Обзор фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы». Пора отдать шляпу Ларе Крофт и Нейтану Дрейку

Финалы больших историй — это всегда событие и высокие ожидания. Однако очень часто авторам не удается выдержать должный уровень напряжения и придумать достойное прощание с персонажами. «Индиана Джонс и колесо судьбы» (Indiana Jones and the Dial of Destiny) — последняя глава приключений знаменитого археолога. Харрисону Форду (Harrison Ford) уже за 80, и весело скакать с кнутом наперевес он не в состоянии. Впрочем, даже с таким главным героем можно придумать много интересного. Каким получилось прощание с одним из самых знаковых персонажей современной культуры? Все подробности в статье.

Та-та-да-та, та-та-дааа

Работа над фильмом началась еще в 2016 году. Стивен Спилберг (Steven Spielberg) лично курировал проект, а глава Disney — Боб Айгер (Robert A. Iger) — заявил, что картина станет мягким перезапуском. Однако уже в 2020 Спилберг покинул пост режиссера, оставшись лишь в роли продюсера. Также к должности сценариста вернулся Дэвид Кепп (David Koepp), написавший «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull) — самую слабую с сюжетной стороны часть серии. С этого момент «Колесо Судьбы» попало в настоящий производственный ад. Сценаристы сменялись один за другим, а премьера постоянно откладывалась.

Итоговый результат получился, мягко говоря, спорным. Пожилой Инди грустит из-за высадки американцев на Луну. История больше никому не нужна, как и археологические раскопки (что, конечно же, преувеличение). Сын в исполнении великого и ужасного Шайи ЛаБафа (Shia LaBeouf) погиб на войне, после чего ушла и жена. Жизнь старика потихоньку катится под откос.

Уже на старте за профессора Джонса становится обидно. Такой выдающийся человек должен стареть хоть немного интереснее среднестатистического пенсионера из российской глубинки. При этом сильно изменился и характер персонажа. Вместо пытливого ума — равнодушие и полная апатия, вместо харизмы и колких фраз — вечное недовольство и ворчливость. Даже новый артефакт, созданный самим Архимедом, совершенно не интересует Инди. Вещь просто валялась добрых 20 лет в хранилище университета, хотя в прошлом бравый археолог не успокоился бы, пока не нашел вторую часть механизма.

Единственное, что заставляет Джонса вспомнить про древний гаджет — неожиданно появившаяся крестница, роль которой на себя взяла Фиби Уоллер-Бридж (Phoebe Waller-Bridge). Актриса, что называется, фактурная, с живой мимикой и большим опытом, однако играть ей особо нечего. Хелена или как ее зовет Индиана — Вомбат — максимально раздражающий персонаж, который существует лишь по двум причинам.

Парочка неплохо смотрится вместе, но Хелена всё равно ощущается лишней для этой истории

Первая — это, конечно же, повестка. Сильная и самодостаточная женщина, пришедшая на смену бестолковому старику, — идеальный ход для «Диснея». Вторая же причина — тот самый мягкий перезапуск. Очевидно, что создатели аккуратно пробуют почву для дальнейшего развития без главной звезды.

Впрочем, у Хелены есть и еще одна важная проблема — она не сын Инди и даже не прямой родственник. Со старым археологом у девушки отсутствуют всякие намеки на минимальную химию, она кажется лишней и совершенно чуждой для этой истории. Большую часть хронометража героиня подставляет и обманывает любимого крестного.

Когда папа пришел забирать дочь с тусовки

Ничего необычного, ведь у Инди и раньше случались проблемы с общением, но у Хелены нет хоть какой-то внятной сюжетной арки. В нужный момент она без повода и причины просто становится хорошей, и на этом всё. Никакого переосмысления или катарсиса у персонажа нет. Тот же самый сценарный ход с сыном явно выглядел бы интереснее, а финал с полным воссоединением семьи и торжественной передачей той самой шляпы, очевидно, мощнее и лучше подводит к перезапуску.

Вопросы возникают и к другим сценарным изысканиям. Например, изобретение Архимеда предсказывает, где образовываются временные разрывы, а значит при правильной настройке можно переместиться в нужное прошлое. До конца так и непонятно, как именно функционирует устройство, что роднит его, внезапно, с алетиометром из серии книг Филипа Пулмана (Philip Pullman) и сериала «Тёмные начала» (His Dark Materials). При этом Инди наотрез отказывается верить, что устройство работает. Человек, который нашел Грааль и множество других волшебных артефактов, включая череп инопланетянина, внезапно верит только в науку.

Типичный ученый, который верит в науку, не более

В другой сцене молодой Джонс вырубает нациста и выталкивает тело из машины. Буквально в следующем кадре в эту же машину садятся сразу двое важный офицеров, абсолютно игнорируя бездыханного сослуживца в шаге от них. Подобных неожиданных поворотов в картине неприлично много, что сильно портит атмосферу и мешает погружению.

Соответствующим получился и злодей. Мадс Миккельсен (Mads Mikkelsen) прекрасен в роли антагониста, однако у него крайне сомнительная мотивация, годящаяся для плохишей из детских мультфильмов. Справедливости ради, предыдущие противники Индианы тоже оригинальностью не блистали, однако там до подобного абсурда не опускались.

В этот раз у персонажа Миккельсена обошлось без травм глаз

Гениальный ученый, помогающий американцам создать первую ракету, не только не смог сам разгадать многочисленные шифры Архимеда, но и ошибся в правильном использовании гаджета. У Юргена Фоллера, именно так зовут персонажа, нет продуманной стратегии. Планировалось, что нас ждет противостояние умов. На деле же это напоминает мем, когда герой неожиданно заявляет, что так далеко еще не заходил, поэтому совершенно не представляет, что делать дальше. Более бестолкового злодея еще поискать.

Смотрели фильмы про Индиана Джонса?

Результаты

Та-та-да-та, та-та-да-та-та

Зато во всем остальном «Индиана Джонс и колесо судьбы» — великолепный фильм. Неплохой экшен и просто фантастический флешбэк с молодым археологом заслуживают аплодисментов. Если вы вдруг не в курсе, Форд лично играл и пожилую, и молодую версию персонажа. Лишь благодаря дипфейкам и нейросетям его лицо в дальнейшем изменили. Получилось пугающе реалистично. Только в быстрых сценах замечаешь некоторую неестественность мимики и эмоций. В статике подмена практически не ощущается.

Такая работа с графикой заслуживает уважения

Неплохо поработали создатели и с отсылками к предыдущим частям, включая главную музыкальную тему, которая звучит лишь в нужных моментах и всегда к месту. Впрочем, самой крутой пасхалкой осталась та самая сцена с кнутом и множеством пистолетов, которую успели заспойлерить в трейлере.

Авторы уделили внимание и возрастным ограничениям Инди, что особенно хорошо ощущается в динамичных сценах. Герой уже не может выполнять лихие трюки, это взяла на себя Хелена, зато Джонс все также хорош в рукопашной.

Однако главную фишку фильма — перемещения во времени — так и не реализовали. От картины с подобным подзаголовком ждешь, как минимум, несколько лихих скачков в прошлое, но увы. Прошлое есть, но всего один раз — и то в самом финале. Больше уникальный девайс никак не используется.

Длительная работа над фильмом видна лишь в постановке и операторской работе. Во всем остальном это блеклый и неинтересный проект, который забывается сразу после титров.

***

«Индиана Джонс и колесо судьбы» иллюстрирует все главные проблемы современного кинопроизводства — глупая и неуместная повестка, творческая импотенция и паразитирование на когда-то популярных сериях. Это пустой фильм, который не вызывает никаких эмоций, а ностальгические отсылки выглядят скорее вынужденными, лишь бы привлечь побольше старых фанатов. Очевидно, что мягкого перезапуска лучше не ждать, ведь картины про Индиану Джонса без того самого профессора банально никому не нужны. Для современных зрителей есть Лара Крофт и Нейтан Дрейк, а знаменитого археолога уже давно пора отправить на заслуженный отдых.

Как вам «Индиана Джонс и колесо судьбы»?

Результаты
+1
Комментарии 19