Обзор и оценки Samorost 3 — уютное приключение, которого ждали 10 лет (обновлено)

11 апреля 2016, в 21:33

Вечером 24 марта свет увидело новое творение Amanita Design — Samorost 3. Если вы застали Samorost 2, Machinarium, Botanicula, то прекрасно понимаете, чего ждать от чехов. Если нет, то, думаем, вам все равно будет интересно прочесть о самом амбициозном проекте людей, которые сделали себе имя на играх для Flash Player и детализированных пейзажах в Adobe Photoshop, созданных на основе реальных объектов. Чехи выпускали памятные инди-игры ещё до того, как этот жанр стали называть инди, и по сей день радуют нас качественными работами. Но Samorost 3 выделяется даже на фоне предыдущих работ студии, и вот почему. В этой статье вы найдете все плюсы, минусы и оценки Samorost 3!



Единение с природой

Не так-то просто передать ощущения от первых минут Samorost 3. Представьте себе, что летом вы выехали на природу и решили прикорнуть на траве. Если вы осторожно проснётесь, то сможете наблюдать за безмятежной флорой и фауной, достигая единения с природой. Другая ассоциация — детские сказки. Главный герой, гном, словно бы сошёл со страниц «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. И в Samorost действительно можно найти отсылки к данному произведению. Разработчики изящно работают в обозначенных областях, пересекая их в неожиданных местах.

Красная ракета главного героя была разрушена во второй части. Ему нужно придумать, как выбраться со стартовой планетыКрасная ракета главного героя была разрушена во второй части. Ему нужно придумать, как выбраться со стартовой планетыКрасная ракета главного героя была разрушена во второй части. Ему нужно придумать, как выбраться со стартовой планеты

Лучший способ прочувствовать данную рецензию — включить саундтрек и вглядываться в скриншоты. Этим вы повторите мои действия после запуска квеста. Добрую половину времени, потраченную на Samorost 3, я не столько решал головоломки и рыскал в поисках секретов, сколько ходил по пейзажам и восхищался. Они действительно потрясающие. У игры есть все шансы запомниться нам благодаря необычайной графике. Samorost 3 можно смело поставить в ряд с такими сериями, как Ori and the Blind Forest, Rayman и Trine. Кто вспомнит о Witcher 3, тому глаз долой — речь об играх, которые достигли превосходной графики исключительно благодаря кистям художников, а не штату программистов.

Летопись событий до начала игры: вот вам и гигантский осьминогЛетопись событий до начала игры: вот вам и гигантский осьминогЛетопись событий до начала игры: вот вам и гигантский осьминог

Когда дело доходит до музыки, то тут у каждого свои вкусы. И всё же мне очень интересно, какое впечатление на вас произведут мелодии Томаса Дворжака (Tomáš Dvořák), композитора Samorost 3. На мой взгляд, они способствуют единению с миром игры, и это лучшая музыка, которая когда-либо вырывалась за пределы Чехии. Точно так же фолк-мотивы The Witcher 3: Wild Hunt являются главным достоянием польских композиторов на сегодняшний день.

Это наш пока не завершённый корабль, который послужит заменой сломанной ракетеЭто наш пока не завершённый корабль, который послужит заменой сломанной ракетеЭто наш пока не завершённый корабль, который послужит заменой сломанной ракете

Что до игрового процесса, то он старается соответствовать невероятному звуку и картинке. У него это получается. В отличие от Machinarium, главному герою не обязательно иметь объект в радиусе своего действия, чтобы взаимодействовать с ним. В итоге можно трогать различные вещи, которые далеко от тебя расположены, и смотреть, помогут ли они тебе продвинуться дальше. Опять же, опыт Machinarium положительно сказался на третьем «Саморосте», появилось много персонажей с уникальным дизайном. Гном может поговорить со всеми (изъясняясь с помощью звуков), смотреть, как он идёт до них, озвучивая каждый прыжок словом «хоп», одновременно глупо и умилительно.

Первая головоломка в игре. Как будете перебираться на ту сторону?Первая головоломка в игре. Как будете перебираться на ту сторону?Первая головоломка в игре. Как будете перебираться на ту сторону?

Созерцание

Важно понимать, что главным достоинством Samorost 3 является её созерцательная сторона. Если вы запустите игру, чтобы быстренько добежать до финиша и собрать все достижения по написанному другим человеком прохождению — это явно не ваш лучший выбор, смело снижайте итоговую оценку на три балла. Samorost 3 не дарит и половины эмоций, если проходящий её человек куда-то торопится.

Когда меня спросят, что больше всего мне запомнилось в Samorost 3, я расскажу про анимированные карточкиКогда меня спросят, что больше всего мне запомнилось в Samorost 3, я расскажу про анимированные карточкиКогда меня спросят, что больше всего мне запомнилось в Samorost 3, я расскажу про анимированные карточки

В то же время тут есть загадки, здорово выделяющие игру на фоне других представителей жанра. Лично мне запомнилась игра с грибником на его нож. Вам дают прелестно анимированные карточки, на которых расположились люди каменного века, животные-жертвы и объекты окружения. Необходимо, выстраивая в ряд по две-четыре картинки, сделать так, чтобы наши далёкие предки всё же догнали оленя и утыкали его копьями. Смерть в Samorost 3 выглядит не как что-то ужасное, но как естественный природный баланс.

В третьей Samorost 30 достижений, большинство — секретные. Чтобы собрать все, придётся обращать внимание на каждую живность и кустикВ третьей Samorost 30 достижений, большинство — секретные. Чтобы собрать все, придётся обращать внимание на каждую живность и кустикВ третьей Samorost 30 достижений, большинство — секретные. Чтобы собрать все, придётся обращать внимание на каждую живность и кустик

Гармония

Этим словом можно описать чувство, которое пронизывает твоё сердце по мере прохождения. Все эти бабочки, которым надо бренчать по усам, чтобы привести обстановку в движение, летучие мыши, вес которых надо учитывать, перемещаясь по лианам — они все подчиняются определённым правилам. Это игра унаследовала у прошлой работы Amanita Design — Botanicula.

Верхушка бутылки стала последним компонентом для корабля, пора отправляться исследовать астероидыВерхушка бутылки стала последним компонентом для корабля, пора отправляться исследовать астероидыВерхушка бутылки стала последним компонентом для корабля, пора отправляться исследовать астероиды

В то же время я бы не назвал данный квест сложным. До многих вещей доходишь самостоятельно (иногда приходится совершать одни и те же действия, чтобы получить новый результат). На крайний случай предусмотрена книга с подсказками. В этот раз я сумел обойтись без неё, но сомневаться не приходится — в предыдущих творениях разработчиков подсказки были детально проработаны.

Помните труппу музыкантов в Machinarium, которая извлекала из своих инструментов совершенно потрясающие звуки? Этим артистам инструменты не нужны, их связки крайне мелодичны. Ещё один запоминающийся эпизодПомните труппу музыкантов в Machinarium, которая извлекала из своих инструментов совершенно потрясающие звуки? Этим артистам инструменты не нужны, их связки крайне мелодичны. Ещё один запоминающийся эпизодПомните труппу музыкантов в Machinarium, которая извлекала из своих инструментов совершенно потрясающие звуки? Этим артистам инструменты не нужны, их связки крайне мелодичны. Ещё один запоминающийся эпизод

При этом у игры нет какого-то чётко структурированного сюжета. Нам дают плыть по течению событий, и этого более чем достаточно. По мере странствий гном посетит несколько астероидов. Он (а, значит, и мы) выступает в роли исследователя, его мотивация — это любопытство. Встреченные существа нейтрально относятся к нашему герою, все положительные/отрицательные воздействия на планету случайны. Гном ведёт себя как ребёнок, переворачивает каждый камень в стремлении узнать, что же за ним находится.

Внешность гнома изменилась в третьей части, но заметят это только самые внимательные поклонники. А дизайн данного места не напоминает вам Botanicula?Внешность гнома изменилась в третьей части, но заметят это только самые внимательные поклонники. А дизайн данного места не напоминает вам Botanicula?Внешность гнома изменилась в третьей части, но заметят это только самые внимательные поклонники. А дизайн данного места не напоминает вам Botanicula?

Не стоит спешить удалять игру после финала. Ведь вам ещё остаются несколько секретов, которые доступны только после финала (кажется, их семь). Как только вы соберёте все пиктограммы достижений, они воспроизведут мелодию (а я уже говорил, что тут очень многое завязано на музыке). Авторы Samorost 3 создали прекрасный микромир, который не успеваешь полностью прочувствовать за одно прохождение. Я возьму на себя смелость утверждать, что игра западёт вам в душу. И когда-нибудь вы обязательно захотите к ней вернуться.

Достижения отображаются такими пиктограммами. Каждая из них после нажатия начинает издавать какой-то звук, и они все вместе складываются в единую мелодию. На свете есть только один композитор, который способен разрезать свою мелодию на 30 независимых инструментовДостижения отображаются такими пиктограммами. Каждая из них после нажатия начинает издавать какой-то звук, и они все вместе складываются в единую мелодию. На свете есть только один композитор, который способен разрезать свою мелодию на 30 независимых инструментовДостижения отображаются такими пиктограммами. Каждая из них после нажатия начинает издавать какой-то звук, и они все вместе складываются в единую мелодию. На свете есть только один композитор, который способен разрезать свою мелодию на 30 независимых инструментов

После концовки игры я потратил ещё время на то, чтобы выполнить последние достижения. Да, это время было небольшим. И всё же квест спроектирован таким образом, чтобы ты хотел вернуться к нему после прохождения, утверждать об отсутствии реиграбельности неправильно. После концовки подмечаешь дополнительные детали, видишь, как резвятся освобождённые духи, наблюдаешь разительные отличия каждого астероида от другого. Становится понятно, почему игру делали столько лет. Это абсолютно ручная работа. Такое невозможно сделать на готовом движке, заново использовав часть материалов. Складывается впечатление, что каждая травинка здесь нарисована от руки.

Amanita Design — крохотная студия, в которой трудится всего 18 человек. Samorost 3 целиком и полностью детище шести сотрудников студииAmanita Design — крохотная студия, в которой трудится всего 18 человек. Samorost 3 целиком и полностью детище шести сотрудников студииAmanita Design — крохотная студия, в которой трудится всего 18 человек. Samorost 3 целиком и полностью детище шести сотрудников студии

Новый уровень

Вне всяких сомнений, Samorost 3 — это шаг вперёд для Amanita Design. Вот уже с третьей игрой они берут новую планку, оставляя других разработчиков подобных развлечений всё дальше и дальше. По сравнению с первыми двумя частями новая совершила огромный скачок. Ради любопытства попробуйте запустить другие Samorost. Вам будет интересно изучать грубо обработанные локации, но далеко вы не уйдёте. В 2016 году они представляют исключительно исторический интерес.

Саморост в переводе с чешского означает две вещи: корень, формами напоминающий живое создание; человека, которого не заботит, что происходит в миреСаморост в переводе с чешского означает две вещи: корень, формами напоминающий живое создание; человека, которого не заботит, что происходит в миреСаморост в переводе с чешского означает две вещи: корень, формами напоминающий живое создание; человека, которого не заботит, что происходит в мире

Samorost 3 это блестящая работа, которая придётся одинаково по душе всем неиспорченным военными шутерами людям. Девушка попросит ещё. Братик изучит все уголки волшебного мира. Мы бы попробовали поставить эту игру не только родителям, но и прародителям, особенно если у них есть тяга к изобразительному искусству.

Поющие грибы. У игры своя атмосфера, которой нужно проникнутьсяПоющие грибы. У игры своя атмосфера, которой нужно проникнутьсяПоющие грибы. У игры своя атмосфера, которой нужно проникнуться

Стоит ли покупать?

Теперь о цене Samorost 3 в российском сегменте Steam. На Западе игра стоит 20 долларов, у нас всего 800 рублей. Когда вы в последний раз видели, чтобы один доллар был эквивалентен 40 рублям? Никто никогда не вернется в 2007 год, да и 2011 год давно прошёл. Если вам всё ещё жаль денег, попробуйте бесплатную первую часть и половину второй игры на официальном сайте разработчиков, а потом умножьте графику и игровой процесс на 18.

Обстановка разительно преображается, стоит нам побренчать по усам местной моли в нужной последовательности. Это, что было доОбстановка разительно преображается, стоит нам побренчать по усам местной моли в нужной последовательности. Это, что было доОбстановка разительно преображается, стоит нам побренчать по усам местной моли в нужной последовательности. Это, что было до

Лично я не прошёл Superhot и потому не могу сравнить две инди-игры с одинаковым ценником. Однако я знаю, что Superhot можно пройти за 1,5-2 часа, тогда как Samorost 3 не отпустит вас меньше, чем за 4-5 часов. Выводы делайте сами.

А это послеА это послеА это после

Если вы всё ещё не верите в написанное, то обратитесь к странице игры в Steam. У неё 99 % положительных отзывов. Полтысячи «лайков» собрал обзор дедушки с восемью внуками. Пожилому человеку очень нравятся Botanicula, Machinarium, Samorost, он читает их детям вместо сказок и просить придумывать объяснения тому или иному моменту. Утверждает, что купит Samorost 3 трижды каждой из своих семей. Дедушка завершает обзор словами «надеюсь, моя любимая студия Amanita Design продаст миллион копий Samorost 3. Даже если у вас нет внуков, купите эту игру!»

Здесь нам нужно придумать, как передвинуть гигантскую черепаху, чтобы обнажить проход в нижнюю часть астероида. У главного героя есть флейта, которая подскажет решение проблемы в виде чудного визуализированного образаЗдесь нам нужно придумать, как передвинуть гигантскую черепаху, чтобы обнажить проход в нижнюю часть астероида. У главного героя есть флейта, которая подскажет решение проблемы в виде чудного визуализированного образаЗдесь нам нужно придумать, как передвинуть гигантскую черепаху, чтобы обнажить проход в нижнюю часть астероида. У главного героя есть флейта, которая подскажет решение проблемы в виде чудного визуализированного образа

Отрицательный отзыв у Samorost 3 в Steam всего один. У подруги парня выключился ноутбук от недостатка энергии, когда она играла, в результате чего повредились сохранённые файлы в облаке. Бразильскому пользователю удалось привлечь внимание разработчиков, и они уже через 2,5 часа выкатили обновление, решающее проблему — вот такие люди работают в Amanita Design. Уже бльше 20 фанатов попросили пользователя удалить отрицательный отзыв, чтобы не портить 100 %-ную статистику игры. Ждём, когда бразилец одумается :)

Обзор и оценки Samorost 3 — уютное приключение, которого ждали 10 лет (обновлено)


Что дальше?

Чего ждать в будущем от авторов Samorost 3? Будем предполагать наилучшее развитие сценария — как в случае с Machinarium. На данный момент Samorost 3 доступна на Windows (XP, 7, 8, 10), OS X (10.7 и выше). Разумеется, ждём версию для GNU/Linux. Что дальше? Безусловно, игре самое место на мобильных устройствах — хотелось бы увидеть специальную версию Samorost 3 для iPhone 6S Plus и iPad Pro. Разработчики подтверждают, что планы по выпуску данных версий у них имеются. А если бы даже и не подтвердили, мы бы заметили — игра на лету адаптируется под любой размер окна. Ей самое место на мобильных устройствах.

Обзор и оценки Samorost 3 — уютное приключение, которого ждали 10 лет (обновлено)

Также логичным шагом было бы перенести Samorost 3 на новые консоли, но у Amanita Design пока нет опыта работы с ними, да и отношения с Microsoft не задались — строгие ограничения издателя не позволили выделить для Machinarium рекламное место в Xbox Live Arcade. В связи с этим ждём Samorost 3 через продолжительное время на PS4 и, возможно, PS Vita, корпорация Sony всегда была более дружественна к инди-разработчикам. Будем надеяться, что и с Microsoft не всё потеряно, да и Nintendo может рассмотреть проект для NX с её экстравагантным геймпадом.

В прошлый раз чехам понадобилось три года, чтобы портировать свою игру на консоли. Учитывая современные тенденции, они могут решить перенести все свои игры разом. Поскольку Amanita Design маленькая студия... любителям гномов и складных роботов определённо стоит запастись терпением! А пока стоит поддержать разработчиков, купив Samorost 3 в Steam или GOG.

Обновлено: разработчики снизили цену Samorost 3, хотя она и так составляла 55-60 % от европейской. Теперь игра стоит всего лишь 600 рублей во всех сервисах дистрибьюции. Amanita Design приносит извинения всем, кто купил квест за оригинальную цену, и сообщает, что эти деньги помогут ей финансировать разработку нескольких новых игр.

Оценки игры
Геймплей: 7
Графика: 10
Сюжет: x
Управление: 9
Звук и музыка: 10
Мультиплеер: x
Локализация: x
Общий балл
9.0
супер
Плюсы игры
Атмосфера, которую не обнаружить ни в какой более другой игре;
Потрясающе живое окружение;
Милый герой, за которого переживаешь, как за своё дитя;
Блестящая проработка всего, что связано со звуком;
Отсутствие головоломок с нечеловеческой логикой;
Игра одинаково хороша для людей всех возрастов и полов;
Пойдёт даже на бюджетном ноутбуке.
Минусы игры
Третью часть пришлось ждать 10 лет. Кто-то мог и не дожить.
Краткий итог
Високосный квест ручной выделки - такие появляются только раз в четыре года. В какое прекрасное время мы живём.
Комментарии 9