Обзор Indiana Jones and the Great Circle. Всё просто — одна из лучших игр 2024 года

Indiana Jones and the Great Circle — одна из самых оригинальных игр этого года, которую Microsoft бездарно «выкинула на мороз» (игра вышла в декабре) без нормальной маркетинговой кампании и в самый неудачный для гейминга период. А ведь это, на минуточку, идеальное и правильное возвращение классической «Индианы» со времен третьего фильма: с продуманным и детализированным окружением, воссозданной киношной атмосферой, молодым Харрисоном Фордом (Harrison Ford), знаковым саундтреком, занимательными головоломками и лихо закрученным сюжетом.

Несмотря на то, что в коллекции Xbox появилась еще одна игра, которая получила высокие оценки прессы и признание фан-базы, мимо широкой аудитории она прошла практически незамеченной. Игра даже не попала в тир-лист The Game Awards из-за поздней даты релиза, хотя шансы на победу у нее могли быть очень высокими. В этом обзоре мы расскажем, почему на Indiana Jones and the Great Circle нужно обратить внимание, даже если вы никогда не были поклонником вселенной Индианы Джонса.

Как Тодд Говард спас культовую серию

Индиана Джонс — самый известный археолог в мире, придуманный Джорджем Лукасом (George Lucas) и сыгранный актером Харрисоном Фордом. Один из самых знаковых кинематографических персонажей всех времен, чьи захватывающие приключения с экшеном, юмором и историческими открытиями покорили не одно поколение зрителей по всему миру. И несмотря на откровенно плохое возвращение франшизы в виде «Королевства хрустального черепа» (The Kingdom of the Crystal Skull) и «Колеса судьбы» (The Dial of Destiny), характер персонажа всегда оставался неизменным: обаятельный, остроумный и харизматичный археолог, готовый в любую минуту сорваться с места и отправиться на поиски загадочного артефакта, способного уничтожить все живое на планете, если случайно попадет в «плохие руки».

Оригинальная трилогия режиссера Стивена Спилберга (Steven Spielberg) довольно быстро обрела культовый статус и вдохновила не только кинотворцов, но и разработчиков видеоигр. Например, в серии Uncharted характеры персонажей, сюжетные ходы и многие зрелищные сцены были буквально дословными цитатами. Достаточно лишь вспомнить погоню за грузовиками из четвертой части, которую Naughty Dog подсмотрела в фильме «В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark).

Эта сцена из Raiders of the Lost Ark послужила основой для эпичной погони в Uncharted 4

Однако новые кинокартины, а именно «Королевство хрустального черепа» и «Колесо судьбы», были встречены весьма неоднозначно, так как их снимали по совершенно новым стандартам голливудского производства. Введенные в сюжет инопланетные заговоры, а также чрезмерное количество компьютерной графики, унылые диалоги и нереалистичный экшен сильно исказили изначальное видение оригинальной фабулы. Основанная на мифологии реального мира и древних цивилизациях франшиза, превратилась в фантастический блокбастер без намека на приземленность. В конечном счёте, образ Индианы Джонса перестал казаться аутентичным и естественным. Цифровой век явно не место для археолога-авантюриста.

В основном сюжете даже засветился небезызвестный Бенито Муссолини

После финансового провала «Колеса судьбы» в 2023-м году Disney отказалась от идеи развития серии дальше. «Эпоха Индианы Джонса» могла закончиться на совсем уж печальной ноте, если бы на горизонте не появился Тодд Говард (Todd Howard), который захотел возродить героя в его классическом амплуа. Еще в 2009 году «папа» The Elder Scrolls и Fallout пытался получить права на франшизу у Джорджа Лукаса, но только спустя 12 лет Lucasfilm Games и Bethesda Softworks заключили соглашение. Последняя в 2021-м активно занималась развитием Starfield, поэтому разработку игры доверили шведской MachineGames, а Тодд выступил в роли продюсера и автора сюжета.

Визуально игра очень похожа на Wolfenstein 2

MachineGames известна многим игрокам по серии Wolfenstein. И несмотря на то, что разработчики в основном специализируются на шутерах от первого лица, The Great Circle не стала очередным «мясным» экшеном с отстрелом нацистов. Большая часть сотрудников студии состоит из выходцев Starbreeze, которые отвечали за разработку других, не менее знаменитых серий — The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay и The Darkness. Именно эти игры стали источниками вдохновения для проекта по вселенной Indiana Jones. Авторы намеренно отказались от уже заезженной фабулы приключенческого блокбастера в духе Uncharted, сосредоточившись на реализации более важных механик, которые выделяют Индиану среди персонажей-археологов.

В итоге у MachineGames получилась игра, жанр которой сложно объяснить двумя словами. Большую часть времени главный герой исследует огромные локации, собирает предметы, разгадывает головоломки и скрытно пробирается на закрытые от посторонних глаз территории. Довольно непривычный набор механик для проекта по франшизе, которая когда-то вдохновляла авторов Tomb Raider и Uncharted. С одной стороны, Immersive sim во вселенной Indiana Jones — звучит очень круто. С другой — игры в подобном жанре зачастую едва ли окупают затраты на производство. Их банально сложно рекламировать.

Без зрелищных сцен игра не обошлась

Вплоть до самого релиза многие задавались вопросом: что собой представляет The Great Circle и почему мы должны ждать выхода? А руководство Xbox вместо того, чтобы внятно объяснить геймдизайн грядущей игры, просто «забило» на пиар-кампанию, ничего не рассказывая о проекте до самого выхода. Ничего удивительного, что The Great Circle не собрала большую аудиторию в Steam и быстро выбыла из инфополя после релиза. И это грустно, ведь у MachineGames получилась «настоящая» четвертая часть франшизы, которую в свое время не смогли реализовать Спилберг с Джеймсом Мэнголдом (James Mangold).

Какие фильмы из франшизы «Индиана Джонс» вы смотрели?

(можно выбирать несколько ответов)
Результаты

Лучший фильм об Индиане Джонсе, который никогда не выходил на больших экранах

Сюжет The Great Circle разворачивается во временном промежутке между первым и третьим фильмами. Он начинается с короткого флешбэка, который дает поучаствовать в культовой сцене с кражей артефакта и побегом от гигантского валуна из Raiders of the Lost Ark. После чего события переносятся в колледж Маршалла, в который под покровом ночи вламывается гигант по имени Локус. Он крадет статуэтку в виде кошки, избивает Инди и сбегает через окно. Очнувшись утром, Джонс принимает решение вернуть похищенный артефакт — и отправляется в путешествие.

Та самая культовая сцена в игровой интерпретации

Ключевой особенностью всех историй про Индиану Джонса всегда являлась отчаянная гонка за артефактом, который нацисты хотят использовать в личных целях, получив преимущество, способное помочь им завоевать мир. И The Great Circle не стала исключением из правил. В пропавшей статуэтке лежал элемент, связанный с мифическим «Великим кругом» — серией древних реликвий, которые даруют невообразимую силу. Конечно же, нацисты заинтересованы в поиске артефактов, поэтому Инди предстоит помешать злодеям исполнить коварный план и собрать оставшиеся элементы «Великого круга» до того, как они попадут в плохие руки.

The Great Circle очень умело вписана в хронологию между классическими фильмами, успешно эксплуатируя хаотичную мифологию франшизы. Фанаты серии будут постоянно сталкиваться с отсылками и намеками на уже знакомых персонажей. А новые герои получились ничуть не хуже, чем в старых картинах Лукаса и Спилберга. Напарница Джина — очень харизматичная и приятная в общении девушка, которая будет путешествовать с Инди на протяжении всего приключения. В отличии от других современных игр, она не напрягает сложным характером, не пытается продвигать современные тенденции и всячески помогает Инди даже в самых опасных и рискованных ситуациях. Новый злодей — археолог-оккультист Эммерих Фосс — главная изюминка всего проекта. Он своей безупречной харизмой затмил практически всех антагонистов, которые были в серии. Чего только стоят его восхитительные перепалки с высокопоставленными лицами и нелепые попытки психологических манипуляций.

Джина — верная напарница Инди в The Great Circle

Ключевое достоинство истории The Great Circle в великолепной игре актеров. Трой Бейкер (Troy Baker) настолько точно повторил голос Харрисона Форда, что вы даже не заметите подмены. Дэвид Шонесси (David Shaughnessy) безупречно заменил умершего в 1992 году Денхолма Эллиотта (Denholm Elliott), который в оригинальных фильмах исполнял роль покровителя Индианы и верного товарища Маркуса Броуди. В свою очередь Мариос Гаврилис (Marios Gavrilis) сделал злодея Фосса живым и многогранным. Большинство диалогов происходят в продолжительных и хорошо поставленных катсценах, которые ничуть не уступают проектам с более высокими бюджетами.

Местная история ничуть не хуже классической трилогии по качеству и содержанию. Постановка, освещение и даже цветовая гамма воссозданы с невероятной точностью и с любовью к оригиналу. Представьте, что вам довелось посмотреть фильм, который Спилберг и Лукас сняли в 80-е, но решили не выпускать до лучших времен. Сюжет получился интригующим, а основной поворот, который открывает истинное предназначение «Великого круга», приводит в восторг. Местная музыка воссоздает классические мотивы, написанные Джоном Уильямсом (John Williams), но при этом не уходит в полное копирование. MachineGames провела огромную исследовательскую работу и создала игру, которая больше похожа на оригинальную кинотрилогию, чем на современные сиквелы. The Great Circle даст фанатам то, чего не смог дать «Дисней» со своим «Колесом судьбы» в 2023 году — возвращение легенды без лишний воды и чрезмерной фантастики.

Лицо Инди существенно улучшили и доработали. На первых демонстрациях главный герой выглядел просто ужасно

Археологический иммерсив-сим

С геймплейной точки зрения The Great Circle проще охарактеризовать как «симулятор Индианы Джонса», где археология, решение головоломок и преодоление препятствий играют куда большую роль, чем погони, взрывы и сражения с противниками. Основа игрового процесса сосредоточена на неспешном исследовании и скрытности. Большую часть времени вы будете аккуратно пробираться на закрытые территории, нейтрализовывать кулаками или оглушать подручными предметами противников, разгадывать загадки, заниматься акробатикой с использованием хлыста и общаться с большим количеством персонажей. Стрельба и экшен становятся крайней мерой, которая зачастую приводит к плачевным последствиям.

Гиза получилась очень реалистичной. Вы даже можете подойти к пирамиде и оценить ее величие

Структурно проект делится на две составляющие: прохождение линейно-повествовательных уровней и исследование обширных локаций с иммерсивной нелинейностью в духе Deus Ex. Необычная для приключенческих игр перспектива от первого лица дает больше возможностей. Каждая локация ощущается более реалистичной и естественной. Вы «своими глазами» можете оценить масштаб пирамид в Гизе и всю красоту Ватикана. Миссии на гигантском линкоре, застрявшем на вершине горы в Гималаях, и побег из Шанхая на истребителе получились куда более зрелищными, чем в других приключенческих играх — игрок не смотрит на происходящее со стороны, а непосредственно участвует во всём.

Вид от первого лица дал разработчикам больше простора в реализации головоломок. После ремейка Silent Hill 2 мы думали, что умнее загадок в этом году уже не увидим. Но MachineGames проявила изобретательность и тоже заставила шевелить мозгами. Пару раз даже пришлось доставать бумагу с карандашом, чтобы производить вычисления. Подбирая артефакты, подсказки или записки, вы будете напрямую манипулировать предметами и собственноручно размещать их в нужных для решения головоломки местах. Иногда The Great Circle напоминает классический квест из 90-х, где загадки с предметами были основой геймдизайна. К слову, в начале игры есть возможность снизить сложность головоломок, если не хочется тратить много времени на поиск правильного решения.

Большую часть времени вы проведете на трех крупных локациях: Ватикан, Гиза и Сукхотай. Каждая наполнена множеством дополнительных активностей, загадками и интересными местами. Второстепенные квесты выполнены ничуть не хуже основных. Для каждого такого задания разработчики создали уникальные катсцены, локации и геймплейные ситуации. Вдобавок они зачастую связаны с основной историей и раскрывают больше сюжетных деталей. Например, отправившись исследовать загадочные взрывы в джунглях, вы наткнетесь на бывшую ученицу Инди, которая пытается добыть древний демонический артефакт. А изучение одной из многочисленных гробниц превратится в галлюциногенный забег по колледжу Маршалла, который ранее появлялся в «Последнем крестовом походе» (The Last Crusade).

Ватикан

К сожалению, остальные занятия, которые не относятся к сюжетным ответвлениям, получились однообразными и по-своему «душными». Все эти подпольные бойцовские клубы, поиски пропавших кошек, сбор табличек, коллекционирование пропавших экспонатов и поиски решений мини-загадок не дают особых наград за старания. Да, за каждую активность вы будете получать определенное количество очков опыта, которые можно потратить на улучшение характеристик и способностей Инди. Вот только для получения определенных навыков придется буквально «пылесосить» локации и собирать учебники, без которых нельзя приобрести способности.

Огромный список книг, которые нужно искать на локациях, чтобы прокачать способности персонажа

И если в Ватикане еще можно было вытерпеть задание с поиском дневника монахини, то в Гизе нам выдали примерно те же поручения и предложили заново зачистить всё пространство от записок и артефактов. А локации в The Great Circle немаленькие, бегать туда-сюда придется постоянно. Вдобавок большую часть времени приходится ходить на корточках и избегать прямых столкновений с противниками, и времени на каждую дополнительную активность уходит немерено. Конечно, можно обойтись без прокачки и пробежать игру строго по сюжету, но тогда вы пропустите уйму интересных способностей, которые преображают игровой процесс.

Второстепенных заданий довольно много, но не все они могут похвастаться увлекательным игровым процессом

На больших картах есть несколько закрытых локаций, на которые можно попасть несколькими способами. Да и в целом прохождение миссий зачастую полностью зависит от изобретательности игрока. Не забываем, что у нас тут Immersive sim. Например, в Ватикане нужно спасти паренька, которого фашисты заперли в одиночной камере. Пробраться на закрытую территорию, где находится карцер, можно несколькими способами. Во-первых, проскочить по строительным лесам, воспользовавшись хлыстом. Во-вторых, обойти блокпост, проползти под зданиями и выбраться в нужное место через люк в полу. В-третьих, отыскать на локации форму чернорубашечника и спокойно пройти мимо охраны. В-четвертых, выманить шумом всех солдат из лагеря и спасти паренька. Наконец, можете просто ворваться с кулаками на территорию и в стиле Джона Уика избить всех врагов подручными средствами. В крайнем случае доставайте револьвер и устройте кровавую расправу над фашистами. Единственный минус: на шум сбегутся вообще все противники с карты.

Да, у главного героя всегда при себе револьвер (иногда другой пистолет, зависит от маскировки) с ограниченным количеством патронов. Боеприпасы на него найти тяжело, да и перезарядка очень затянутая. Поэтому в перестрелках вы зачастую будете подбирать вражеские винтовки, автоматы и дробовики. Вот только таскать их с собой можно до тех пор, пока не потребуется освободить руки для интерактивного действия. Нужно использовать бинт для перевязки? Выбрасывайте предмет из рук и затем выполняйте действие. Особенно расстраивают моменты, когда на локации находишь мощную кувалду, способную вырубать фрицев одним ударом, а потом вас заставляют забраться по лестнице, из-за чего главный герой вынужден выбросить находку.

Вы можете пройти игру, убивая всех подряд. Никто вас за это не накажет

Что касается ближнего боя, то он реализован в духе Escape from Butcher Bay, но с менее жестокими добиваниями и «смачными» звуками из боевиков 80-х. Вы можете блокировать и парировать удары, соблюдая тайминги, а также наносить быстрые и мощные оплеухи. Вдобавок ко всему, Инди может использовать кнут, чтобы быстро обезоружить врага и оглушить его на достаточно долгий по времени промежуток. Всегда есть возможность быстро подхватить из рук выпавшее оружие и отлупить им же его владельца. Хлыст вообще полезная штука. Он часто используется в головоломках и акробатических трюках. А если его прокачать, то можно одним ударом «вырубать» нацистов и не заниматься поиском ближнебойных предметов.

Случайно потревожили охрану. Пришлось импровизировать

Единственный минус в местной боевке — система выносливости, которая тратится практически от любого действия. Бег, карабканье, удары руками и даже использование хлыста отнимают силы у главного героя. Из-за этого всегда создаются паузы во время экшена, во время которых вы вынуждены ждать или прятаться, пока толпы не самых умных «болванов» пытаются что-то сделать в ответ. Вы можете увеличить шкалу выносливости за счет поедания фруктов и прокачки, но даже этого не хватает, чтобы забыть о ней навсегда.

В каждом регионе свой набор выпечки. Вы даже можете найти на локации рецепты изысканных блюд

Платформенные секции с акробатикой получились эффектными, но в то же время неуклюжими. Индиана, в отличии от Нейтана Дрейка, ощущается более реальным и живым. Он не умеет резво прыгать по уступам и молниеносно перемещаться по карнизам на руках. В каждом действии чувствуется вес главного героя и инерция. Во время акробатических кульбитов камера переключается на вид от третьего лица, что создает немало проблем при сложных пируэтах. Например, двойной прыжок на хлысте через пропасть зачастую приводит к случайному падению, так как камера постоянно переключается с одного ракурса на другой, а мозг банально не успевает перестроиться.

Если особо не засиживаться на открытых локациях, то проблем с провисанием темпа в The Great Circle вы не заметите. Разработчики равномерно структурировали игру, поэтому механики не успевают приесться и надоесть. Например, сначала вы медленно исследуете окружение, читаете записки и общаетесь с персонажами, после этого идет стелс-сегмент, который плавно перетекает в акробатику. Затем может начаться сегмент со стрельбой или настоящий блокбастер с прыжками с самолета на самолет. Механики перетасовываются или наслаиваются друг на друга, делая общий игровой процесс многогранным и разнообразным. Иммерсивность и нелинейная структура локаций не вгоняют в определенные рамки, позволяя самостоятельно выбирать, какой сегодня будет Индиана Джонс — тактик, боец или ниндзя.

В отличие от Uncharted и Tomb Raider, игра уделяет больше внимания исследованию, решению задачек и основной истории, нежели перестрелкам, скоростным погоням и блокбастерному наполнению. Это не американские горки с линейным прохождением, где геймдизайнер пальцем показывает на самые захватывающие места. The Great Circle предлагает свободу, позволяя по-настоящему примерить на себя роль археолога — того, кто изучает древние цивилизации, решает головоломки и ищет истину в забытых богом местах.

Техническая реализация

Indiana Jones and the Great Circle создана на движке Motor, кастомной версии id Tech 7. Местами игра выглядит потрясающе: пейзажи, в особенности Гизы и Шанхая, поражают детализацией и вниманием к деталям. Еще тут очень приятное освещение, которое задает настроение и создает атмосферу фильма из 80-х. Но если рассматривать картинку в целом, то это далеко не некстген. Например, в Ватикане очень много мест с упрощенной геометрией и низкой детализацией, которые сильно портят общее впечатление и мешают полному погружению.

Модели персонажей сделаны на высшем уровне. Индиана Джонс — точная копия Харрисона Форда. Разработчики использовали фотографии, предоставленные Lucasfilm, чтобы точно воссоздать его облик. Анимации в катсценах выглядят безупречно, но непосредственно в самой игре они не впечатляют. Противники ощущаются резиновыми болванчиками, а нейтральные персонажи зачастую стоят на одном месте и выполняют роль декорации. При этом все геймплейные анимации реализованы хорошо. Взаимодействовать с окружением — одно удовольствие.

У игры есть небольшие проблемы с отзывчивостью управления, но в целом The Great Circle недурно работает на ПК и Xbox. Игра достаточно неплохо оптимизирована, что обеспечивает плавный геймплей независимо от платформы. Багов мы не заметили, но, судя по новостям и жалобам игроков, они все же встречаются, в особенности в последнем акте сюжетной кампании. За всю игру у нас один раз случился казус, когда после загрузки Инди стоял спиной к нам, а игровой процесс так и не запустился.

Будете проходить Indiana Jones and the Great Circle?

Результаты

***

Indiana Jones and the Great Circle — настоящее возвращение классики! Игра мастерски передает дух оригинальных фильмов, предлагая богатое повествование, яркие локации и разнообразный игровой процесс. MachineGames в очередной раз доказала, что умеет создавать захватывающие приключенческие проекты, в которых органично сочетаются повествование, экшен и зрелищность. The Great Circle воссоздает все лучшее, что было в легендарной франшизе: от шрифтов с названием локаций до фирменной ухмылки Харрисона Форда.

Мы получили нестандартную приключенческую игру с сильным уклоном в иммерсивность. Эдакая «Deus Ex со шляпой и хлыстом», где стрельба и мордобой приносят меньше удовольствия, чем неторопливое исследование и продуманный маршрут в стелсе. Если вы будете играть как в боевик, то всё великолепие мгновенно разлетится на тысячи осколков. Но если вы будете придерживаться правил и вести себя как истинный Индиана Джонс, то The Great Circle не просто раскроется, но и покажет свои лучшие стороны.

+3
Сюжет
9.0
Управление
8.0
Звук и музыка
10
Локализация
9.0
Геймплей
9.0
Графика
9.0
9.0 / 10
Indiana Jones and the Great Circle — лучшее, что случалось с серией со времен выхода третьего фильма. Игра по франшизе не просто превзошла современные киношные сиквелы, но показала, как должно выглядеть грандиозное, умное, захватывающее и продуманное приключение в обертке качественного иммерсив-сима.
Плюсы
— Отличный сюжет;
— Приятная графика;
— Прекрасная игра актеров;
— Разнообразный геймплей;
— Занимательные головоломки;
— Великолепные локации и художественный стиль;
— Потрясающая музыка;
— Крутая детализация окружения;
— Хорошая локализация;
— Лучше всех последних фильмов про Индиану Джонса.
Минусы
— Незначительные баги в третьем акте сюжета;
— Местами неуклюжее управление;
— Много рутины во второстепенных заданиях.
Комментарии 1