Привет всем, сегодня мы поговорим о жанре, который превратил совместное прохождение из спокойного времяпрепровождения в абсолютное безумие, и я говорю о Chaos Co-op.
Что вообще такое Chaos Co-op
Chaos Co-op — это когда кооператив перестаёт быть про чёткую командную работу и превращается в управляемую автокатастрофу, где главный контент — вы с друзьями, визжащие в голосовом чате, пока игра только подбрасывает всё новые поводы для бардака. И самое забавное: индустрия к этому шла десятилетиями, просто сначала называла это кооперативными играми, а уже потом доросла до того, что мы специально делаем так, чтобы всё шло по п*** максимально весело.
Знаете, есть что-то магическое в том, когда игра не просто позволяет вам играть с друзьями, а активно пытается превратить вашу дружбу в испытание на прочность. Именно это и делает Chaos Co-op, и чтобы понять, как мы сюда пришли, нужно вернуться немного назад.
Истоки Хаоса
Кооперативные игры существуют с самого начала игровой индустрии. Еще в 1973 году появилась Pong Doubles от Atari — это теннис для четверых, где игроки играли в парах. В начале 80-х выходили аркадные игры вроде Wizard of Wor и Joust, где кооперация смешивалась с соперничеством. Но это был только фундамент.
Традиционный кооператив всегда был про то, чтобы работать вместе против компьютера. Beat 'em up вроде Double Dragon, Streets of Rage и Contra в конце 80-х и начале 90-х задали стандарт: два игрока плечом к плечу против орд врагов. Это было весело, но предсказуемо. Вы знали свою роль, знали, что нужно делать. Никаких сюрпризов.
А потом что-то изменилось.
Революция жанра произошла, когда кухня создала Хаос
2016 год. Overcooked.
Это был момент, когда всё встало на свои места. Студия Ghost Town Games с самого начала знала, что хочет сделать кооперативную игру, но не как дополнение к одиночному режиму, а как основу всего опыта.
Идея была проста до гениальности: вы — повара на кухне. Нужно готовить блюда по заказам. Но вот загвоздка: кухни в Overcooked были спроектированы так, чтобы создавать максимальный хаос. Станции для ингредиентов, зоны приготовления, плиты и раковины — всё разбросано по кухне. А теперь добавьте движущиеся платформы, ледяные поверхности, пиратские корабли, качающиеся на волнах, и кухни, которые буквально разделяются пополам во время готовки.
Разработчики объясняли свой выбор кухни как сеттинга тем, что они работали барменами и официантами: «Кухни всегда казались нам идеальной аналогией для кооперативной игры, это место, где командная работа, тайм-менеджмент, пространственное восприятие и крики жизненно важны».
И вот это было ключевым моментом. Крики!!! Overcooked была спроектирована так, чтобы даже самые организованные команды превращались в орущую толпу. Даже когда игроки распределяли роли и назначали главного шефа, большинство уровней неизбежно скатывались в хаос. Люди паниковали, сталкивались друг с другом, бросали еду не туда, забывали про горящие сковородки.
Игра вышла 2 августа 2016 года и мгновенно стала хитом. Рецензенты называли её замечательным хаосом, испытанием дружбы и обязательной к прохождению. На церемонии BAFTA Games Awards 2017 Overcooked получила награды за лучшую британскую игру и лучшую семейную игру.
Но самое главное — она создала формулу нового жанра. Кооперативного ХАОСА!
Что делает Chaos Co-op таким особенным
Давайте разберем, что именно делает эти игры настолько захватывающими:
1. Простые механики, сложное исполнение
В Overcooked всего несколько кнопок: взять, бросить, резать, двигаться. Любой может это понять за минуту. Но когда ты под давлением времени пытаешься приготовить бургер, а твой напарник случайно бросил помидор в мусорку вместо тарелки, то простота испаряется.
2. Преднамеренное столкновение
Эти игры намеренно создают ситуации, где игроки будут мешать друг другу. Узкие проходы. Ограниченные ресурсы. Перекрывающиеся задачи. Всё спроектировано так, чтобы ваши планы рушились.
3. Тайм-менеджмент под давлением
Всегда есть таймер. Всегда есть ощущение, что времени недостаточно. Это давление превращает методичное выполнение задач в безумную гонку.
4. Геймплей, возникающий сам собой
Самые запоминающиеся моменты в этих играх не запрограммированы. Они возникают из взаимодействия игроков, физики и хаоса. Кто-то уронил диван с моста. Кто-то забыл напарника в заброшенном здании. Кто-то случайно запер всех снаружи. Эти моменты невозможно предсказать, и именно они делают игры бесконечно реиграбельными.
Волна последователей поднимает жанр и он буквально взрывается
После успеха Overcooked началась волна подражателей, но не в плохом смысле. Разработчики поняли, что формула работает, и начали применять её к разным концептам.
Moving Out (2020)
Если Overcooked была про готовку, то Moving Out, была про переезд. И если вы когда-нибудь переезжали в реальной жизни, вы знаете, что это уже само по себе хаос.
В Moving Out вы играете за сотрудников компании и ваша задача, перенести мебель из домов в грузовик. Звучит просто? Попробуйте протащить двуспальную кровать через узкий коридор, пока ваш друг несёт в противоположную сторону холодильник. Добавьте сюда преувеличенную физику, призрачные дома и движущиеся платформы.
Формула распространилась дальше. Tools Up! перенесла хаос в ремонт квартир. Plate Up! объединила Overcooked с roguelike-элементами. Unrailed! заставила игроков строить железную дорогу на ходу перед несущимся поездом.
Каждая игра брала базовую формулу, простые механики, преднамеренное столкновение, давление времени, и применяла к новому сеттингу. И каждая из них создавала те же самые моменты смеха, криков и случайного предательства.
Хоррор входит в игру, раскрывая темную сторону Хаоса
Но самая интересная эволюция жанра произошла, когда разработчики поняли: если хаос так хорошо работает с комедией, что будет, если добавить туда ужас?
Lethal Company (2023)
Вот где всё стало по-настоящему интересным. Lethal Company, созданная одним разработчиком Zeekerss, вышла в октябре 2023 года и взорвала Steam. Это была Chaos Co-op, но в обёртке научно-фантастического хоррора.
Вы работаете на Компанию (да, просто «Компания»). Ваша задача — просто посещать заброшённые луны и собирать металлолом для продажи. У вас есть три дня, чтобы выполнить квоту. Если не выполняете, то вас увольняют. Навсегда.
Но вот проблема: эти луны не такие уж и заброшенные. Там живут монстры. Множество монстров. Некоторые реагируют на звук. Некоторые убивают вас одним взглядом. Некоторые ведут себя совершенно непредсказуемо.
Игра использует proximity voice chat, вы слышите друзей, только если они рядом. Это означает, что когда кто-то кричит в отдалении, вы слышите только эхо. А потом тишину.
Lethal Company стала феноменом не потому, что была страшной (хотя она была страшной). Она стала феноменом, потому что создавала идеальные моменты для стримов и клипов. Игроки запирали друг друга снаружи, чтобы спасти добычу. Кто-то забывал про таймер эвакуации и испарялся. Кто-то ронял радио в лифте в самый критический момент.
За 385 рублей игра предлагала бесконечную реиграбельность, процедурную генерацию и хоррор, основанный не на скримерах, а на непредсказуемости и давлении. К концу 2023 года она стала одной из самых популярных игр года.
Индустрия переживает изменения благодаря новому взгляду на кооператив
Chaos Co-op изменила то, как мы думаем о совместных играх. Раньше кооператив означал работу вместе для достижения общей цели. Теперь это означает работу вместе вопреки самой игре, которая пытается вас разлучить.
Разработчики поняли несколько важных вещей:
1. Ограничения создают веселье.
Если дать игрокам слишком много пространства и ресурсов, они эффективно решат задачу. Но если создать узкие места, ограничить общение, добавить случайные элементы, то они будут импровизировать, ругаться и смеяться.
2. Неудача весёлая.
В традиционных играх неудача расстраивает. В Chaos Co-op неудача это часть шоу. Самые запоминающиеся моменты это когда всё идёт не так. Когда грузовик с мебелью падает с моста. Когда ресторан охватывает пожар. Когда монстр хватает последнего выжившего прямо у двери спасения.
3. Простота масштабируется.
Эти игры работают именно потому, что механики просты. Любой может их понять, даже бабушка или младший брат. Это делает их идеальными для стримов, вечеринок и случайных игровых сессий.
Будущее хаоса, что дальше
Жанр продолжает эволюционировать. В 2024-2025 годах появились десятки новых Chaos Co-op игр: R.E.P.O., Content Warning, Murky Divers и многие другие. Каждая добавляет свои фишки к уже известной формуле.
Интересно, что жанр также породил негативную реакцию. В 2025 году появился термин Friendslop это уничижительное прозвище для игр вроде Lethal Company, R.E.P.O и PEAK. Критики жалуются, что рынок перенасыщен однотипными кооперативными играми. Но для многих игроков это не проблема, они просто хотят больше способов весело провести время с друзьями.
Подводя итог, можно понять, почему хаос работает
В конце концов, успех Chaos Co-op сводится к одной простой истине: игры должны быть весёлыми. Не обязательно сложными. Не обязательно красивыми. Не обязательно нарративно глубокими. Просто весёлыми.
Chaos Co-op превращает обыденные задачи: готовку, переезд, уборку мусора, в эпические приключения, полные смеха, криков и абсурдных моментов. Они напоминают нам, что лучшие игровые моменты часто приходят не из сценариев, написанных разработчиками, а из спонтанных взаимодействий с друзьями.
Так что, если вы ещё не попробовали Chaos Co-op, соберите пару друзей, запустите Overcooked, Moving Out или Lethal Company, и приготовьтесь. Ваша дружба будет проверена на прочность. Вы будете кричать. Вы будете смеяться. И, возможно, вы случайно запрёте кого-то в комнате с монстром. Но именно в этом и суть.
Добро пожаловать в хаос, друзья. Вам здесь понравится!









