На прошлой неделе во время церемонии The Game Awards авторы Baldur's Gate 3 анонсировали Divinity — свою следующую большую игру. А уже на днях появилось интервью основателя Larian Свена Винке (Swen Vincke), в котором он поделился видением проекта. Многие фанаты бельгийской компании остались довольны прочитанным, однако нашлось немало критиков — как в геймерском сообществе, так и среди разработчиков, — которые выразили негодование тем фактом, что Larian, как оказалось, теперь использует генеративные нейросети в своём творческом процессе. Рассказываем детали.
Перед тем как приступить непосредственно к ситуации с заявлением Винке, следует кратко остановиться на причинах, из-за которых для большого количества людей нейросети — как красная тряпка для быка.
Во-первых, многие разработчики вполне оправданно испытывают страх потерять работу. Конечно, ИИ, по крайней мере в текущем виде, не заменит сразу всех, но он действительно может привести к исчезновению некоторых профессий. Джуниоры, аутсорс, локализаторы и художники концепт-арта становятся менее востребованными. В индустрии растёт конкуренция среди разработчиков, ведь становится меньше стартовых позиций. И, конечно же, менеджеры получили мощный инструмент давления на подчинённых, так как теперь легче искать им замену.
Особенно недовольны художники. Большинство генеративных моделей обучались на работах, взятых без лицензий, договоров и компенсаций. То есть, по сути, можно говорить о нарушении авторского права, но доказать факт плагиата крайне сложно.
И, конечно же, нет восторга из-за ИИ у тех геймеров, кто опасается за качество финального продукта. Игроки переживают, что чаще начнут видеть в релизах шаблонные сюжеты, диалоги низкого качества, мешанину визуальных стилей. В глазах немалого числа хардкорных геймеров в социальных сетях генеративные нейросети — такой же вызов и угроза для их любимого хобби, как конвейер live-service-проектов. И бороться с ними они готовы до последнего.
Как вы относитесь к имплементации ИИ в разработку игр?
Пройти опрос16 декабря на Bloomberg вышла публикация Джейсона Шрайера (Jason Schreier) про Divinity. Журналист поговорил со Свеном Винке, и из этой беседы мы узнали много интересного про тайтл. К примеру, глава Larian подтвердил, что Divinity останется пошаговой RPG. Будущая игра строится на полностью новой ролевой системе и другом движке, а также обещает быть ощутимо мрачнее прошлых проектов студии и масштабнее BG3. При этом авторы хотят уложиться в период разработки сроком 3–4 года, а не возиться 6 лет, как в прошлый раз.
Но внимание комьюнити в первую очередь привлёк фрагмент материала, в котором упоминается, что компания активно экспериментирует с генеративным ИИ, хотя сам Винке отмечает, что технология не дала серьёзного прироста эффективности. Он подчёркивает, что в финальной версии Divinity не будет контента, созданного ИИ. Авторы просто обращаются к нейросетям для проработки идей, создания презентаций, концепт-арта и написания временных текстов-заглушек. Любопытно, что использование генеративного ИИ вызвало в Larian определённое сопротивление, однако теперь уже все в компании более-менее согласны с его применением.
Позднее Джейсон Шрайер поделился полным транскриптом той части интервью, где обсуждаются именно нейросети. Там внимания заслуживает развёрнутая цитата Свена Винке про то, как именно используется ИИ:
Не все в интернете, конечно же, поспешили кидаться камнями в бельгийскую студию. Некоторые из художников считают критику за использование ИИ поверхностной. Создатели концепт-арта не против нейросетей как инструмента, а против генеративного ИИ, обученного на чужих работах и заменяющего труд людей. Использование же нейросетей в Larian касается лишь ускорения рутинного этапа препродакшена — подбора референсов, что, по сути, не отличается от ручного поиска изображений в интернете и давно является нормальной практикой. Это же Свен Винке потом подтвердил в своём личном посте:
Чёрт возьми, ребята, мы вовсе не «активно продвигаем» ИИ и не заменяем концепт-художников искусственным интеллектом.
У нас команда из 72 художников, из них 23 — концепт-артисты, и мы продолжаем нанимать новых. Арт, который они создают, — оригинальный, и я искренне горжусь их работой.
Меня напрямую спросили о концепт-арте и нашем использовании генеративного ИИ. Я ответил, что мы применяем его для изучения идей. Я не говорил, что мы используем ИИ для создания концепт-арта. Этим занимаются художники. И это действительно специалисты мирового уровня.
Мы используем ИИ-инструменты для поиска референсов — так же, как используем Google или артбуки.
На фоне давления на Larian геймеры лишний раз припомнили «грехи» и других студий, внедривших ИИ в процесс разработки. Так, под удар снова попали авторы Clair Obscur: Expedition 33 из-за старой истории, когда в игре нашли временные текстуры, сгенерированные нейросетью. Их заменили, но некоторые игроки узнали об этом происшествии только сейчас, что подлило масла в, казалось бы, давно потухший огонь. Особенно люди сердятся, что на The Game Awards «Экспедиция» получила награду за лучший арт-дирекшен.
Ранее также критиковали авторов успешной Arc Raiders за использование ИИ-генерируемых голосов для NPC и Call of Duty: Black Ops 7 — за ассеты, которые многим показались сгенерированными. Activision официально подтвердила их наличие. Ещё всплывали упрёки и в адрес команды 11 bit studios после того, как в The Alters нашли явные следы ИИ-промптов в субтитрах и фоновых текстах.
К нейросетям настолько неоднозначное отношение, что Valve решила перестраховаться и ввела требование для разработчиков раскрывать использование ИИ-контента при отправке игры на публикацию в Steam, чтобы часть этой информации отображалась на странице проекта.
***
В общем, мы своими глазами видим, как болезненно проходит адаптация новой технологии. Оно и не удивительно, когда немалое число людей пугает перспектива остаться без работы, а других — даже крохотный шанс того, что игры начнут проседать в качестве. Как и мало кого радует подорожание PC-комплектующих, спровоцированное напрямую расширением инфраструктуры нейросетей.
Как бы там ни было, для тех фанатов Larian, кто яростно выступает против ИИ, текущий скандал — напоминание о том, что не стоит превращать в кумиров игровые студии. А для самой бельгийской компании — это урок о том, что нужно быть осторожнее с заявлениями на противоречивые темы. Даже когда находишься на вершине игрового Олимпа, впасть в немилость на удивление легко. Хотя, конечно, есть ощущение, что когда Larian наконец-то покажет Divinity во всей красе, эту историю с нейросетями никто уже и не вспомнит.
Скандал с Larian и ИИ как-то влияет на ваш хайп в адрес Divinity?
Пройти опрос
Применение нейронки под финал, может случится такое, что за ним тупо не перепроверят всё и нейромусор попадёт в финальную версию, отчего разрабам настучат по куполу уже взвинченные игроки.
Между этими этами и вовсе, что угодно может произойти. Таки действительно пойдёт одному проекту во зло, а другому в услугу.
(тот же пример с арком, ну озвучила нейронка, кто от этого в проигрыше? актёров не позвали покряхтеть и поорать, так цена бы выросла ещё сильней, нет?!)