Обзор и оценки This War of Mine: The Little Ones — увядающие цветы жизни
Забудьте о динамичных перестрелках, перекатах и регенерации — This War of Mine совсем другая игра о войне. Она заставляет вас думать совершенно другими категориями и совершенно об ином, оставляя на душе неприятный осадок. Уникальное явление, которое, тем не менее, не дает советовать проект всем и каждому.
Естественные преграды
Разработчики из польской студии 11 bit Studios добились такого двоякого эффекта очень точно, не прибегая к крайностям, и, скорее всего, понимая, что и зачем они делают. Дело в том, что This War of Mine напоминает своей простой механикой любые симуляторы жизни — The Sims, Гномы или что-то в этом роде. Здесь, как и везде, нужно добывать ресурсы для безбедного существования вашей группы. Но в данной игре эта группа представляет собой горстку выживших в гражданской войне. Они пытаются продержаться последние дни перед перемирием, терпя лишения и теряя настрой с каждым днем.
Все это выливается в поистине густую атмосферу и эмоциональное наполнение игрового процесса. Ваш полуразрушенный домик, в котором вы ютитесь, а также остальные постройки, нужно тщательно обыскивать на предмет стройматериалов, еды, снаряжения или даже оружия. Но лопату не смастерить, если не начать разгребать завалы голыми руками. Голодной зимой не выжить, если не начать воровать у мирных и не совсем мирных граждан. Каждый раз, когда ваши выжившие пытаются сделать что-то подобное, This War of Mine превращается в одну из самых мрачных игр декады.
Также этому помогает отсутствие обучения в любом виде. Скорее всего, сделано это было намеренно, для создания общего эффекта обреченности. Еще бы, ведь на войне никого не обучали бесшумно красться или строить заграждения из старого шкафа. Журналист, повар или простой бандит, не важно, всем им приходится приспосабливаться на месте, да и вам вместе с ними.
Деморализация общества
К сожалению (или к счастью, если вы по-настоящему цените реалистичность эмоций в играх), постоянно приходится заботиться не только о материальном вопросе, но и о моральном. Чем залечить депрессию, если вы прошлой ночью убили безвредную пожилую пару за еду? Конечно же выпить алкоголя — он притупляет чувство вины (впрочем, как известно, он много чего притупляет). Если не спасти девушку от изнасилования солдатом, который изнывает от желания на войне, то ваши герои также окажутся в удручающем настроении. Но и риск тоже велик. Приходится выбирать, постоянно выбирать.
На мораль будут влиять и простые привычки вроде курения или кофе. Иногда поможет книжка или прослушивание радио, но чаще приходится запасаться именно основными вещами, которые помогают гарантированно. С эмоциональной стороной вопроса разобрались, но что же сам игровой процесс, так ли он интересен, если рассматривать его не предвзято? Ну, его хватает для того, чтобы провести в игре несколько вечеров (приятных, но не расслабляющих), но далее появляется ощущение уверенности в своих действиях, эмоциональный эффект притупляется, оставляя игрокам совершенно обычный симулятор жизни без каких-либо изысков.
Тем не менее, нельзя забывать, что на консолях вышло улучшенное, дополненное издание под названием Little Ones. Его идея проста, но слегка пугает — в тематике войны обычно остерегаются говорить о детях, особенно в видеоиграх. 11 bit Studios в интервью не скрывали, что будут делать что-то, чего игроки могут не понять, но их идеи снова бьют точно в цель. Дети остаются детьми везде, даже в подвале полуразрушенного дома, который зимой превратится в продуваемое всеми северными ветрами опостылевшее убежище. Малышам нужно играть, за ними нужно следить и ни в коем случае не оставлять без присмотра. Или оставлять? Иначе как прикажете собирать ресурсы на зиму, например?
Что ж, нового в Little Ones не много, но консольные игроки не видели даже оригинала, так что, в целом, впечатления обмана или недостатка контента нет (если бы дополнение продавалось отдельно, к нему все же были бы вопросы). Остается только упомянуть простейшие стелс-элементы и такую же боевую систему — погоды они не делают, они просто есть и все. Что разочаровало, так это управление.
Искусственные преграды
Не знаю зачем, но 11 bit Studios постарались максимально усложнить жизнь консольным игрокам. Без указателя мыши, во-первых, довольно сложно выбрать фиксированную позицию для очередного стула или кровати, а во-вторых, еще сложнее выбирать нужную опцию под интерактивным предметом. В итоге в напряженных моментах можно запросто помереть, наворачивая круги под очередной дверью. Почему-то позицию выделенного кружочка с пиктограммой действия привязали к позиции персонажа на поверхности локации, вот и приходится заниматься не пойми чем.
Обычно в таких проектах принято не обращать внимания на количество полигонов в ухе третьего слева статиста, но сегодня автор не в настроении делать скидки на небольшую студию и малый бюджет (сами виноваты, делая такую мрачную игру). Дело в том, что в отдалении все выглядит настолько одинаково серо и, простите, «скопипастенным», что часто путаешься. Это в некотором роде навязывается общей идеей (война, как никак), но даже персонажей часто трудно отличить друг от друга! Чего, впрочем, не скажешь об их фотографиях. Снимки чем-то напоминают знакомую всем игру Мор. Утопия, создавая нужную атмосферу. Да и вообще, если говорить о схожести, This War of Mine больше всего напоминает именно этот отечественный проект.
Где 11 bit Studios постарались, так это в звуковом и музыкальном сопровождении. Шум ливня, шаги, крики, стук в дверь — все это сделано с такой дотошностью и качеством, что вызывает холодок по спине. Музыка тоже была выбрана отлично, напоминая чуть ли не самые депрессивные треки Radiohead. Короче говоря — очень качественно и очень в тему, снова.
This War of Mine вообще прекрасно показывает свою эмоциональную часть, но в некоторых аспектах ее недостатки сложно не заметить. Тем не менее, проект является настолько оригинальным по своему наполнению, что ознакомиться с ним стоит каждому. Жаль, что не каждый сможет провести в игре больше одного вечера, а игроки с персональными компьютерами или планшетами The Little Ones так и вообще не увидят.