Обзор Frostpunk: The Last Autumn — куда авторы торопились, мы бы подождали до весны!
На днях градостроительная стратегия с элементами выживастика Frostpunk получила DLC «Последняя осень». В новом сценарии игроки должны построить генератор до того, как мир накроет глобальное оледенение. Стоит ли покупать DLC и сезонный абонемент — читайте в нашем обзоре!
Содержимое сезонного абонемента
Градостроительная стратегия Frostpunk про выживание в ледниковом периоде больше года не получала нового контента. В августе 2019 разработчики из 11 bit анонсировали сезонный абонемент следующего содержания:
- Дополнение The Rifts — четыре новые карты для бесконечного режима, новая механика развития и постройка.
- Цифровой артбук, в котором подробно рассказано о создании визуального стиля Frostpunk — как художники подбирали образ жителей, архитектуру строений и форму игрового мира.
- Набор артов-обоев (смотреть в галерее), а также весь игровой саундтрек.
- Дополнение The Last Autumn — приквел к основным событиям Frostpunk, который посредством нового сценария отправит игроков в осень, когда ледниковый период еще не наступил. Много новых механик, некоторые доработки и расширение игровой вселенной.
- Дополнение Project TVADGYGCJR — еще одно существенное улучшение проекта, но пока без конкретики — всё сообщат ближе к релизу в середине 2020 года.
Четыре из пяти пунктов уже доступны. Примечательно, что в Steam игра, отдельный дополнительный контент и сезонный абонемент в целом постоянно участвуют в распродажах, что наверняка может побудить купить то или иное. С игрой-то все понятно — абсолютный must have для фанатов стратегий, но что на счет нового контента?
Обзор дополнения Frostpunk: The Last Autumn
Увы, несмотря на обещанные серьезные изменения (новые своды законов, уникальные строения, ресурсы и новшества в игровой механике) затронули они только новый сценарий «Последняя осень». Вся остальная игра осталась без нового контента, получив лишь минорные улучшения технической части.
Заявленная основная фишка сюжета, рассказ о причинах, приведших к глобальному оледенению, потеряна. Всё уже решено и придумано до вас: вот проект генератора, вот фабрики для его постройки. В числе прочих групп строителей Корона поручает сделать за 40 дней генератор для жителей Ливерпуля. Под конец наступает зима и… вы уже как-бы знаете, что будет дальше, сценарий закончен.
Это крупный концептуальный недостаток DLC. Игроку поручают совершенно типовую работу вместо того, чтобы под флером полной секретности сделать его первопроходцем в Арктике, который изучит причины начавшихся похолоданий на континенте, переживет несколько неожиданных снежных бурь, убедит остальных в реальности скорой катастрофы, а потом изобретет генератор, компоненты для его постройки, а также проверит всё это в деле.
В The Last Autumn разработчики просто предлагают возвести бандуру и вся сложность в том, как успеть её вовремя сдать. Никакого удовольствия — только разочарование от упущенных возможностей!
Что было бы действительно сложно? Найти формулу инженерного чуда. Перебрать разные методы и технические решения строительства генератора. Попробовали один — генератор не выдержал даже легких морозов, вышел из строя, а то и вовсе взорвался. Начали заново. И в ходе таких вот попыток игрок нашел бы подходящую конструкцию.
Абсурд ситуации в том, что с этим DLC появился и новый бесконечный режим… в котором мы опять строим генератор! Пардон, мы уже в сценарии этим занимались, какой смысл опять его строить?!
Сама идея для бесконечного режима хорошая — мы начинаем посреди зимы, неожиданно для всех генератор взрывается... Пакет чертежей на старте, жизнь без отопления, сильные морозы и необходимость расширять город, пока идет процесс строительства. Игроку предстоит нащупать путь, как из всего этого выбраться и успеть до бури. Красивая задача, согласитесь.
Красивая-то красивая, вот только разнообразия не завезли! Если бы мы в сценарии изобретали генератор, а в бесконечном режиме делали его, это было бы логично. Не имеем ничего против геймплейного упора на строительство, но это задача на 1-2 раза — дальше просто будет неинтересно!
А вот остальные геймплейные новшества The Last Autumn безусловно хороши. Новый свод законов гораздо лучше отражает права трудящихся и дает им возможность бастовать, если геймер окажется закоренелым эксплуататором. Было бы интересно посмотреть на их сочетание с законами Веры или Порядка, но этого нет — новые законы не затрагивают другие сценарии.
Больше всего обидно за полноценные круглосуточно работающие смены, серьезно меняющие игровой процесс. Именно они позволят добиться наибольшего эффекта от работников и не приведут к тотальному недовольству, как это часто бывает в обычной игре с её «чрезвычайными сменами».
Техника безопасности — новая механика Frostpunk, несоблюдение которой приведет к человеческим жертвам на производстве. Если игнорировать безопасность, то в новых зданиях регулярно будет что-то происходить: пожары, травмы, гибель работников. Опаснее всего при строительстве генератора — из недр земли сочатся газы, которые увеличивают шанс катастрофы с жертвами.
Хотелось бы видеть нечто подобное и с обычными предприятиями, тем более что отсутствие травматизма в шахтах, лесопилках и плавильных, мягко говоря, удивляло с самого релиза. Жаль, что в базовой игре эта механика не появилась.
Мотивация, которой заменили надежду, неплохо вписывается в концепцию этого дополнения. От игрока нужно поддерживать её на высоком уровне, а значит, реально заниматься потребности населения (раньше было достаточно подарить надежду или долбить пропагандой неминуемого успеха из агитаторов).
Есть в The Last Autumn и связь с Большой Землей, откуда нам поставляют сталь, дерево, уголь, поскольку сами мы ничего не добываем. Интересной оказалась механика заказа паровых ядер и трудовых ресурсов: они упираются в порог логистики, то есть больше возможного в данный момент получить не дадут. Как и прежде, ядра — это стратегический ресурс, благодаря которым идет строительство генератора, но без рабочей силы тоже далеко не убежишь, а значит, приходится тщательно всё планировать. Первый раз будет интересно.
При таком раскладе можно подумать, будто в бесконечный режим «Строители» перекочевали эти плюшки, но нет. Переехала только лишь механика строительства генератора, а сам по себе он полностью скопирован с режима «Спокойствие». Но и тут разработчики не доработали.
Во-первых, после шахтной фазы строительства генератора, газ из недр земли продолжает выделяться, хотя в сценарии его убирают с понятным объяснением — подземные работы закончены, шахта запечатана. Возможно, это баг, возможно, фича, но выглядит странно.
Во-вторых, после строительства генератора первое кольцо вокруг него остается занято строительными лесами — вы никак не сможете построить там дома. А второе и третье кольцо заняты фабриками компонентов генератора.
Получается, что из 4 кругов, которые он максимально может обогреть, полезным окажется только последний, то есть мы греем воздух. Фабрики-то больше не нужны, а перенести их в другое место не позволено. Сразу несколько ошибок геймдизайнеров.
Стоит ли покупать? Сценарий хороший, но DLC в целом производит впечатление недоработанного продукта. 11 bit Studios куда-то сильно торопится и выпускает дополнительный контент не самого высокого качества. The Last Autumn заинтересует только фанатов, да и то на пару раз, так что покупайте со скидкой.
The Rifts
А теперь о том, что мы имели на сентябрь 2019 года. С фан-сервисом все понятно — материалы, которые порадуют фанатов и отличный игровой саундтрек для всех желающих, но к самой игре это не имеет отношения. Надеетесь на The Rifts? Зря! Сейчас объясним, почему.
Во-первых, из четырех новых карт действительно новая только одна, три другие перекочевали прямиком из сценариев «Новый дом», «Ковчеги» и «Падение Винтерхоума», только без скриптовых построек и условий. Полная свобода действий в режимах «Выносливость» и «Спокойствие» — это хорошо, но те, кто вдоволь наигрался, увидят в этом опостылевшее повторение пройденного.
Во-вторых, страдает проработка нового контента. Не имеем ничего против идеи — расширять территорию города, прокладывая мосты в ранее недоступные области, это круто. Тем более что центральная область скудна на ресурсы и нужно тщательно планировать, куда ставить следующий мост, чтобы иметь доступ к новым ресурсам и не потерять возможность доступа к месторождениям.
В этом плане карта «Ущелье» очень коварна — одно неправильное решение с установкой моста сведет город в могилу, поскольку в новой области не будет ресурсов и неоткуда их будет взять, так как другие области недоступны.
В то же время видно, что эту карту сделали на скорую руку — типовую равнину просто разрезали непроходимыми каньонами на куски земли. Мосты, которые их соединяют, универсальны по форме и одинаковы по внешнему виду. Что мешало разработчикам сделать их разными, исходя из расстояния и конструкции (простой настильный мост, арочный мост, тросовый мост и.т.д.), решительно непонятно.
Вдобавок, судя по структуре карты, доступную для строительства поверхность тщательно не тестировали и по краям остается очень много свободного места, которое никак не застроить. Это, конечно, дополнительно стимулирует захватывать новые области, но и раздражает порядком.
В-третьих, распределение стартовых ресурсов и месторождений сделали полностью случайным. Это влияет геймплей, поскольку после перезапуска игры можно получить совершенно другую выкладку — хуже или лучше той, что была. На обычных картах это новшество скажется несильно, но для «Ущелья» может оказаться критическим ведь доступ к новым территориям идет по цепочке. Получается, что если месторождения окажутся во втором или даже третьем звене, то ограниченные стартовые ресурсы будут спущены на строительство мостов.
Стоит ли покупать? Складывается ощущение, что 11 bit занималась какими-то другими проектами, а о Frostpunk вспомнила в середине 2019 года — отсюда перевыпуск уже имеющихся в игре карт, несбалансированность случайного распределения ресурсов, недостатки новой карты.
Рекомендовать The Rifts к покупке можем самым ярым фанатам, либо в рамках всего сезонного абонемента. Тем же, у кого игра есть и кто не любит повторять пройденное, а ждет чего-то нового, стоит дождаться релиза полного сезонника.
Вместо заключения
Создается впечатление, что 11 bit так и осталась инди-студией, которая не может себе позволить масштабных изменений в концепции уже вышедшей игры. Ясно, что перенос новых возможностей The Last Autumn в базу потребует длительного тестирования, на что нет людей и денег. Хорошо, что недоработки The Rifts были исправлены парой патчей, очевидно, доведут до ума и The Last Autumn, пусть и не решая концептуальных проблем.
Однако хотелось бы, чтобы на разработку финального DLC Project TVADGYGCJR выделили достаточно денег и времени, и мы получили крутое дополнение, способное громко завершить Frostpunk. Пусть и ценой переноса даты выхода. Просто не торопитесь!