
Я наиграл в Wartales 350 часов и до сих пор вздрагиваю, когда герой «при смерти»
Вся эта история началась случайно. Редакционное задание выглядело простой формальностью: нужно было сделать пару материалов по новой тактической RPG Wartales. Но стоило провести в игре несколько часов — и оказалось, что это вовсе не очередной клон «пошаговой тактики». Это мир, где каждое движение отряда ощущается как борьба за жизнь, а любая ошибка способна стоить тебе всей кампании. И вот уже два года как «разовое задание» стало для меня длительным путешествием.
Атмосфера выживания
То, что цепляет в Wartales с самого начала — не столько боевая система (на мой взгляд, она незамысловата), сколько эффект настоящего выживания. Ты ведёшь отряд по враждебному миру: в лесах прячутся разбойники, по дорогам ходят патрули, встреча с которыми вовсе не гарантирует мира. На тебя охотятся дикие животные, а впереди — голод, нехватка золота и полная неизвестность. А тут еще и погода испортилась.
Каждое решение становится дилеммой: рискнуть и вступить в бой ради добычи или обойти врага, чтобы сохранить силы? Взять пленников, чтобы дотащить их до тюрьмы и обменять на золото, или с меньшим риском завершить бой? Вложить деньги в торговлю, чтобы обеспечить бюджет на следующую неделю — но только если удастся донести товар до следующего поселения раньше, чем отряд разбежится из-за пропущенного дня оплаты. Wartales заставляет просчитывать последствия и думать на несколько шагов вперёд.
Боевая система: простая, но рискованная
Не могу сказать, что Wartales как-то сильно радует меня своей боёвкой: переставляй героев и бей врагов в лицо или со спины. Но это сейчас, когда я уже докачался до использования акедской стали и одел большую часть отряда в «золото». Зато на старте, в первые 15–20 часов, каждая схватка была экзаменом. Нет, не из-за сложности, а из-за риска, когда малейшая ошибка — не тот порядок выбора героев или даже неправильная позиция — и ты теряешь бойца.
В начале игры баланс хорошо отточен: новые навыки и предметы ощутимо меняют расклад, а грамотная тактика иногда решает больше, чем численность. Особый кайф — это ситуации, когда один персонаж, благодаря удачно выбранным перкам, становится «козырем» всего отряда. Мои воры, например, не раз переворачивали «катку» из проигрышной в выигрышную за счёт навыка «Дымовая завеса», из-за которой противники резко вырываются из боя, провоцируя на себя атаку. А один из них со временем развился так, что смог в одиночку выносить тяжелобронированных противников.
Отряд и его характер
Wartales уделяет внимание не только боям, но и взаимоотношениям. В таверне можно набрать новых бойцов, но не каждый из них оправдывает ожидания. Не раз и не два мне приходилось решать, кого оставить, а кого выгнать, потому что боец не вписывается в мой стиль игры; либо оказывается слишком слаб, несмотря на свои характеристики. И это нередко приводило к конфликтам внутри группы, появлялись обиды, которые влияли даже на геймплей.
Есть в лагере и «разговорчики» — в такие моменты персонаж прерывает флоу и начинает жаловаться на жизнь, хвалится успехами или костерит другого бойца, который случайно задел его в последнем бою. Игра напоминает, что даже в выдуманном мире люди остаются людьми.
Животные — отдельная история. Прирученные кабаны, медведи или волки, конечно, фэнтезийный аспект геймплея, но очень колоритный. В отличие от людей, они не спорят, не требуют плату, а в бою нередко оказываются незаменимыми. У меня в отряде 2 белых медведя и 4 обычных — и почему-то мне кажется, что это самая сильная и лучшая его часть.
Как вы относитесь к системам, где приходится рисковать уже достигнутым прогрессом ради потенциальной выгоды?
Гробницы — игра внутри игры
Самая занимательная часть моего опыта связана с гробницами. Когда отряд уже окреп, я отложил сюжет и отправился в гробницы — и это стало новым испытанием. В них у Wartales меняется ритм: новые враги, особые условия боёв, появляется чувство, что ты вторгаешься в запретные места.
Особенно запомнилась схватка в Новом Астеле, где вурдалак с 5000 очков здоровья заставил меня выложить все силы. На тот момент мои герои имели по 100–150 HP и экипировку из инеистой стали. Победа далась ценой многих переигровок, пока я не нащупал идеальный порядок ходов и расход очков доблести на правильное применение перков. Но именно такие моменты делают Wartales особенной — когда ты понимаешь, что твой отряд способен на большее, чем ты ожидал.
Средневековый баланс
Wartales удивляет тем, как органично смешивает десятки элементов. Здесь и экономический симулятор (торговля между поселениями может приносить больше выгоды, чем десятки боёв), и менеджмент лагеря, и крафт, и поиск ресурсов, и исследование мира. Но главное — ощущение того, что ты ведёшь людей (и зверей) через суровую реальность.
Каждый заход в игру складывается по-своему: однажды это череда удачных сделок, в другой раз — полоса ненужных конфликтов и случайных поражений, которые ты путём быстрых сохранений оборачиваешь в свою пользу. Да, даже с этим подстраховочным трюком, когда я почти завершил игру и прокачал своих героев, Wartales способна задать мне трёпку в бою — и когда кого-то из героев ранят до состояния «при смерти», вместе с удивлением возвращается то самое чувство уязвимости. Именно оно и превращает Wartales в нечто большее, чем просто «ещё одну тактику».
Нужны ли межличностные отношения между персонажами в играх?
***
Для меня Wartales оказалась игрой, в которую хочется возвращаться не ради побед, а ради самой борьбы. Здесь нет ощущения «фальшивой щедрости», как в блокбастерах, где награды сыплются на голову просто за то, что ты зашёл в игру. Здесь каждое достижение добыто потом и кровью (и риском). И в этом, пожалуй, главный секрет её притягательности: Wartales учит ценить даже маленькие победы.
Интересно, смогу ли наиграть 500 часов?..
-
Гайд для новичков по Wartales — как выжить отряду, заработать денег, найти место встречи аптекарей и другие советы
-
Для Wartales вышло дополнение The Skelmar Invasion, в котором нужно отбить нашествие скельмиров
-
Впечатления от Wartales. Один из самых залипательных проектов года, который сожрёт всё ваше свободное время
-
ТОП-165: лучшие кооперативные игры в 2025 году