Бывший сценарист Disco Elysium Арго Туулик (Argo Tuulik) вынужден просить деньги у фанатов. Он пытается собрать на GoFundMe 100 тысяч футов — это примерно 13 миллионов рублей, — чтобы «пережить зиму».
Туулик входил в оригинальный костяк авторов неожиданного хита, но после был уволен, лишился дома и погряз в долгах, а его новообразованная студия Summer Eternal — в судебных тяжбах. Как так вышло и почему такой исход был в каком-то смысле закономерен? Давайте разбираться.
Disco Elysium была любимым детищем своих создателей. У истоков стояла, на самом деле, компания друзей, некоторые из которых знали друг друга с детства.
В центре этого клубка был основатель студии ZA/UM, эстонский писатель и геймдизайнер Роберт Курвиц (Robert Kurvitz). Именно он в свое время собрал вместе всех остальных. Как следует из документального фильма People Make Games, сначала Disco Elysium была просто идеей, возникшей в ходе многочисленных партий в настолки, подобие Dungeons & Dragons. Изначально ее даже не планировали делать игрой, но проект оброс новыми идеями и костяком творческих людей, готовых в него вкладываться. Среди них был и Арго Туулик.
Как рассказывал он сам, процесс разработки был сложный. Команда единомышленников превратилась в студию ZA/UM и нашла инвесторов, но внутри творческого коллектива царили противоречия. То, что в 2019 году проект дошел до релиза, стало едва ли не чудом. Иначе как чудом сложно назвать и то, что было после: Disco Elysium стала оглушительным хитом и заслужила статус одной из лучших RPG десятилетия. Только успех, как это обычно бывает, стал для когда-то хороших друзей самым тяжелым испытанием.
Мы в свое время от игры тоже остались в восторге, и в этой статье объясняем, почему Disco Elysium — одна из лучших CRPG современности.
Играли в Disco Elysium?
Пройти опросИгра невероятно хорошо продалась, а запах денег не могли не почуять корпоративные акулы. В 2022 году Роберт Курвиц, а также его ближайшие соратники — художник Александр Ростов, подаривший Disco Elysium ее особый визуальный стиль, и сценаристка Хелен Хиндпере (Helen Hindpere), покинули ZA/UM, обвинив тогдашнее руководство практически в рейдерском захвате студии. Арго Туулик, хотя и согласился с их претензиями впоследствии, остался.
Туулик продолжил работу в ZA/UM и стал одним из немногих авторов оригинала, который оказался задействован в разработке спин-оффа под кодовым названием X7. Все это на фоне скандала.
Если вкратце, Курвиц и компания уличили инвестора Илмара Компуса (Ilmar Kompus) в том, что он провернул едва ли не мошенническую схему: используя средства самой фирмы ZA/UM, без согласия Курвица выкупил у него основной пакет акций, забрал все деньги себе, а основателя оставил не у дел, уволив того из собственной студии.
Компус стал генеральным директором ZA/UM, а Курвица обвинил в чудовищном отношении к сотрудникам, гендерной дискриминации и попытках продать интеллектуальную собственность компании — легко предположить, что речь идет о правах на ее главный актив, Disco Elysium и ее вселенную. Разобраться, кто прав, а кто виноват, попытались в эстонском суде.
Однако Туулик продолжил работать с руководством, которое едва ли не вытерло ноги о его коллег и друзей. С лета 2022 он стал одним из ключевых лиц в разработке проекта X7. Как позже писали в западной прессе, это должна была быть «психологическая RPG об одном из самых излюбленных персонажей Disco Elysium».
Туулик признал, что хотел, чтобы в ZA/UM остался хоть кто-то из оригинальной команды, чтобы права на франшизу по-прежнему оставались в надежных руках. Пошел, если хотите, на сделку с дьяволом — по его словам, из благих намерений. Но в итоге с ним сделали то же самое, что с его друзьями. Работа над X7 вылилась в уже знакомые конфликты и затяжной кранч, а в феврале 2024 года стало известно, что проект отменили.
Арго Туулика сократили вместе с 24 другими сотрудниками. Во время группового созвона руководство заявило, что прощается с примерно третью команды за ненадобностью. Сразу после увольнения Арго Туулик дал интервью, в котором описал, как его корпоративное руководство выбросило на улицу.
Один e-mail — и Туулик уже безработный, уволен, как когда-то Курвиц, Ростов и Хиндпере. И если бы на этом его злоключения закончились, сегодня он, может, и не просил бы деньги у фанатов. Но все, увы, только начиналось.
С отменой X7 у бывшей команды Disco Elysium будто открылось второе дыхание. Роберт Курвиц основал свою студию. Вместе с Ростовым и Хиндпере он теперь работает в некой Red Info, или Red Info Box. По информации People Make Games, разработчики решили попытать счастья с новыми инвесторами — на этот раз из Поднебесной. За Red Info стоит китайская компания NetEase, которая владеет, например, Quantic Dream (Heavy Rain, Detroit: Become Human) и недавно выпустила хит Marvel Rivals.
В один день — 11 октября 2024 года, пятый «день рождения» Disco Elysium — сразу три студии, так или иначе связанные с оригиналом, заявили, что будут работать над «духовным наследником» приключений Гарри Дюбуа. Среди них и Summer Eternal, одним из основателей которой стал Арго Туулик. Компания отличилась тем, что опубликовала громкий манифест от лица разработчиков.
Правда, буквально месяц спустя стало известно, что новоиспеченная студия стала предметом нападок со стороны другого «наследника» — компании Longdue, сооснователем которой выступил бизнесмен Риаз Мула (Riaz Moola). Инвестор, имя которого фигурирует в списке Forbes, стал вставлять Туулику палки в колеса. Дело в том, что изначально сценарист должен был работать с Longdue, но из-за разногласий предпочел основать собственный проект. Все бы ничего, но бывшее начальство пошло в суд.
По словам Туулика, причиной для разборок стало то, что Мула потребовал кресло в руководстве Summer Eternal. Арго ему отказал, последовало заседание, но суд не встал на его сторону. Сценарист остался наедине с долгами — как оказалось, отстаивание своих прав в высшей инстанции удовольствие не из дешевых. Если бы он выиграл, его расходы бы покрывала проигравшая сторона, но карта легла иначе. И суды продолжатся — Мула не намерен отпускать автора.
Пару дней назад Арго Туулик запустил кампанию на GoFundMe, где просит у фанатов 100 тысяч фунтов. По его словам, он практически бездомный — вместе с девушкой и тремя котами ютится у родственников и пытается найти не только средства к существованию, но и деньги на суды. У него есть вариант пойти на еще одну сделку с дьяволом — пустить Мулу в Summer Eternal, но Туулик идти на уступки не собирается. Прошлый опыт показал ему, что в перспективе это сделает только хуже.
Примерно 80 тысяч фунтов из денег фанатов Туулик потратит на то, чтобы отстоять свое детище в суде. Еще 20 — на то, чтобы покрыть уже накопившиеся долги. Другого выхода он не видит — до апреля он фактически безработный.
Если к концу судебных тяжб из денег, которые ему перевели фанаты, что-то останется, Туулик обещает потратить их на борьбу за справедливость. Права на Disco Elysium сейчас у людей, которые практически не имеют отношения к ее разработке, и бывший сценарист считает, что их нужно вернуть авторам. Тем, кто с нуля создал эту завораживающую вселенную и персонажей, которые многим запали в душу.
***
Вот так один из авторов громкого хита последних лет остался практически ни с чем. Исход как будто закономерный, но от того не менее трагичный. Сейчас, по словам Арго Туулика, у него есть только его детище, Summer Eternal, и надежда.
В то, что справедливость восторжествует, верится слабо. Чтобы Туулик вышел из этой борьбы победителем, должно, кажется, произойти чудо. Но в истории Disco Elysium, ZA/UM и ее авторов чудеса уже случались. Может быть, после череды проблем и неудач Арго Туулику и его коллегам по цеху снова крупно повезет. А что об этой запутанной истории думаете вы? Делитесь мнением в комментариях.
Верите, что у бывшего сценариста Disco Elysium в итоге все получится?
Пройти опросСпасибо огромное за статью, ситуация — безумие. Прошел Disco несколько раз, в разделе идеальных на данный момент. От себя хочу сказать: там сценаристов всего пятеро и из них двое — лиды: Роберт и Хелен. Это означает, что эти двое курируют весь процесс и делегируют задачи остальным трем. Арго написал Куно, Эврарта Клейра, братьев Харди, полицейское начальство и ряд небольших персонажей, а роль их в игре достаточно велика. Дело в том, что у него получаются комические и гротескные персонажи в то время как тексты и персонажи Курвица обычно очень драматичны и серьезны.
Во-вторых Арго и Курвиц дружат с подростковых лет и Арго был участником игр, из которых сформировалась игровая вселенная. Тут важно отметить, что он был игроком, а Роберт — мастером игр, что в целом определило идейную иерархию в коллективе. Тем не менее, нравится или нет — этот человек действительно был со вселенной с самого ее рождения.
А вот конфликт с Робертом у него персональный и растет из того, что легко внушаемый Арго с 14 лет обожествлял Курвица, а когда женился то услышал от жены, что перебарщивает, резко поменял свое мнение о человеке и начал обостренно реагировать на рабочую критику от Курвица. Собственно, в видео он буквально жалуется на то, что Курвиц, являясь лидом, заставлял его править сценарии. Я могу понять, что правки к работе — дело неприятное, но это точно не токсичное поведение. И, да, зря он пошел жаловаться журналистам — его воткнули сразу после интервью с нынешним главой как иллюстрацию "токсичного поведения Курвица", хотя чувак, судя по всему, просто поныть хотел, а на деле себе же в дальнейшем и подгадил ... ( видео, где собственно, все это им же и рассказывается :)
Очередное доказательство, что игровая индустрия — такая же клоака желчи и грязи, как и многие направления медиа-сферы в современном мире. Не сказать, что его решение остаться в студии можно назвать интеллектуально обоснованным, но Бог ему судья. Не нужны современным компаниям талантливые люди, зачем? Можно же выпустить помойного Астро Бота с ассетами 30-летней давности и геймплеем времен тетриса и забрать игру года. А спейс марин 2, который даже на церемонии The Game Awards 2024 не оказался, мы пропустим. Там же нельзя по платформам прыгать и монетки собирать, там суровая игра от наших слоняр. Хаптьфу.