Если обернуться назад и вспомнить с чего началась серия Prey, то придется вернуться в далекий 1995 год, когда впервые была анонсирована первая наработка оригинальной игры. Затем продукт решили полностью переделать, в результате чего в свет вышла Prey 2006 года. Продукт получил положительные отзывы от прессы и стал очень популярным среди геймеров. Однако продолжение серии, именуемое Prey 2, так и не вышло по причине того, что игра просто не соответствовала требованиям Bethesda.
В 2016 году на выставке E3 случилось чудо и настоящий сюрприз для всех фанатов, ожидающих хоть какого-то развития франчайза. Компания Bethesda анонсировала новую Prey, которая, кстати, не имеет почти никакого отношения к оригиналу, за исключением разве что некоторых деталей и названия.
Разработчиками новой Prey являются уже хорошо зарекомендовавшие себя игроделы из Arkane Studios, которые отлично себя проявили на примере Dishonored и Dishonored 2. Однако доля сомнений касательно качества игры у многих геймеров все же присутствовала, особенно, учитывая тот факт, что далеко не каждая игра в последнее время соответствует возложенным на нее ожиданиям. В данном обзоре мы постараемся выяснить, получилось ли у Arkane Studios сделать ту самую Prey, которой так не хватало в библиотеке любителей научно-фантастических шутеров.
Сюжет Prey начинается с того, что мы, выбрав главного героя (девушку или мужчину), некоего Моргана Ю, просыпаемся в красивой квартире с потрясающим видом из окна. Вокруг расположены огромные небоскребы, светит солнце, а на крышу дома прилетает вертолет с целью забрать нас для проведения особенно важного эксперимента.
Как только мы прилетаем на точку сбора, нас сразу встречают ученые, которые, не тратя времени на приветствие, просят пройти тест. Очень радует, что даже к такой мелочи разработчики подошли вполне креативно, позволив нам одновременно пройти небольшой туториал и ответить на довольно интересные вопросы в самой игре. Уже спустя мгновенье после прохождения теста начинается сущий ад — вокруг творится непонятно что, ученые в замешательстве, а из чашки с кофе вылазит какая-то тварь.
Все! Беззаботное блуждание по локациям закончилось, вместо чего началось суровое выживание на орбитальной космической станции «Талос 1», являющейся последним словом научных достижений. Сюжет игры, к счастью, не пытается подаваться нам в виде каких-то зрелищных видеороликов — практически в каждой сцене мы должны принимать активное участие на манер того, как это было в свое время в Half-Life. То есть расслабиться перед экраном, наблюдая за киношной заставкой у нас почти не получится — везде необходимо включать смекалку и стараться не умереть.
В Prey, особенно в самом начале, мы скорее выступаем в роли жертвы, пытающейся с последних сил докопаться до истины и не умереть, нежели в роли отважного героя, как в той же Doom, где не мы, а нас нужно бояться. Какую бы сложность мы не выбрали, схватки с врагами в игре всегда являются очень неприятными и сложными, а поэтому стоит забыть о своем героизме и полагаться больше на хитрость.
Радует, что геймплей игры не принуждает нас выполнять действие лишь одним доступным методом — даже врагов можно убивать совершенно по-разному... или не убивать вообще. К примеру, перед нами два очень сильных врага, которые могут убить нас с двух-трех ударов, здоровья почти нет, аптечки тоже отсутствуют, а из оружия только примитивный разводной ключ.
Так вот, что сделает герой, а что хитрец? Первый наверняка пойдет вперед и попытается убить врагов, полагаясь на свое мастерство владения геймпадом. Второй же пойдет в соседнюю локацию, возьмет оборонительные турели, поставит их неподалеку от противников, заманит их в ловушку и будет наслаждаться тем, как врагов расстреливает помогающий нам искусственный интеллект. Подобных ситуаций в игре достаточно много, что вносит большое разнообразие в игровой процесс, не давая нам заскучать от постоянных сражений.
Сложности игре также добавляет то, что в ней у нас всего и всегда будет мало кроме, конечно, окурков и кусочков бумаги. Об автоматическом восстановления всего здоровья стоит забыть, и вспомнить про старые добрые аптечки, которые к тому же еще и жизни поначалу восстанавливают не в полном объеме. А если еще и учесть, что аптечек всегда не хватает, а враги не стесняются показываться перед нами, когда мы их не ждем (или ждем), то шутер превращается в настоящее хардкорное выживание.
Что касается врагов, их видов не так много. В основном встречаться по мере прохождения будут некие мимики, напоминающие сгустки какой-то смолы, которые не обладают большим количеством здоровья, но всегда очень прыткие и стараются атаковать нас сзади. Кроме того, очень часто они маскируются под самые разные объекты, начиная от стульев и чашек с кофе, заканчивая даже самой безобидной туалетной бумагой. Вследствие этого уже на третьем часе прохождения мы превращаемся из обычного геймера в нервного параноика пытающегося огреть разводным ключом неправильно лежащий на полу рулон туалетной бумаги.
Не стать примитивным шутером Prey также помогают небольшие RPG-элементы и самое необычное оружие... или не оружие. При помощи специальных нейромодов мы можем прокачивать пассивные способности вроде возможности ремонтировать электронные приборы или взламывать компьютеры для получения дополнительных сведений. Все немного напоминает подобную систему в Fallout 4, но в Prey она гораздо проще, хотя поддается более осмысленному объяснению.
Прокачка навыков в игре объясняется так — ученые создали специальный метод загрузки в мозг человека воспоминаний о том, что он умеет делать вещи, которые в реальности никогда не умел. К примеру, мы никогда не умели ремонтировать турели, но при помощи загрузки в мозг определенных данных, сразу обучаемся такому навыку. В игре есть даже небольшое упоминание, что новая технология позволяет сделать из обычного человека гениального математика на уровне Альберта Эйнштейна (Albert Einstein) всего за десять минут. Кто смотрел фильм «Матрица» и помнит момент, где Тринити учится летать на вертолете, наверняка поймет, как в Prey происходит обучение новым навыкам. Кроме обычных умений по мере прохождения игры мы, кстати, даже сможем прокачать пси-способности нашего героя.
Из упоминаемого выше оружия в Prey имеются как стандартные для шутеров огнестрельные пушки, так и вполне необычные приспособления вроде электромагнитного пистолета или ГИПС-пушки, стреляющей специальным застывающим гелем. При помощи такой пушки, кстати, можно не только обездвиживать врагов, но и создавать для себя различные конструкции, по которым потом взбираться в труднодоступные места.
Кроме составляющей шутера и RPG в игре также ощущается львиная доля хоррор-элементов. Встречи с врагами часто могут сопровождаться необъяснимым страхом, который испытываешь не только на первых порах прохождения. За это в большей мере отвечает качественное звуковое сопровождение, которое удачно обыгрывается с визуальными сценами. В некоторые моменты игра и вовсе может напомнить фильм «Нечто», а определенные сцены стоило бы позаимствовать многим создателям полноценных ужастиков.
Для примера, хоррор составляющую можно описать следующим образом — мы движемся одни по безлюдной космической станции, вокруг слышаться какие-то странные звуки, неподдающиеся логическому объяснению, музыка нагнетается, но ничего не происходит, и вот, как раз, в тот момент, когда этого меньше всего ждешь, видишь спереди сгущающуюся над персонажем тень... оборачиваемся и видим монстра. Реализовано все просто шикарно.
C графической стороной у Prey все неидеально. По графике игра сравнима с той же Dishonored 2, которая была слаба в техническом исполнении, но сильна в плане визуальной стилистики. Не стоит ждать от этой игры революционного уровня графики — все выполнено простенько, но со вкусом. К тому же качественная игра света и тени в некоторых моментах выводят картинку на должный уровень.
Есть в Prey и некоторые реальные проблемы, о которых стоит упомянуть в данном обзоре. Во-первых, интерфейс игры немного неудобен, но что действительно вызывает дискомфорт, так это взаимодействие с внутриигровыми компьютерами. Работать с терминалами нужно довольно часто, так как с их помощью мы читаем электронную почту, управляем некоторыми объектами и получаем новые сведения о том или ином человеке. На геймпаде, а играли мы именно на нем, делать это не очень удобно, так как персонаж часто двигается при желании всего лишь кликнуть на другую запись на компьютере, либо же экран терминала виден под каким-то неправильным углом. В общем привыкнуть все же можно, но поначалу это может вызвать неудобства.
Вторым недостатком игры является дизайн уровней. Не то, чтобы все было очень запутанно, но в некоторых моментах тяжеловато ориентироваться на местности, хотя в дальнейшем ситуацию немного спасает внутриигровая карта. Однако сам внешний вид локаций выполнен однообразно и лишь в редких случаях радует чем-то новым. По мере прохождения в игре просто нет таких мест, которые отложились бы в памяти на долгое время.
Ну и третьим и, наверное, самым неприятным минусом игры являются долгие загрузки. Нет, не стоит думать, что у игры есть проблемы с резким падением FPS, багами и т.п. Все сводится банально к долгим загрузочным экранам. Если бы Prey была какой-то медленной тактической стратегией, то на это еще можно было бы закрыть глаза, но перед нами шутер, довольно динамичный, стоит отметить, и долгие загрузки после смерти персонажа, а они случаются часто, убивают динамику и вызывают некоторое раздражение. Речь в первую очередь идет о PS4-версии игры, а поэтому данный минус отводится именно к ней. Как обстоят дела с загрузками в других версиях, нам неизвестно.
В общем и целом, подводя, как всегда итоги, новая Prey, а это еще раз отметим совершенно новая игра, не имеющая отношения к оригиналу, получилась у Arkane Studios великолепной. Она будто бы совмещает в себе все лучшее из Half-Life и BioShock, но при этом привносит что-то свое. В ней вам будет интересно прокачивать и читать описание к навыкам, участвовать в развитии сюжета, сражаться с врагами и просто выживать на космической станции, наполненной жуткими пришельцами. Даже те несколько минусов, о которых мы написали выше, не смогут испортить общее впечатление от прохождения Prey.