Uncharted 2 исполнилось десять лет. Вспоминаем одну из главных игр в истории индустрии

Десять лет назад, 16 октября 2009 году, состоялся европейский релиз Uncharted 2: Among Thieves. По случаю юбилея одной из самых важных игр в истории индустрии мы решили вспомнить о боевике, который не только получил все мыслимые и немыслимые награды, но в буквальном смысле заставлял людей покупать PlayStation 3.

К концу нулевых Sony столкнулась с серьезной проблемой. Ее платформа всерьез отставала от конкурирующей Xbox 360. Сказывались ошибки пострелизных лет: высокая цена на старте, сложность архитектуры (из-за этого мультиплатформа на PS3 порой значительно уступала картинкой версиям для Xbox 360), странная политика продвижения.

Японцы еще до старта PS3 пытались продать устройство как премиальный гаджет. Не учли специалисты Sony одного: геймерам абсолютно до лампочки на все свистелки — им нужны игры. С ними у системы тоже особых проблем не было, но выбирая между простой и дешевой Xbox 360 и дорогой да понтовой PlayStation 3, геймеры (не все, но многие) отдавали предпочтение решению от Microsoft.

Несложно догадаться, что первые годы жизни стали для консоли самыми тяжелыми. Ситуацию накаляло отсутствие сколь-нибудь прорывных эксклюзивов. Отличных хватало: от продолжения Ratchet & Clank до причудливой Folklore и двух частей Resistance. Яркий штрих в лице Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots не в счет — одного релиза слишком мало для того, чтобы склонить чашу весов в пользу японцев.

Sony требовался другой проект. История, которая смогла бы конкурировать с Gears of War — флагманским продуктом «зеленых». С одной стороны, простая и понятная даже новичку, но с другой — способная удовлетворить запросы бывалых геймеров. Старость Солида Снейка для этого не очень подходила. И тут на помощь подоспели американцы из Naughty Dog.

Uncharted 2 открывалась сценой крушения поезда. Кругом бедлам. Раненный Натан Дрейк пытается выбраться из заварушки, все кругом рушится и… вуаля, нас переносят в прошлое. К герою приходит его старый знакомый, предлагает провернуть одно дело — пробраться в музей и выкрасть одну вещицу для очень богатого заказчика. Конечно же, все идет не по плану и, разумеется, Дрейк ввязывается в очень опасное приключение, в котором взрывов и стрельбы будет ненамного меньше, чем смертельно опасных прыжков.

Если бы кто-то попросил меня описать Among Thieves одним словом, то это слово было бы «удивительная». После замечательной, но в целом проходной A Drake's Fortune ждать от работы Naughty Dog чего-то неординарного просто не хотелось — слишком велик был риск разочароваться. Да, по сети гулял знаменитый ролик с поездом, но — в целом — в августе 2009 никто не знал, что грядет не просто хороший боевик, но игра, которая раз и навсегда изменит игровую индустрию.

Uncharted 2 задала стандарты приключенческих боевиков. После нее Tomb Raider: Legend и два ее продолжения смотрелись карикатурно. Какие к дьяволу поездки на мотоцикле по заснеженному Казахстану? Разве это было весело? Вот бежать наперегонки с грузовиком или уворачиваться от железнодорожных столбов — весело. А это…

Я понимаю, что абзац выше напоминает избиение младенца кирзовым сапогом: дескать, Legend вышла раньше и что вы от нее хотите. Но ведь именно это и отличает гениальную игру от просто хорошей. Хорошая живет в рамках парадигмы своего поколения, отличная — меняет мир. В Uncharted 2 в идеальных пропорциях сошлась кинематографичность, захватывающий геймплей и атмосфера приключения.

Безусловно, при желании в Uncharted 2 можно было найти и недостатки. Например, количество стрельбы. Оно хоть и уменьшилось по сравнению с первой частью, но не настолько, чтобы говорить о каком-то заметном прогрессе. Или загадки, коих в игре считай и не было. Однако на общем фоне все это выглядело пустыми придирками, поскольку до Naughty Dog никто так игры не делал.

Для владельцев PlayStation 3 вторая часть стала самым настоящим подарком. Наконец-то в библиотеке системы появился проект, который без всяких «но» и «если» можно было записать в абсолютные шедевры. А еще Uncharted 2 была безумно красивой игрой. По меркам 2009 года графика и дизайн работы Naughty Dog находились на запредельном уровне. Планка оказалась настолько высока, что ни одна игра для Xbox 360 или PC так и не смогла ее преодолеть вплоть до старта следующего поколения. Хотя, конечно, технологически совершенных проектов и после релиза Uncharted 2 хватало.

Резонанс оказался настолько велик, что работу Naughty Dog стали копировать. Самый яркий пример — это, конечно же, перезапуск Tomb Raider, который состоялся в 2013 году. Crystal Dynamics не создала клон — ее Лара Крофт была в достаточной мере самобытна. От Uncharted 2 был взят сам подход к гемдизайну, когда сюжетные вставки существуют не отдельно от геймплея, но вплетены в его структуру и регулярно стараются заставить геймера выкрикнуть «вау».

Наконец, Uncharted 2 была игрой, способной бросить вызов. Вопреки расхожему мнению (Press X to Win, ага), работа Naughty Dog была способна дать просраться даже самым завзятым снобам, воротящим нос от «казуалок». Разумеется, на уровне сложности чуть выше normal. А перейти на него приходилось, если, конечно, платиновый трофей входил в приоритеты играющего.

***

Я намеренно не стал описывать в этой колонке все яркие моменты игры, ограничившись необходимым минимумом. Дело в том, что пройти Uncharted 2: Among Thieves можно и сейчас. Несколько лет назад игру переиздали в составе сборника The Nathan Drake Collection для PlayStation 4, который прямо сейчас можно приобрести в PS Store всего за 929 рублей. Согласитесь, не самая великая плата за то, чтобы прикоснуться к одной из самых главных игр прошлого десятилетия. Она и по прошествию лет не успела сильно устареть.

+3
Комментарии 14