Авторы Alan Wake и Control выпустили FBC: Firebreak — разбираем, как Remedy выстроили собственную вселенную из хаоса

Stalxer

Когда-то Remedy делали просто крутые игры. Теперь они строят собственную мифологию. Вышедшая FBC: Firebreak — не просто кооперативный экшен от авторов Alan Wake и Control, а новая глава в общем нарративном проекте Remedy, называемом Remedy Connected Universe (RCU). В него уже входят Alan Wake, Control, Alan Wake 2 — а теперь и Firebreak. Что это за вселенная? Как она появилась? И почему это не просто маркетинг, а тщательно собранный мир, где переплетается хоррор, паранормальщина и коллективное бессознательное? Мы подготовили структурированный разбор, чтобы любой мог понять истоки франшизы и её текущий статус.

А был ли мальчик, в смысле, лор?

Если вы помните ранние хиты Remedy, вроде Max Payne или первого Alan Wake, то заголовок про «единую вселенную» может показаться натянутым. RCU не задумывалась с самого начала — это ретроспективная сборка, своего рода нарративный реверс-инжиниринг, когда из разрозненных сюжетов аккуратно выстраивают общую картину при помощи как новых игр, так и сиквелов.

Такой подход — не редкость в современной индустрии: старым IP дают новую жизнь, расширяя их контекст и мифологию в новых проектах, чтобы объединить под единым сеттингом. Именно так Alan Wake стал частью более масштабной истории, ключевые элементы которой раскрылись в Control, Alan Wake 2 и теперь FBC: Firebreak.

К чести сценаристов Remedy стоит отметить, что они не «притягивали за уши» и не «сшили белыми нитками» имевшийся материал. У студии всегда был талант к созданию глубоких, насыщенных историй — и пускай общего мира 20 лет назад они не планировали, но сюжетная совместимость между ними чувствовалась давно. И когда сценаристы начали связывать старые проекты с новыми на уровне сеттинга и событий — это не вызвало больших вопросов. К этому времени Alan Wake приобрел культовый статус и продолжение приключений главного героя будоражило умы фанатов. Все задавались одним вопросом — что такое придумают сценаристы, чтобы объяснить всю происходящую на экране чертовщину.

И прежде, чем мы начнем её объяснять, читателю стоит освежить в памяти сюжеты прошлого.

Какая идея в лоре RCU вам кажется наиболее оригинальной или пугающей?

Результаты

Игры RCU (в порядке выхода)

Alan Wake (2010). Известный писатель Алан Вейк со своей женой приезжает на отдых в маленький городок Брайт-Фоллс. Неожиданно, супруга пропадает, а сам Вейк сталкивается с паранормальными событиями у озера неподалёку. Главное и не менее пугающее открытие — то, что он пишет, сбывается в реальности. В финале Алан жертвует собой, оставаясь в загадочном месте вне обычного мира, нареченном «Тёмное место». Государственные структуры проявляют интерес к событиям.

Alan Wake's American Nightmare (2012). Ответвление основной истории. Алан оказывается в другом городе, где ему противостоит зловещий двойник. События принимают абстрактную форму, а появление временных петель намекает на нестабильность реальности, что позже эхом отзовётся в других играх Remedy. Также аддон расширил географию необычных явлений за пределы Брайт-Фоллс.

Control (2019). Здесь впервые установлено, что события из Alan Wake были замечены правительством и изучаются федеральным бюро контроля (FBC) — тайным правительственным агентством США, созданным для изучения паранормального. Молодая женщина по имени Джесси приезжает в Нью-Йорк, в штаб-квартиру FBC, в поисках своего брата. Внутри происходят необъяснимые явления, связанные с вторжением некой силы. Джесси становится участницей борьбы с этой угрозой, исследуя секреты здания и его необычных обитателей.

Control: AWE (2020, DLC). Дополнение напрямую объединяет сюжеты двух игр. Джесси через артефакт под названием «горячая линия» (Hotline) получает голос Вейка и направляется в Запечатанный сектор здания FBC. Там она сталкивается с последствиями исследования активности возле озера. DLC раскрывает многое о прошлом Алана и показывает, что FBC продолжает следить за Брайт-Фоллс. И не просто так.

Alan Wake 2 (2023). Продолжение истории Вейка, теперь с несколькими главными героями. На фоне серии убийств в Брайт-Фоллс раскрываются новые детали о природе местной аномалии и её связи с другими необычными явлениями. История уходит глубже в психологический и мистический триллер, раскрывая, как причудливо могут переплетаться вымысел и реальность. Сюжетно полностью встроена в RCU.

FBC: Firebreak (2025). Кооперативная игра, действие которой происходит после событий Control. Игроки выступают в роли оперативников специального агентства FBC, прибывающих на место новых вспышек паранормальной активности. Главная задача — сдержать угрозу и восстановить порядок, используя специальные инструменты. Игра делает акцент на командной работе и действиях в быстро меняющейся обстановке.

«А как же Quantum Break?» — воскликнет пытливый читатель. И формально будет прав — сюжет игры был о научном эксперименте, что нарушил течение времени, а персонажи столкнулись с временными аномалиями и последствиями разрыва течения событий. Однако игра 2016 года была разработана под крылом Microsoft, у Remedy нет прав на это IP, так что игра не входит в общую вселенную, но в ней уже точно прослеживаются похожие нарративы — нестабильность реальности, загадочные организации, влияние неизвестных сил. Отсылки к другим играм студии в Quantum Break подчёркивают творческую преемственность.

На чем строится Remedy Connected Universe

В основе RCU лежит всё, что принято называть «сверхъестественным» — явления, силы и события, нарушающие привычные законы физики: искажение времени, прорывы в другие измерения (или из них), предметы с аномальными свойствами. Это не абстрактная мифология, а тщательно проработанный набор правил этого мира, в которых паранормальное становится предметом системного изучения, как внутри самой вселенной, через правительственное агентство FCB, так и на уровне сюжета и находит отклик в игровых механиках.

Ключевые определения:

  • Изменённое мировое событие (Altered World Event, AWE) — масштабный паранормальный инцидент, квалифицируется как угроза государственной безопасности и задействует протоколы сдерживания. Пример: события в Брайт-Фоллс из Alan Wake.
  • Изменённые объекты (Altered Items, AI) — обычные предметы обихода, подвергшиеся аномальному воздействию. Эта сила «наводит» в них необычные свойства, как магнит наводит ток в проводе. Пример — обычный бытовой термос Oh Deer Diner из Alan Wake, способный удерживать тепло исключительно долгое время. Например, кофе в таком термосе всегда освежающий и крепкий, независимо от его качества до наливания.
  • Объекты силы (Objects of Power) — особый тип изменённых объектов, способный наделить оператора сверхспособностями (например, служебное оружие Джесси в Control после такого воздействия может менять форму и давать сверхъестественные способности). Все объекты силы — это изменённые предметы, но не наоборот.
  • Паранормальные сущности — такие как Тёмное Присутствие (Alan Wake) или Хисс (Control), представляющие разумную или паразитическую угрозу.

Эти явления часто возникают в местах, где границы реальности особенно нестабильны — например, Тёмное Место (Alan Wake) или Старейший дом (Control). Кстати, а что за дом такой?

Федеральное бюро контроля

Реакцией мира RCU на подобные угрозы стало создание Федерального Бюро Контроля (FBC) — секретной правительственной структуры США, «теневого агентства, изучающего аномалии, не вписывающиеся в привычную научную картину». Его задачи: мониторинг, локализация и исследование паранормальных явлений.

  • В Control FBC исследует AWE, содержит изменённые объекты в специальных камерах и ведёт хронику всех зафиксированных аномалий.
  • В Alan Wake 2 Бюро продолжает изучать Брайт-Фоллс и Тёмное Место, что подчёркивает систематический подход в деятельности организации и жажду к исследованию.

Штаб-квартира FBC — Старейший дом, меняющее форму здание в Нью-Йорке. Оно не поддаётся картографированию, не видно для обычных людей и существует на стыке измерений. Внутри сосредоточены дирекция, лаборатории, камеры содержания, жилые секции, архивы и даже кинозал — всё необходимое для функционирования Бюро.

Если вы проходили Control, то наверняка помните, что что здание обладает паранормальной природой. Это еще более-менее подходит для хранилища опасных артефактов и исследовательского отдела, но плохо вяжется бюрократической структурой. Однако, сотрудники адаптировались:

  • Существуют стабильные зоны, где возможна нормальная работа — административные, исследовательские, бытовые помещения.
  • Нестабильные секции строго изолированы, а доступ к ним регулируется жёсткими протоколами и барьерами, вплоть до использования одних артефактов против других, или применения ритуалов.
  • Перемещения внутри здания возможны с помощью специальных лифтов, «контрольных точек» и механики «резонансных зон» — это позволяет ограниченно стабилизировать пространство.

Старейший дом является Местом силы, внутреннее пространство которого представляет собой постоянно меняющийся лабиринт, связанный с различными альтернативными измерениями через спонтанно возникающие Пороги. К слову, Пороги — небольшие локации, действующие как точки входа-выхода в альтернативные измерения внутри Старейшего дома, которые FBC изучает и пытается контролировать. Пороги появляются без предупреждения, и что будет содержать Порог — вопрос, на который можно ответить только после его проявления.

Ключевые персонажи RCU

Каспер Дарлинг — учёный и руководитель отдела исследований FBC в 1995–2019 гг., эксперт по AWE и Объектам Силы, автор множества видеолекций по паранормальным феноменам и «с чем их едят». По большей части, благодаря ему у игрока есть доступ к документам и аудиозаписям, объясняющим природу аномальных явлений. Дарлинг — учёный-идеалист, зашедший слишком далеко в изучении опасности. При исследовании Брайт-Фоллзского AWE попадает под влияние Хисса, паразитической сущности, и в результате контакта с ним теряет человеческий облик, превращаясь в антагониста в DLC «AWE».

Алан Вейк — писатель, застрявший между реальностью и кошмаром собственного сочинения. Попав в Тёмное Место после событий в Брайт-Фоллс, он обнаруживает жуткую истину: его слова материализуются, переписывая действительность как черновик романа. Вейк становится невольным катализатором паранормальных событий (AWE), эхо которых докатывается до FBC и определяет судьбы других персонажей вселенной.

Джесси Фейден — женщина, чья жизнь разделилась на «до» и «после» встречи с непостижимым. Впервые столкнулась с паранормальным в детстве, в 2002 году, во время Ordinary AWE. Детская травма превратила её в искательницу ответов, позволило попасть в Старейший дом, навести там порядок и, в конечном итоге, возглавить Федеральное бюро контроля. Владея мистическим Служебным Оружием, она связывает воедино разрозненные паранормальные инциденты, становясь центром притяжения для загадок, которые преследовали её с детства.

Братья Андерсон (Один и Тор) — музыканты группы «Старые боги Асгарда» (Old Gods of Asgard), страдающие деменцией, но обладающие знаниями о паранормальном. Их песни служат оружием против сверхъестественных сил, а сами они становятся проводниками между мирами реального и мистического.

Ахти — загадочный уборщик из Control, который играет значительную роль в Alan Wake 2, помогая протагонистам. Персонаж-загадка, чья истинная природа остается неясной, но влияние на события огромно.

Киран Эстевез — агент FBC, героиня кроссоверного DLC The Lake House для Alan Wake 2. Представляет новое поколение исследователей паранормального в структуре бюро.

Варлин Дор — загадочная сущность, умеющая путешествовать между измерениями. Появляется в Alan Wake 2 как ведущий ток-шоу. Потенциально ключевая фигура для будущих событий вселенной.

Общая хронология событий

Так как концепция RCU формировалась постепенно, не лишним будет обозначить общую хронологию событий в мире игры.

В 1970 году в Колдрон-Лейк под Брайт-Фоллс происходит первое зафиксированное AWE — таинственное исчезновение поэта Томаса Зейна. Второе AWE случается в 1976 году (летающий олень на местном фестивале). В 2002 году в городе Ординари, штат Мэн, десятилетняя Джесси Фейден и её брат Дилан находят «Проектор Слайдов» — Объект Силы, инициирующий Ordinary AWE (AWE-24). FBC вмешивается, забирает Дилана в неизвестном направлении, что становится ключевой мотивацией для Джесси.

Сентябрь 2010 года — центральное событие RCU. Алан Вейк приезжает в Брайт-Фоллс с женой Алисой на отдых, но сталкивается с Тёмным Присутствием, которое похищает Алису и использует озеро Колдрон как Порог. Вейк обнаруживает, что страницы его романа оживают и влияют на реальность. 15 сентября 2010 агенты ФБК прибывают на озеро и классифицируют инцидент как AWE-35, но не находят следов писателя. Игра закладывает основы RCU, вводя концепции AWE и Изменённых объектов.

Предположительно, 2011 или 2012 год. Алан находится в «Тёмном месте», где он через утончение реальностей попадает в Найт-Спрингс (Аризона) и сражается с тёмным двойником Мистером Скретчем. 27 августа 2019 ФБК обнаруживает «Набранную на машинке страницу» (AI83-KE) из Брайт-Фоллс AWE, написанную Аланом Вейком. Это доказывает, что Алан всё ещё «где-то там» и его творчество по-прежнему способно менять мир.

29 октября 2019 года начинается ключевое событие серии Control. Кто-то активирует тот самый «Проектор Слайдов» в Старейшем доме, после чего в здание проникают Хиссы (сущности из другого измерения). В это время главная героиня Джесси прибывает в поисках брата Дилана, сталкивается с нашествием и в финале становится новым директором ФБК.

Спустя пару месяцев она узнаёт, что психолог Эмиль Хартман изучал озеро Колдрон и стал одержим Тёмным Присутствием. Под влиянием смешения существ из двух разных измерений — Тёмного Присутствия и Хисса — Хартман превращается в чудовище, которое Джесси уничтожает. После этого ФБК возобновляет изучение Брайт-Фоллс.

Сентябрь 2023 — агенты ФБР Сага Андерсон и Алекс Кейси приезжают в Брайт-Фоллс расследовать убийства, связанные с «Культом Дерева». Они находят труп экс-агента Найтингейла и первую страницу рукописи Return — новые улики от Алана Вейка. Алан освобождается из Тёмного места после 13 лет заточения, объединяя все предыдущие AWE. Игра расширяет мифологию про озеро Колдрон и музыкальной группы «Древние Боги Асгарда» братьев Одина и Тора Андерсонов, включает DLC The Lake House с персонажем Киран Эстевез из Control.

Новый кризис происходит в 2025 году. Три игрока, являясь агентами подразделения экстренного реагирования ФБК, оказываются в Старейшем доме и должны определить и ликвидировать новые аномалии. Для этого у них есть «кризисные наборы» трех фиксированных типов: Fix, Jump и Splash Kit. Игра отражает тематику RCU о борьбе FBC с паранормальными угрозами в формате онлайн-кооператива.

Природа сверхъестественного в RCU

Если дочитали до этого места — вы молодец! Теперь — к самому важному. Чтобы понять, как работает сверхъестественное в Remedy Connected Universe, нужно взглянуть на саму природу реальности и её нарушения.

К финалу Control становится ясно: под «сверхъестественным» в RCU понимается не вторжение внешней силы, а деформация «стенок реальности» усилиями человеческого восприятия и коллективного бессознательного. Нашу реальность «ломает» не внешняя сила, а мы — через страх, веру, мифы — открываем доступ извне. А уж кто ворвется в наш мир — тут как карты лягут.

Такое толкование объясняет разнообразие форм вторжений:

  • В случае AWE-35 (Брайт-Фоллс, 2010) источником сдвига было само присутствие Алана Вейка. Озеро Колдрон является естественным Порогом, однако его не открыть «с той стороны». Да и с нашей стороны реальности обычный смертный на такое не способен. А вот люди творческие — вполне, на что Тёмное Присутствие и рассчитывая, используя их силу для подтачивания стенок реальности.
  • Вторжение Хисса — пример прямого проникновения чуждого разума. В 2019 году директор FBC Тренч, исследуя «Проектор Слайдов» случайно открыл портал в измерение Slidescape-36. Хисс использовали этот проход, чтобы захватить Старейший дом. Они подчинили себе сотрудников, исказили пространство и реальность, спровоцировав чрезвычайное положение и полномасштабный конфликт внутри Бюро.

Свою роль в этой системе играет и Совет (The Board) — сущности из «Астральной Плоскости», взаимодействующие с нашим миром через Объекты силы. Они не имеют тел, не подчиняются законам физики и общаются с избранными через артефакт под названием «Горячая линия» (The Hotline). Совет назначает нового директора FBC их тех, кого посчитает достойным, соединяя его с Объектом Силы и предоставляя власть.

Что делает вселенную Remedy уникальной среди других фантастических франшиз?

Результаты

Протоколы FBC и взаимодействие с аномалиями

При обнаружении нового паранормального события агенты FBC следуют строгому протоколу сдерживания. Они оценивают характер инцидента, изолируют аномальную зону, стабилизируют её при помощи специального оборудования и ритуалов, а затем, если это возможно, транспортируют источник аномалии в Старейший дом. Контейнирование является основой всей деятельности организации: опасные предметы размещаются в защищённых хранилищах, для каждого объекта составляется подробное досье с процедурами содержания — система, аналогичная SCP-документам.

Показать спойлерСкрыть спойлер

В мире RCU аномалии проявляют себя различными способами. Некоторые воздействуют на человеческую психику — как Хисс, агрессивная сила резонанса, превращающая людей в одержимых, или Плесень, высокоинвазивный микроорганизм, споры которого заражают и контролируют жертв, превращая их в аналог зомби. Другие аномалии наделяют носителей сверхспособностями: изменённые предметы дают силу телекинеза или возможность контакта с Астральным Советом. Третья категория аномалий изменяет саму реальность через пространственно-временные искажения.

Каждая активация аномального объекта происходит по определённому «ключу» — триггеру, который может быть физическим, ментальным или связанным с условиями окружающей среды.

  • «Физическое взаимодействие»: нажатие кнопок, переключение рычагов, установка карт и подобные действия. Например, «Проектор Слайдов» запускается при установке слайда и нажатии кнопки — тогда демонстрируется изображение, искажающее реальность. Похожим образом работает артефакт «Горячая линия» (The Hotline): необходимо соединить провода и поднять телефонную трубку, после чего активируется связь с Советом.
  • «Контакт руками или телом»: многие объекты требуют непосредственного прикосновения. Служебное оружие «активируется» только когда его поднимает директор (после убийства старого директора оно само выбрало Джесси). Некоторые Объекты Силы необходимо «сломать» или модифицировать — например, взорвать «Призму» в «Карьере», чтобы получить «Кристалл». В таких случаях действие агента становится спусковым механизмом аномалии.
  • «Психический триггер»: ряд объектов привязан к воле или намерению носителя. Человек должен сознательно «решить» установить связь с силой. Джесси Фейден, концентрируя волю на «Полярис», смогла перемещать предметы, активируя свой дар. «Тёмные» художественные произведения (такие как страницы рукописи) живут собственной логикой: так Алан Вэйк творил события своими записками из Тёмного Места.
  • «Условия среды»: иногда аномалия запускается изменением окружающих условий. Например, пороги Старейшего дома сами по себе «открыты» — через них видны пейзажи чужих миров (Карьер, Плесень), а при нарушении защитных условий они активизируются полностью. В Мотеле Оушенвью, а также в других локациях игры Control, явления, связанные с «Красным шифром» из первого DLC «AWE», проявляются в зависимости от действий и прогресса персонажа. В игре и дополнениях объекты могут реагировать на свет и звук, что используется для решения головоломок и взаимодействия с окружением. Например, в DLC «AWE» свет часто необходим для отпугивания врагов или активации платформ.

После транспортировки артефакта в безопасное место начинается этап изучения. Учёные из Отдела Исследований документируют эффекты, проводят эксперименты, устанавливают связи между объектами и феноменами, определяют правильную последовательность активации и деактивации аномалии. В критических случаях FBC уничтожает опасные компоненты (Джесси Фейден сожгла все слайды для Проектора, оставив только один) и разрабатывает ритуалы для нейтрализации угроз (ритуал «Полярис» для изгнания Хисса).

***

Remedy выстроила необычную, многослойную вселенную, где миф, бюрократия и паранормальное сосуществуют на правах науки. Выход игры FBC: Firebreak знаменует новый этап для Remedy Connected Universe — по словам Сэма Лейка (Sam Lake), вселенная «только начинается» и не имеет конечной точки, с планами расширения через множество франшиз студии. Понять RCU с первого раза может быть непросто, но именно это и делает вселенную Remedy интересной для разбора и возвращения к ней снова и снова.

+1
Комментарии 0