Статьи Что происходит с ценами на консоли и игры?

Что происходит с ценами на консоли и игры?

Savage_Division
Читать в полной версии

С 1 мая Microsoft подняла цены на свою игровую продукцию. Так, бюджетная приставка Xbox Series S на 512 ГБ подорожала с $300 до $380, а за Xbox Series X на 2 ТБ памяти просят уже $730 — больше, чем за PS5 Pro. Немногим ранее, 13 апреля, Sony объявила о подорожании PS5 Digital в Европе, Австралии и Новой Зеландии до €500. Растут цены не только на приставки и их периферию, но и на сами игры. Nintendo первой анонсировала, что Mario Kart World, флагманский релиз студии, будет стоить $80. Затем и Microsoft поставила в известность геймеров, что за некоторые новые проекты компании придётся отдать $80. Почему резко всё начало так дорожать? Разбираемся в материале.

Почему растут цены на консоли

Основная причина последних подорожаний игровых систем — тарифная война. Соединённые Штаты ввели дополнительные пошлины на импортные товары, особенно на продукцию из Китая, чтобы сократить торговый дефицит и решить вопросы, связанные, по мнению текущей американской администрации, с недобросовестной торговой практикой. В свою очередь, Китай и другие страны ввели ответные тарифы. Последствия взаимного повышения пошлин ещё не ощущаются в полную силу, однако уже дают о себе знать и вызывают неопределённость на рынках. Аналитики прогнозируют нарушение глобальных цепочек поставок.

Эксперты также считают, что технологический сектор пострадает особенно сильно, поскольку многие электронные компоненты, такие как микросхемы и печатные платы, производятся в Китае или зависят от китайских поставок. Из-за пошлин эти детали дорожают, что влияет на стоимость смартфонов и промышленного оборудования, а также, как мы уже наглядно видим, на стоимость приставок.

Что вас может остановить от потенциальной покупки PlayStation 6 через пару лет?

Пройти опрос

На фоне торгового конфликта США и Китая у вас может возникнуть закономерный вопрос: почему тогда растут цены на ту же PS5 Digital в Европе, Австралии и Новой Зеландии? Хотя Европа напрямую и не участвует в торговой войне между США и Китаем, Sony — как и другие корпорации — сталкивается с ростом затрат на производство и логистику по всему миру. Как уже упоминалось, комплектующие, которые производятся в Китае, дорожают, нарушаются цепочки поставок, колеблются валютные курсы.

Кроме того, аналитики предполагают, что стратегия повышения цен в Европе может быть попыткой компенсировать увеличившиеся затраты без прямого повышения цен на рынке США, который является для Sony наиболее конкурентным и важным. То есть компания пытается компенсировать урон от американских тарифов за счёт других регионов, где у неё и так дела идут хорошо.

Но даже если забыть про тарифы, то вы наверняка заметили, что и без дополнительных пошлин консоли текущего поколения как-то не особо спешили падать в цене, несмотря на то, что им уже почти пять лет. Это само по себе беспрецедентно: раньше игровые системы становились ощутимо дешевле по мере консольного цикла. Например, PlayStation 3 на релизе стоила $599 за версию на 60 ГБ памяти, однако уже через три года вышла PS3 Slim на 120 ГБ за $299. Почему подобное не случилось с той же PlayStation 5?

В 2012 году PS3 Super Slim можно было приобрести уже за $269

Согласно одному из возможных объяснений, проблема — в размерах чипов. Раньше их уменьшение позволяло удешевлять консоли со временем, но современные чипы уже настолько малы и сложны, что дальнейшее снижение размеров почти не сказывается на себестоимости. В результате те же Sony и Microsoft больше не могут рассчитывать на традиционные снижения цен в течение поколения, и консоли остаются дорогими.

Другая версия, почему цены на приставки или те же видеокарты не падали до всей истории с пошлинами, — бум ИИ-технологий. Нейросети используют для обучения и работы графические адаптеры, а Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) — основной производитель чипов для AMD, NVIDIA и Apple — располагает ограниченными производственными мощностями. Поскольку чипы для ИИ приносят гораздо больше прибыли, чем потребительские процессоры, TSMC отдаёт приоритет именно таким заказам.

В общем, недавние скачки цен Xbox и PlayStation связаны с торговой войной между США и Китаем, и устройства вполне могут продолжить дорожать, если ситуация с тарифами усугубится. Однако даже если завтра торговая война внезапно закончится, не стоит ждать сильного удешевления приставок, так как останется фактор дефицита чипов: производственные мощности заняты выпуском чипов для ИИ.

Почему дорожают игры

Как только Nintendo анонсировала, что за Mario Kart World придётся отдать $80, практически все индустриальные аналитики сошлись во мнении, что другие крупные издатели тоже быстро поднимут цены на свои игры. Что любопытно, $80 — это на самом деле не новая стандартная цена всех будущих эксклюзивов Nintendo, а скорее исключение. Например, цена Donkey Kong Bananza, выходящей после Mario Kart World, остаётся на уровне $70. Президент американского подразделения Nintendo Даг Баузер (Doug Bowser) в интервью следующим образом объяснил новую ценовую политику компании:

Мы будем рассматривать каждую игру отдельно — внимательно оценивать, сколько труда было вложено в разработку, насколько широк и глубок геймплей, насколько игра актуальна и насколько сильно она побуждает возвращаться к ней снова и снова. Все эти факторы имеют значение… Так что, думаю, можно ожидать, что цены будут варьироваться. Мы не установили единого ценового ориентира.

Хотя Nintendo и не планирует продавать все игры за $80, одного только нового ценника на Mario Kart World, похоже, оказалось достаточно, чтобы преодолеть определённый психологический барьер. И вот уже Microsoft объявила, что некоторые из её игр, выходящих в конце года, тоже будут стоить $80.

Насколько повышение цен на игры оправданно? Ведущие эксперты давно предупреждали, что оно неизбежно случится. Разработка ААА-проектов стала слишком дорогой. Бюджеты выросли настолько, что некоторые значительно превышают $300 миллионов с учётом затрат на разработку и маркетинг. Также не стоит забывать про инфляцию и экономические проблемы, которые только ухудшаются из-за той же тарифной войны. В новых условиях компании вынуждены скорректировать цены, чтобы сохранить прибыльность.

Другое дело, что далеко не все разработчики и индустриальные аналитики согласны с тем, что бюджеты в $300 миллионов — это новая норма, с которой следует мириться. Многие полагают, что издатели сами загнали себя в угол, выделяя такие средства на разработку ААА-игр, когда можно было обойтись в разы меньшими расходами. В своей недавней статье для Bloomberg журналист Джейсон Шрайер (Jason Schreier) привёл в пример Clair Obscur: Expedition 33, Blue Prince и Split Fiction как отличные игры с нераздутыми бюджетами и, соответственно, адекватными ценниками.

***

Конечно, со всеми этими новостями может показаться, что будущее игровой индустрии выглядит угрюмо. Особенно когда невозможно дать точный прогноз, как события будут развиваться дальше. Но наиболее вероятно, что рост цен просто приведёт к тому, что геймеры станут более критично выбирать ААА-релизы, оправдывающие $80, чаще покупать проекты среднего бюджета по типу Clair Obscur: Expedition 33 и больше полагаться на свои бэклоги и подписки по типу Game Pass.

А ещё, судя по всему, игроков станет сложнее убедить в необходимости обновить консоль или PC, если цены на игровые устройства и комплектующие продолжат расти. Поэтому не исключено, что нынешнее поколение может затянуться дольше, чем планировалось изначально.

А что думаете вы? Насколько вас волнует рост цен на любимое хобби? Расскажите в комментариях.

Сколько в среднем новых релизов вы покупаете ежегодно?

Пройти опрос
Комментарии 10
Оставить комментарий
1 месяц
Ожидается что в западе теперь будет только хуже
Ответить
1 месяц
Не играю в новинки, самые дорогие купленные в 2025 году это Джедай Сюрвайвл за 800р и Дез Стрендинг директорс кат за 1300р. А до этого самая дорогая была лишь РДР2 за 2000р.
Так что пофиг на их повышения🤣
Ответить
1 месяц
В первой голосовалке почему-то нельзя несколько пунктов выбрать... Все три пункта меня остановят — и дороговизна консоли и дороговизна игр и отсутствие интересных мне эксклюзивов.
Ответить
1 месяц
Ну пусть делают сколько влезет цену на игры...Нормальный человек не будет платить бредовые цены,за бредовые игры...И торрент никуда не делся!Какая разница сколько стоит игра если можно играть бесплатно!
Ответить
1 месяц
Цены на билеты в кино так не растут, хоть там затраты давно высокие, а окупаемость у игр тоже хороша. Про рост бюджета игр AAA 🙀 отмазка недостойная. Изначально бы столько не тратилось без расчёта на крупные прибыли.
Ответить
Последняя купленная игра Ведьмак 2007 года, а всего куплено 2 лицензии — Ведьмак и Проклятые земли за 30 лет игрового стажа. И в стиме нет аккаунта, вот так-то и играемся, любимые игры — Готика 2 и Герои 3.
Ответить
1 месяц
Ну, можно собрать 100 разработчиков с зарплатой в миллион в год, 10 менеджеров с зарплатой 3 миллиона и директора с зарплатой в 20 миллионов. Итого в год будет только на зарплату 150 миллионов. Делать игру 5 лет и уйдет 750 миллионов только на зарплату, конечно потом можно поднывать, что 60 долларов за игру не окупят разработку. Понятное дело, что все участники разработки хотят вкусно есть, сладко пить, ездить на хороших тачках и т. д. Но так можно бесконечно цену увеличивать — хотелки только растут.
Ответить
1 месяц
Цены растут в секторе железа, как и в любом другом. Это закон развитого капитализма. Медленно — иногда и скачками, — но уверенно повышать цены на всё
Ответить
.,.
1 месяц
Я сижу на пс4, мне норм. Не планирую переходить на более новые консоли.
Ответить
1 месяц
Цены конечно растут, без сомнения, как у меня достаточно большая библиотека и прохожу все не спеша, за новиночками не гоняюсь, но кровные трачу с удовольсвием на действительно хорошие игровые произведения искусства!
Ответить