Обзор South of Midnight. Одна из самых стильных и уютных игр 2025 года

Так уж вышло, что South of Midnight общественность невзлюбила еще на стадии анонса. Игру сразу окрестили «Forspoken 2» и «woke-недоразумением». Масла в огонь подлили инсайдеры, рассказавшие об активном участии в разработке компании Sweet Baby Inc, из-за чего авторам пришлось переписать сценарий и изменить расу главной героини. В итоге до самого релиза South of Midnight мало кого интересовала, и даже мы не ждали от нее ничего выдающегося. Однако после прохождения наше мнение кардинально изменилось, и теперь мы с уверенностью заявляем: этот проект заслуживает вашего внимания! Почему — в этом обзоре.
Лучшая презентация Глубокого Юга
Студия Compulsion Games, основанная выходцем из Arkane Studios, известна по проекту We Happy Few — неоднозначной приключенческой игре с запутанным геймдизайном, вторичными механиками, но потрясающим сюжетом и уникальной атмосферой. Это наглядно демонстрирует, в чем разработчики действительно сильны, а в чем — не очень. South of Midnight лишь подтверждает этот расклад. Перед нами яркое и запоминающееся путешествие по фольклору американского Юга, с живой историей и новаторской художественной подачей, но без изюминки в игровой механике и спорными решениями, которые не позволяют проекту подняться до уровня лучших игр индустрии. Хотя South of Midnight, скорее всего, пройдет мимо большинства игроков, это самый запоминающийся эксклюзив Xbox на данный момент (по крайней мере, до выхода новой Doom).
Действие игры происходит в вымышленном городке Просперо, расположенном в Глубоком Юге США — регионе, напоминающем Луизиану с ее болотами, старыми плантациями и богатым фольклором. Главная героиня, Хейзел, готовится к эвакуации из-за приближающегося наводнения, но в момент, когда она отлучается помочь соседям, стихия уносит ее дом вместе с матерью. Погоня оказывается безуспешной, и девушка вынуждена обратиться к своей бабушке — властной и загадочной женщине, которая обещает помочь, но лишь после того, как утихнет буря.
Оказавшись в особняке бабушки, Хейзел переживает странный сон, после которого начинает видеть мир иначе: реальность предстает перед ней как «Великий Гобелен» — ткань, сотканная из судеб, местами порванная или искаженная. Вскоре она обнаруживает, что принадлежит к древнему роду Ткачей — людей, способных чинить эти разрывы и защищать мир от Хэинтов, темных сущностей, проникающих сквозь повреждения в Гобелене.
Получив магические инструменты — огромные крюки, способные переплетать нити реальности, — Хейзел отправляется на поиски матери. Ее путь пролегает через мистические болота и заброшенные поселения, где она сталкивается с существами из южного фольклора, каждый из которых олицетворяет какую-то человеческую трагедию.
Подача истории в South of Midnight напоминает Alice: Madness Returns от Американа Макги (American McGee) — насыщенный набор мифов и мини-историй, переплетенных основной сюжетной линией. Только вместо английского фольклора здесь южная готика, ранее почти не исследованная в играх (исключение — Alone in the Dark) и лишь мельком упоминавшаяся в сериалах вроде «Настоящего детектива» (True Detective).
Мифические существа в игре олицетворяют пороки и проблемы современных людей. Каждая глава — интерпретация городских легенд, передающихся из поколения в поколение. Например, босс одной из глав, крокодил-людоед по имени «Двупалый Том», взят из страшилок жителей Флориды и Алабамы. Лугару, в луизианском фольклоре часто изображаемый как человек с волчьей головой, здесь предстает жутким гибридом человека и совы. Ближе к финалу игроки встретят «Обнимающую Молли» — легендарное существо, которое в реальности хватало людей и кричало им в ухо, а в игре превратилось в монстра, похищающего детей. Разработчики сделали каждую историю доступной и понятной, не заставляя игроков гуглить, кто такие Бенджи и Ревень и в чем суть их конфликта. При этом оригинальная легенда о двух братьях куда более запутанная и мрачная.

Путешествуя по болотам и забытым богом уголкам игровой Луизианы, вы увидите настоящий Глубокий Юг: старый, жуткий, готический, но при этом невероятно притягательный. Хотя изначально разработчики хотели сосредоточиться на фольклоре, консультанты из SBI добавили в игру реальные исторические отсылки. Исследуя заброшенные дома вдоль залива, вы будете находить уведомления о выселении чернокожего населения белыми захватчиками. Тема рабства поднимается неоднократно, а высказывания об экономическом неравенстве мелькают почти в каждой сцене. Вместо органичного вплетения этих вопросов в повествование, консультанты выставили их на первый план, затмив более интересные задумки авторов. Через пару часов мы перестали воспринимать эту «писанину» как нечто значимое, сосредоточившись на мини-историях от сценаристов Compulsion Games.
Мини-сюжеты South of Midnight подаются в формате отдельных эпизодов сериала, в конце каждого из которых героиня делает вывод. Несмотря на их великолепие, основная история кажется пресной и предсказуемой. Очевидно, что главную героиню и ее мать заменили в процессе разработки и полностью переозвучили. Вы не раз заметите нестыковки, а явные намеки на сюжетные повороты, которые казались логичными, так и не реализуются из-за переписанного сценария. В результате основной нарратив ощущается рваным и недоработанным. Многие моменты остаются нераскрытыми, а финал и вовсе обрывается на полуслове.

И все же, несмотря на спорный сюжет, South of Midnight производит сильное впечатление. Игра правдиво показывает американский Юг — регион с богатой культурой и сложной историей. По сути, это своеобразный путеводитель, где игроку демонстрируют знаменитые болота, заброшенные деревни у рек, промышленные предприятия, Бурбон-стрит — сердце Нового Орлеана — и, конечно, легендарный круизный пароход, визитную карточку Луизианы. Хотя Глубокий Юг по многим причинам опасен для туристов, он притягивает своей мистикой и духовным очарованием. Compulsion Games удалось передать атмосферу региона и показать лучшие стороны готической глубинки, дополнив ее оригинальной интерпретацией местного фольклора.
А вы целенаправленно ждали South of Midnight?
Геймплей без излишеств
С точки зрения геймплея South of Midnight довольно проста — это линейное приключение, сочетающее платформенные секции и сражения на аренах. Локации прямолинейны и с минимумом ответвлений, в которых обычно спрятаны ресурсы для прокачки. По структуре игра больше всего напоминает Uncharted и уже упомянутую Alice: Madness Returns, что немного обидно, ведь ей бы идеально подошел полуоткрытый мир в духе последних Tomb Raider. Тем более Глубокий Юг — уникальное для игр место, а локации здесь живописные и детализированные.
В арсенале Хейзел множество ткацких способностей, помогающих быстро перемещаться по обширным уровням. Разработчики выдают их постепенно, чтобы удивлять новыми возможностями. Сначала вы научитесь двойному прыжку и планированию, как в The Legend of Zelda: Breath of the Wild, затем бегу по стенам, как в Prince of Persia, потом сможете цепляться за особые точки и скользить по воздуху, как в Prototype, и так далее. При этом South of Midnight не перегружает игрока сложными платформенными испытаниями, не заставляет просчитывать каждый шаг.
Неожиданно, но Compulsion Games создала платформер с отзывчивым управлением. Хейзел мгновенно реагирует на команды, и за все прохождение у нас не возникло проблем с преодолением препятствий. Лишь изредка героиня не цеплялась за уступы, но обычно это происходило из-за неудачного угла. В целом платформинг комфортный и ненапряжный. Лишь ближе к финалу, когда разработчики начали комбинировать способности, не предлагая новых механик, стало слегка утомительно бегать по стенам и парить на планере.
После четвертой главы Хейзел получает ожившую игрушку Крутона, которого можно бросать через препятствия и управлять им на расстоянии. С ним открываются дополнительные испытания — мини-подземелья, где нужно добраться до рычага или ресурса, избегая ловушек и опасных муравьев. Каждое подземелье получилось уникальным по сложности и задумке.
А вот боевые секции — слабое место South of Midnight. Сражения происходят на изолированных аренах, где волнами нападают Хэинты — демонические воплощения человеческой боли и печали, постепенно захватывающие родной город героини. Поначалу кажется, что врагов всего три типа, но их разнообразие растет по мере прохождения. Одни атакуют в ближнем бою, другие заражают местность порчей, запускают взрывоопасных мух или усиливают сородичей.
У Хейзел есть несколько боевых приемов: «Плетение» оглушает врагов, а «Нитевый захват» и «Нитевый толчок» позволяют притягивать и отталкивать противников. Крутон тоже помогает в бою: если бросить его во врага, он вселится в него и начнет атаковать остальных.
В игре есть простая система прокачки: можно улучшить способности и открыть новые навыки, например, двойной рывок или удар по площади. Для этого нужно собирать «хлопок», исследуя локации. К сожалению, навыков мало, и нет возможности экспериментировать с билдами. Из-за этого боевые сцены ощущаются стерильными и быстро надоедают своим однообразием.
При этом сама боевая система увлекательна и отзывчива. Анимации ударов, спецприемов и добиваний выглядят эффектно. Нужно постоянно маневрировать, чтобы не получить удар в спину. Обидно, что разработчики не развили потенциал системы, ограничившись шаблонными аренами.
Игра предлагает несколько сражений с боссами, заметно отличающихся от стандартных боевых арен. Например, противостояние с аллигатором требует точных уворотов от атак и своевременного использования колокольчика для временного оглушения противника. Бой с Лугару выполнен в лучших традициях FromSoftware — с необходимостью выверенных уклонений и реакций на неожиданные атаки. Хотя поведение боссов строится на предсказуемых паттернах, что снижает общую сложность, эти схватки вносят долгожданное разнообразие в довольно однообразный игровой процесс.
Геймплей South of Midnight следует четко заданному циклу на протяжении всего прохождения: платформенный участок сменяется боем, затем следует исследовательская фаза с собиранием записок и дневников местных жителей, после чего цикл повторяется — снова платформинг, очередное сражение и в завершении главы напряженный забег от преследующего противника по линейной локации. Вероятно, после неудачного опыта с экспериментальным геймплеем We Happy Few, разработчики решили не рисковать и взяли за основу проверенную формулу. Парадоксально, но при наличии отличной базы — продуманной боевой системы, интересных механик и детализированных локаций — Compulsion Games сознательно ограничила себя рамками шаблонного подхода, опасаясь провала. Это особенно досадно, ведь при более смелом дизайнерском решении South of Midnight могла бы претендовать на звание аналога The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Болотные топи в лучах заката
С визуальной точки зрения South of Midnight — это полноценный интерактивный мультфильм. Графический стиль сочетает в себе выразительность мультсериала «Аркейн» (Arcane: League of Legends) с характерной покадровой анимацией в духе «Человека-паука: Через вселенные» (Spider-Man: Into the Spider-Verse). Отказавшись от модного фотореализма в пользу рукотворной рисованной эстетики, разработчики сделали абсолютно правильный выбор. Визуальный ряд действительно безупречен.
Каждая локация представляет собой тщательно проработанное живописное полотно, побуждающее к тщательному исследованию мира. Болотные топи переливаются акварельными разводами в лучах заката. Стилизованная Бурбон-стрит, перенесенная в мир сновидений, сочетает архитектурные мотивы исторического Нового Орлеана с психоделическими неоновыми вывесками. Даже гроза здесь выглядит ожившей гравюрой — молнии не просто сверкают, а словно выцарапаны на небе.
Техника имитации масляной живописи не просто украшает картинку — она принципиально отличает South of Midnight от других проектов, созданных на Unreal Engine 4. Персонажи выполнены в уникальном стиле, сочетающем традиции южного импрессионизма с намеренно «грубоватой» анимацией, что создает впечатление ручной работы. Даже игровые анимации демонстрируют высочайший уровень проработки: движения персонажей естественны и пластичны, без малейших швов между переходами. Такой подход делает пребывание в игровом мире по-настоящему комфортным.
Фирменная стилизация придает проекту узнаваемый авторский почерк, позволяющий South of Midnight выделиться среди множества других игр. Художникам Compulsion Games удалось создать один из самых визуально самобытных проектов последнего времени, где артистичная подача гармонично сочетается с богатством эстетических решений, вдохновленных легендами американского Юга.
Визуальную составляющую идеально дополняет саундтрек, органично соединяющий сюжет, игровой процесс и графику в единое художественное целое. Каждая локация и второстепенная сюжетная линия сопровождаются индивидуальными музыкальными композициями и вокальными партиями, мастерски усиливающими эмоциональное воздействие. Звуковая палитра игры включает все необходимые элементы для создания аутентичной атмосферы южной готики: от меланхоличного блюза и мрачноватого дарк-джаза до народного блюграсса, традиционных американских мелодий, хорового пения, торжественного церковного органа, задушевного банджо и проникновенной скрипки. Особого внимания заслуживают тексты песен, тщательно адаптированные под конкретные сюжетные моменты.
Что до технического исполнения, то South of Midnight демонстрирует отличную оптимизацию. Игра стабильно поддерживает 60 FPS даже на компьютерах средней мощности при высоких настройках графики. В процессе тестирования мы столкнулись лишь с единичным случаем вылета на рабочий стол без сообщения об ошибке. Других существенных проблем обнаружено не было. Можно сказать, что разработчикам из Compulsion Games удалось создать технически почти безупречный продукт.
Будете ли вы играть в South of Midnight?
***
South of Midnight — это самая стильная и уютная игра в линейке Xbox. Проект, изначально встреченный скептически, превзошел все ожидания, представив уникальную интерпретацию фольклора американского Юга — такую глубину раскрытия этой темы не демонстрировал ни один другой медийный продукт. Игра сочетает потрясающую визуальную составляющую с одним из лучших саундтреков в современной игровой индустрии. Второстепенные сюжетные линии трогают до глубины души и вызывают яркие эмоции, в то время как основной сюжет, несмотря на заметное вмешательство Sweet Baby Inc, сохраняет качественную постановку и масштаб, достойный дорогостоящего анимационного фильма.

С точки зрения геймдизайна все менее радужно. Игра предлагает увлекательный, хотя и достаточно простой, платформенный игровой процесс, где разнообразные способы перемещения всегда ограничены линейной структурой локаций. Боевая система отточена до блеска, но страдает от недостатка вариативности — большинство схваток следуют одинаковому сценарию, не используя весь потенциал заложенных возможностей.
Несмотря на все составляющие настоящего шедевра, разработчики из Compulsion Games, наученные горьким опытом We Happy Few, предпочли не рисковать. Вместо смелых экспериментов они заключили свои идеи в безопасные рамки традиционного приключения — пусть и выполненного с безупречным вниманием к визуальной составляющей и повествованию. Этот осознанный консерватизм вызывает некоторое сожаление, ведь при более смелом подходе проект мог бы претендовать на гораздо большее. Тем не менее, South of Midnight убедительно демонстрирует мастерство студии, заставляя с нетерпением ждать их следующей работы, в которой, будем надеяться, весь потенциал раскроется в полной мере.
-
South of Midnight уже можно скачать на Xbox Series X/S
-
Показан сюжетный трейлер South of Midnight
-
Создатели We Happy Few показали свежий геймплей экшена South of Midnight
-
Превью South of Midnight и Clair Obscur: Expedition 33 — всё, что известно
-
Великолепное приключение с «но»: появились оценки South of Midnight от авторов We Happy Few
-
ТОП-25 лучших модов на Minecraft, в которые обязательно стоит сыграть