Что случилось с RPG? Как и почему жанр пришел в упадок по мнению многих

Жанр RPG мертв? По крайней мере, геймеры по всему миру не устают констатировать его смерть, особенно после выхода разочаровавшей многих фанатов Dragon Age: The Veilguard. Разработчики AAA-тайтлов продолжают гордо звать свои продукты RPG, но в основном с красочной приставкой «экшен». Разработка «настоящих» ролевых игр, тех самых, где выбор имеет значение, остается за небольшими студиями и инди-разработчиками. Но и для них качественные тайтлы — редкость. Как же так получилось? Давайте разбираться.

Много глаз — много денег

У жанра RPG, кажется, всегда были проблемы. Даже разработчики Diablo, которая выросла в одну из самых влиятельных игровых серий и породила целый жанр, в свое время получали отказы от издателей с простой формулировкой «РПГ мертвы». А это, на минуточку, середина 1990-х.

Что питает такие заявления сегодня? Во-первых, неприятное послевкусие, которое оставляет отношение представителей современной индустрии к шедеврам прошлого. Выпуская продолжение ко многими любимым сериям, студии, кажется, перечеркивают все, что делало их таковыми. Среди примеров — Mass Effect: Andromeda, которая оказалась мало того, что скучной, так еще и жутко недоделанной. На релизе игра стала объектом волны насмешек и мемов.

Dragon Age: Inqusition и новенькая Veilguard — бесконечно далекие от того, что сделало Origins легендой. Даже Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, хоть еще и находится в разработке, уже вызывает тревогу. Только взгляните на выдержку из интервью заместителя гендиректора Paradox Interactive.

Я недавно поиграл в Bloodlines 1, и это хорошая игра, но уже старая, и в ней есть много вещей, которые не «взлетели» бы сегодня. Люди помнят не игру, а свои чувства, игра хороша по стандартам 2004 года, но не более. Представление у фанатов о ней несколько мифическое
— Маттиас Лилья (Mattias Lilja), заместитель гендиректора Paradox Interactive
Вот так будет выглядеть вторая Bloodlines

Верите, что у Paradox получится достойное продолжение Bloodlines?

Результаты

Он также подчеркнул: игра, которую зовут Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, будет экшен-RPG. C начала 2020-х крупнейшие релизы относили себя именно к этому поджанру. Само по себе это не проблема, скорее тенденция. Издатели считают, что знают, чего хотят геймеры: линейное приключение с открытым миром и задорной боевкой. Но для многих фанатов жанра (и я, автор этих строк, себя к ним причисляю) определяющей чертой любой RPG остается выбор. То, как действия игрока влияют на прохождение, делая его особенным. И чем более сложный, разнообразный выбор предлагают разработчики, чем глубже последствия этого выбора, тем интереснее их творение. Ведь именно к таким играм возвращаются, когда графика и геймплей безнадежно устаревают. Поэтому в Steam до сих пор продаются первые Fallout, та же VtMB, Baldur's Gate I и II, Arcanum. Но почему разработчики ААА-игр об этом как будто забыли?

На самом деле, не забыли. Трансформация жанра — осознанный выбор авторов. Для начала, сильно ограничило возможности для отыгрыша и вариативности то, что стало данностью для любого уважающего себя большого релиза — озвучка главного персонажа. Как бы парадоксально это не звучало, но то, что у героя есть реплики, не только мешает ему быть глиной, из которой игрок слепит что-то свое, но и оттягивает на себя ресурсы. Озвучить нужно каждую реплику, а если прохождение разнообразное — их будет больше. Следовательно, нужно больше денег. Больше времени.

И тут в ход идет расстановка приоритетов. Как говорят «старички» индустрии, сделать игру сегодня — как никогда дорого и трудозатратно. В сегодняшних реалиях тратить время и деньги на дополнительные опции выбора для игрока — напряжно и нерационально.

Учитывать выборы из предыдущих частей серии с точки зрения игрового дизайна — это для глупых. [...] Ответвление сюжета, особенно по главному пути? Это вопрос ресурсов, и их всегда не хватает
— Дэвид Гейдер (David Gaider), ведущий сценарист и создатель вселенной серии Dragon Age
Ведущий сценарист Dragon Age Дэвид Гейдер

По словам Гейдера, реакция игрового мира на действия геймеров требует очень много усилий, при этом заметят такие мелочи немногие. Говорил он об этом как обсуждая сложность создания достойного продолжения, так и рассказывая, почему уже никогда не будет второй Origins. По его словам, сделанное BioWare в 2009 году — подвиг: в игре шесть самостоятельных предысторий, которые определяют все прохождение, каждая со своим прологом. Это было на грани невозможного тогда, еще невозможнее сейчас. Но когда-то там, где сегодня холодный расчет, еще были некая страсть и дух авантюризма.

В Origins доступно шесть вариантов биографии, а если учитывать отличия для мужчин и женщин — все 12

Медиаиндустрия работает по принципу много глаз — много денег. В геймдеве крутятся очень большие инвестиции. Почуяв запах прибыли, наводить свои порядки пришли толстосумы, максимально оторванные от аудитории. Они принимают решения, опираясь на красоту графиков для инвесторов.

Эта индустрия была разграблена коррумпированными руководителями, вульгарной наживой корпоративных структур, движущихся, как левиафаны в темноте, сжигающих человеческое топливо в своем ненасытном вожделении к деньгам
— манифест ведущего сценариста Disco Elysium Арго Туулика (Argo Tuulik)

Disco Elysium — удивительный пример того, как игра, весь геймплей которой построен на отыгрыше и диалогах, взлетела до невиданных высот и стала хитом. Это одна из лучших RPG десятилетия. А ведь это стало возможным благодаря труду сценаристов. Тем не менее, именно сценаристы часто становятся жертвами массовых увольнений, которые в игровой индустрии превратились в вариант нормы. Так, только за первые два месяца 2024 года своих рабочих мест лишились порядка 9 тысяч человек. Тысячи голосов, которые мы уже не услышим, тысячи замыслов, которые не будут реализованы.

Ведущий сценарист Disco Elysium Арго Туулик
Игры не создают бухгалтеры и ростовщики. Это неотступная страсть сотрудников создает форму искусства, способную говорить о чем-то настоящем
— Арго Туулик

***

Так и получается, что общие проблемы очень молодой индустрии и метаморфозы в жанре привели к тому, что «настоящих» RPG сейчас ничтожно мало. В 2023 году в топы продаж и сердца многих геймеров ворвалась Baldur's Gate 3. Игра не идеальная, но многих поразившая тем, что индустрия еще, оказывается, способна на такое. Игры, где выбор игрока — не пустой звук, не только можно, но и нужно создавать, они будут продаваться. Но если в ведущих студиях мира после этого и сделали выводы, мы об этом узнаем нескоро.

Заметили, как изменились RPG-тайтлы в последние годы?

Результаты

А пока ждем, предлагаю каждому в комментариях поделиться любимым RPG-тайтлом и рассказать, что сделало его таковым. Поностальгировать, кстати, можно также в нашем топе.

Пост создан пользователем

Каждый может создавать посты на VGTimes, это очень просто - попробуйте!
+3
Комментарии 3