки адаптировать события культовых игр для большого экрана сталкиваются с несколькими фундаментальными проблемами. Давайте для удобства разобьем их на несколько пунктов, а после попытаемся ответить на вопрос, возможно ли вообще снять не просто достойное, но отличное кино по мотивам лучших представителей нашей с вами любимой индустрии.

Сюжет/фабула

Полагаем, вы не раз замечали, насколько захватывающими могут быть события любимого экшена или хоррора. Вот мы смотрим открывающую заставку, потом бродим по локации, решаем загадки, перестреливаемся с противниками или прячемся от них. Смотрим еще один ролик — и так до финала. Иногда структура усложняется за счет использования разработчиками открытого мира. Появляются дополнительные активности, подобные сюжетные линии. Однако сам подход от этого меняется не сильно. Нам все также нравится происходящее на экране и мы просто не замечаем грубых склеек, сюжетных триггеров и прочих сугубо технических (с нашей точки зрения) вещей.

Однако стоит только перевернуть ситуацию на 360 градусов и посмотреть на игру с точки зрения кинематографа, как выясняется, что сценаристы интерактивных блокбастеров не то чтобы уж очень старались. Схожая история происходит и при попытке перенести события условного «Убей всех пришельцев и сбеги 15» на большой экран. Происходит это оттого, что история в фильме и история в видеоигре преследуют разные цели.

Но для начала давайте разберемся в терминах. Для сколь-нибудь вменяемого анализа сценария необходимо знать как минимум о двух его составляющих — сюжете и фабуле. Эта парочка, как шерочка с машерочкой, ходит под ручку и даже вальсы вальсирует совместно, но задачи у них все же несколько разные. Сюжет, говоря простым языком, — это последовательность эпизодов. Например, в условном хорроре героиня бежит от маньяка, потом прячется в телефонной будке, рыскает в библиотеке в поисках подсказок и принимает финальный бой. Так вот, каждый из этих эпизодов — и поиск подсказок, и финальный бой — это составляющие сюжета. Максимально внешний уровень — то, из чего состоит история в глобальном смысле.

Фабула — птица совсем иного полета. Она как та девица, которая сексом занимается только в миссионерской позе и с выключенном светом. Опять же, максимально упрощая, речь идет о последовательности действий. Давайте в качестве иллюстрации возьмем пример выше. Есть некоторая череда эпизодов. В первом героиня бежит от маньяка. Что она в это время делает? Размахивает руками, кричит, вертит головой в разные стороны. Во втором отрывке, во время пряток в телефонной будке, сгибается в три погибели, трясется и поджимает губу. Вот эта последовательность действий и формирует фабулу.

Если обобщить все вышесказанное, то получится нехитрая формула. Сюжет отвечает на вопрос «что происходит», фабула — наполняет происходящее жизнью, отвечая параллельно на вопрос «как это происходит». Эта формула универсальна для всего классического искусства. Взять, к примеру, картину Виктора Васнецова «Богатыри». Что на ней происходит? Мы видим трех мужчин, которые осматривают местность на наличие врагов. В случае с картиной сам факт осмотра — это сюжет. А вот то, что делают богатыри — смотрят вдаль, хватаются за меч — это фабула запечатленных художниками эпизода.

В развлекательном кино фабула и сюжет — это царь и бог происходящего. Все аудиовизуальные приемы, монтажные склейки, символьная система подчинены их раскрытию. Кроме того, они равнозначны. Задача режиссера и его команды сделать историю интересной для зрителя. С видеоиграми ситуация, мягко говоря, противоположна. Начать, впрочем, стоит с главного мифа, который ходит по пятам за индустрией.

Обычно, когда речь заходит об игровых сюжетах, геймеры вспоминают заставки. Дескать, вот они его и отображают, вот она, последовательность эпизодов. Это в корне неверный подход, поскольку, рассуждая таким образом, мы отказываем видеоиграм в их главном козыре — интерактивности. В действительности у любой современной сценарно ориентированной игры двойная фабула и двойной сюжет.

На первом уровне мы видим происходящее в максимально привычном для фанатов кинематографа виде — через заставки. В этих эпизодах герои разговаривают, иногда стреляют, шутят, что-то делают. Закавыка в том, что это лишь часть происходящего — мы будто смотрим в запотевшее окно, видим лишь крохотную часть события. Видеоигры на то и новый вид искусства, что позволяют раскрыть тему, прибегая к принципиально иному, в отличие от кинематографа, инструментарию.

Речь, конечно же, идет об интерактивной части. Когда заставка заканчивается, сюжет и фабула игры не ставятся на паузу — действие развивается через игровой процесс. И вот на этом моменте и начинаются проблемы для всех, кто хочет перенести видеоигру на большой экран. Помните мы говорили, что если посмотреть на события игры с точки зрения кинематографа, то получится жуткая чушь? Вот как раз из-за двойственной природы интерактивных развлечений так и получается.

Традиционный подход к экранизации видеоигр выглядит примерно следующим образом. Сценарист изучает первоисточник. И… начинает рвать на своей голове волосы, поскольку заставочная часть классической сюжетной видеоигры не содержит в себе необходимого набора сцен и событий, которые можно без проблем превратить в фильм. Заставки в таких играх — лишь вводная часть, которая предвосхищает события. Нередко в них вообще не происходит чего-то значимого с точки зрения фабулы. Основное действие приходится на игровой процесс. И это — очевидный костыль.

Если разложить эпизоды и события внутри них на бумаге, то получится примерно следующая схема:

Точка «А» (заставка) — геймплей — триггер новой зоны — точка «Б» (следующая часть сюжета, новый эпизод).

Фабула этих двух точек максимально несамостоятельна, она находится в прямой зависимости от геймплея, который продолжает события заставки. А теперь представьте себе, что создатели фильма пытаются переложить на киноязык шутер от третьего лица, в котором значимую часть фабулы формирует человек с геймпадом в руках. Попытка обыграть наиболее известный паттерн и вплести в повествование как можно больше узнаваемых элементов заранее обречена на провал, поскольку зритель не ощутит тех эмоций, что геймер, ведь игра, в отличие от фильма, приносит удовольствие совсем иного рода: механизм взаимодействия «человек — продукт» отличается в разы.

В лучшем случае зритель увидит бедный на события, практически бессюжетный боевик, единственное достоинство которого — это визуальная составляющая. Поверьте, на фоне этакой подделки даже самая плохая часть «Форсажа» будет ощущаться как новый фильм Тарковского. На этом месте поклонники видеоигр почти наверняка воскликнут: «Постой, но ведь есть же проверенные временем шедевры! Ты просто на Silent Hill посмотри!». Да, есть, но эти игры шедевры с точки зрения индустрии электронных развлечений. Если разложить события любой из частей Silent Hill на бумаге, то получится жуткая чушь, включающая в себя блуждание по локациям и решение загадок — штука, интересная геймерам, но жутко зевотная для зрителей, а большего в «скрипте» SH и нет, поскольку у создателей великолепной серии хорроров не было задачи удивить наблюдающих из-за плеча за прохождением людей. В итоге режиссерам и сценаристам приходится идти на хитрости. И вот на этом месте возникает вторая проблема.

Аудитория

Она у экранизаций видеоигр двойная. Разумеется, создатели этих фильмов стараются заманить в кинотеатры как можно больше людей «не в теме». Однако это не значит, что авторам фильмов глубоко плевать на фанатов первоисточника. Вовсе нет! Они составляют вторую и зачастую большую часть зрителей, в особенности если игра культовая и заслужила множество призов, наград и симпатий со стороны геймеров.

Вот только сами геймеры зачастую ведут себя как жеманные примадонны, которые просто не понимают, что их любимую серию невозможно перенести в киноформат в масштабе один к одному. В интернете поднимается форменный Плач Ярославны из-за мелких деталей, несоответствия сюжетных линий, якобы неправильного раскрытия персонажей — в общем, стандартный хейтерский набор. Достаточно вспомнить реакцию публики на довольно сносную экранизацию Silent Hill.

Бывают ли исключения? Безусловно. Например, в середине девяностых аудитория с радостью приняла самую первую «Смертельную битву». Она в целом устроила и геймеров, и обычных зрителей — правда, действительно хорошим фильмом от этого не стала, но это уже повод для совсем другого обсуждения. Как-нибудь напишем ретротекст на тему экранных воплощений MK, если хотите.

Культурная вторичность

Можете сколько угодно спорить с этим утверждением, но по факту киноадаптации популярных тайтлов попросту не нужны. Причина проста: почти все видеоигры вторичны по отношению к существующей массовой и элитарной культуре. Причем вторичны по умолчанию, поскольку используют культурные коды кинематографа. Например, Хидэо Кодзима (Hideo Kojima) даже не пытается скрывать, что его квест про андроидов вдохновлен «Бегущим по лезвию», а Снейк из Metal Gear Solid — главным героем «Побега из Нью-Йорка».

Только не спешите готовить кирпичи и арматуру. В том, что игры вторичны нет ничего плохого. Используя ходы из кинематографа, они значительно расширяют его — как раз за счет интерактивности. Именно потому обратный перенос художественного материала — это очень плохая идея. Справедливости ради, в числе проектов последних лет есть несколько приятных исключений. Например, The Last of Us, которая объективно мало чем уступает голливудским фильмам и — сверх того — умудряется выступать для некоторых из них источником вдохновения. Правда, тут возникает логичный вопрос, а зачем вообще этой игре киновоплощение, если она в текущей своей форме — настоящее произведение искусства.

***

Можно ли вообще снять сносную экранизацию? Как ни странно — да. Вот только для этого сценаристам надо выкинуть из первоисточника вообще все, за исключением вселенной, ее правил, символов и, возможно, врагов. Именно по такому пути пошли в свое время создатели «Принца Персии» или первой «Обители зла». По схожей схеме был снят и первый «Сайлент Хилл». Фанаты, конечно, завоют, зато кино выйдет неплохим. Есть, правда, еще один путь — взять в качестве первоисточника бессюжетную франшизу вроде Space Invaders и на ее основе создать киновселенную. Увы, но это еще более рискованный путь. А какие фильмы по играм нравятся лично вам? Расскажите об этом в комментариях к этому материалу.

Комментарии 35
Оставить комментарий
4 года
Блин, ты так тяжело пишешь,тебя так сложно читать...чувак, писать — это не твое
Ответить
4 года
А не твоё — это определённо читать такого рода материалы, которые надо именно что ЧИАТЬ и в которые надо ВНИКАТЬ. А в статье нет ничего сложного. Просто, возможно, ты не знаешь ное количество терминов и отсылок / примеров. Как раз повод погуглить и узнать для себя что-то новое.
Ответить
4 года
Просто слишком seo-статья. Хорошо индексируется поисковыми машинами, но плохо — людьми
Ответить
4 года
Родной, дыши глубже. Если взялся строчить статьи, то и критику было бы неплохо уметь воспринимать.
Ответить
4 года
это не его статья, вы хоть ники сравните
Ответить
4 года
ну пипец....статья которая заставляет пойти еще и погуглить чтобы его понять что он написал....прикалываешься?
Ответить
4 года
Стоит не забрасывать автора помидорами, а порадоваться, что, не зная чего-то, ты прочёл, погуглил и стал образованнее
Ответить
4 года
ну извините. что наш редактор умный и знает сллова слложнее «хайп и мемасики» 😆🤣😅
Ответить
4 года
Как грубо
Ответить
Nel
4 года
дум анигяция вообще такое днище даже задумка гавно
Ответить
4 года
Оооо, запасаюсь хавкой и сажусь читать посты GotDvamp`a...
А потом еще и комменты читать...мммм....это прямо десерт
Ответить
4 года
ну, было бы хорошо, если бы ты прежде чем писать коммент, реально прочитал и высказал свое мнение на один из тезисов статьи
Ответить
4 года
Я это вообще-то сразу и сделал)
Ответить
4 года
Да нахрен его читать?)))Вот чесн слово .... вообще не интересно читать его мнение))
Ответить
4 года
да нахрен ты тут флудишь?))) может нам не интересно, что тебе не интересно?))
Ответить
4 года
Ну на самом деле большинство фильмов по играм не задаются только потому что берутся их снимать люди вообще не знакомые с ЛОРом игры. Ну а некоторые фильмы остаются недооцененными, потому что люди ожидают слишком много от них, но разве что-то сравнится с личным опытом игры и управления ГГ, думаю вряд ли.
Ответить
4 года
Я вот ждал с нетерпением фильма по игре Dishonored. Я хз как там сейчас с ним, но думаю что будет какой-то отстой, так как там только 2. Взрослая Эмили, роботы, королева. Сама магия передана в трейлере-
Стоп, её вроде там вообще не было...
Ну, вообщем-то самое наиболее лучшее что там передано это костюмы и внешность именно ГГ, но никак не их характер.
Ответить
4 года
А, стоп. Я только что узнал что это фэйк. мда...
Ответить
4 года
...Жеманные примадонны? А никто и не просит переносить игру в фильм досконально, вплоть до маленьких камушков! Просто нужно хоть немного иметь мозгов у съемочной группы и понимать, что они берут историю не какого-то бомжа с подворотни, а затрагивают целый мир игры. Переворачивают все вверх дном и выпускают на экраны. Нужно ответственно подходить к подбору тех же актеров (которые зачастую и могут вытянуть весь фильм) или сценарию. Взять тот же SH: зачем менять пол главного героя? Какого хрена добавлять ПХ, который совсем не относится к той части игры, по которой велись съемки. Это касается и Макс Пейна, Хитмана, BloodRayne... Не умеете снимать — не беритесь.
Ответить
4 года
Ну, с сайлент хиллом как раз по данной формуле отработали хорошо (т.е. забить на фанатов сделать «для всех»). Притом, настолько хорошо, что многие, кто смотрел фильм даже не слышали об игре, не то что в нее не играли
Ответить
4 года
Хорошая экранизация берёт игру — как основу, персонажей, сеттинг и показывает историю. Это понятно и ожидаемо, так и должно быть. Растягивать на 10 длинных абзацев эту маленькую формулу было совсем на обязательно.

Что же до того, почему экранизация игр считается убыточной, то это всё потому, что большинство игр экранизировал бездарный гопник — Уве Болл. Если же убрать его ''фильмы'', то статистика окажется совсем иной.
Ответить
4 года
Текст грешит графоманскими вставками. Это просто ужасно. Не болейте.

По теме. Фильмы по играм не пытаются быть искусством, как в общем-то большая часть кино-франшиз. Их первая и главная задача быть большими рекламными роликами, распиарить продукт. На этом можно и заканчивать. Фабула, сюжет все это уступает далеко и надолго когда речь заходит о задаче сделать символы франшизы узнаваемыми и громкими. Хороший пример как это все работает на конечном потребителе «Ведьмак». Связка книги-игры-сериалы-фильмы при должном подходе делает франшизу в очень успешную, когда одно стимулирует другое. Экранизация игр это просто попытка снять сливки и стимулировать зрителя на другие покупки. А вы тут про фабулу и сюжет. Статья говорит что даже Вы как редакция сайте подошли к этому тяп-ляп. Редактор отдыхал?
Ответить
4 года
Так много текста...🤪Не хочу здесь не кого хейтить,а просто скажу как есть. Кино зависит от режисера и сценариста и все. Этих фильмов по играм вышло единицы на пальцах пересчитать можно,парочка с них выстрелила остальные шлак. Так чему здесь удивляться,если все фильмы которые выходят это 95% шлак(раньше процент был по меньше), и 5% которые можно посмотреть,сериалы уже перебивают фильмы по всем параметрам. Рано судить еще это направление фильмов,их попросту еще мало.
Ответить
4 года
Хз почти все фильмы по играм понравились, Кредо убийцы особенно. Такие фильмы только в основном фанам игр понравятся
Ответить
4 года
Согласна, невозможно смотреть этот шлак
Ответить
4 года
На самом деле для хорошего игрового кино есть 2 пути: первый описан в статье (забить на фанатов и сюжет и снять просто кино внутри этой вселенной для новой аудитории, которая «что-то слышала» про эту игру), а второй требует 3 правил:
1) не пытаться усидеть на 2 стульях, но теперь уже в пользу фанатов — снять кино, понятное им и которое будет оценено ими, без поясняющих моментов и пр.
2) сценаристам и режиссеру хорошо знать лор игры
3) не пытаться впихнуть невпихуемое или наоборот растягивать. В первых двух частях игры было мало сюжета? Ок, снимите 2 части за один фильм. А третья часть игры в один фильм не влезает? Снимите 2 фильма, но не пропускайте события
Ответить
4 года
Беда фильмов по играм в том, что создатели просто тупо не понимают за что какая либо игра стала популярной. В играх намного больше различных критериев качества, часть из которых сложно перенести на большой или даже малый экран. Причем некоторые элементы игры могут быть даже ниже среднего, но игра все равно будет популярна. И вот тут то киноделам и нужно выбирать игры, удачные элементы которых можно перенести на экран.
Например игры серии ТЕС помимо свободы действий и возможности загрузить мод на реактивные бронестринги с последующих избиением летающих паровозиков верхом на ржущем розовом мотоцикле, нравится людям Лором, который позволяет придумать тысячи разнообразных историй.То есть к фильму по этой серии игр единственное требование это соблюдение лора игры, а дальше хоть масштабный эпос про похождение «заключенного» и спасение Нирна, хоть приключенческую комедию про стражника «со-стрелой-в-колене» в его юные годы.
А вот например серию ГТА хоть и можно перенести на экран, но выйдет в лучшем случае просто неплохая история или красивый боевичок с капелькой фансервиса для игроков.
Ну и еще косяк киноделов в том, что они зачастую просто толком не знакомы с оригиналом по которому клепают фильм, а то и еще хуже, считающие что названия и пары рож из игры в фильме достаточно, что бы это считалось полноценной экранизацией игры, но это болезнь не только экранизаций игр.
Ответить
4 года
Сложная статья конечно. Я думаю что все проще. Люди берущиеся за экранизации игр надеются что смогут перенести эмоции полученные от прохождения игры в фильм. Только многие из сюжетов которые были новаторскими в играх для кино очень вторичны. Я с удовольствием играл во все части Макс Пейн. Замедление времени которое в играх было новаторским в игре И чуть чуть поиграл в Хитмана. Фильмы не смотрел вообще потому что, ну про полицейских у которых убивают жену и про наемных убийц снято очень много. Не понимаю зачем хотят экранизировать Halo. Фильмы про инопланетян итак льются через край. Может быть Биошок Инфинити... Но и все фишки этой игры могут оказаться вторичными.
Ответить
4 года
есть еще хорошие фильмы такие как Теккен, Уличный боец
Ответить
4 года
я лично жду экранизации игры ФНАФ
Ответить
4 года
Мне понравилось Need fоr Speed жажда скорости и ведмак боле менее там толка иениффер и трисс отстой а так все норм
Ответить
4 года
Ведьмак — это экранизация книг, а не игры.
Ответить
4 года
ок
Ответить
Снимать фильмы по играм — это очень плохая идея. Объясняем, почему
да потому,что потом нытики саябут)))ныть,что кино им не понравилось)
Ответить
4 года
а игры по фильмам ещё хуже
Ответить