Что случилось с RPG? Как и почему жанр пришел в упадок по мнению многих
Жанр RPG мертв? По крайней мере, геймеры по всему миру не устают констатировать его смерть, особенно после выхода разочаровавшей многих фанатов Dragon Age: The Veilguard. Разработчики AAA-тайтлов продолжают гордо звать свои продукты RPG, но в основном с красочной приставкой «экшен». Разработка «настоящих» ролевых игр, тех самых, где выбор имеет значение, остается за небольшими студиями и инди-разработчиками. Но и для них качественные тайтлы — редкость. Как же так получилось? Давайте разбираться.
Много глаз — много денег
У жанра RPG, кажется, всегда были проблемы. Даже разработчики Diablo, которая выросла в одну из самых влиятельных игровых серий и породила целый жанр, в свое время получали отказы от издателей с простой формулировкой «РПГ мертвы». А это, на минуточку, середина 1990-х.
Что питает такие заявления сегодня? Во-первых, неприятное послевкусие, которое оставляет отношение представителей современной индустрии к шедеврам прошлого. Выпуская продолжение ко многими любимым сериям, студии, кажется, перечеркивают все, что делало их таковыми. Среди примеров — Mass Effect: Andromeda, которая оказалась мало того, что скучной, так еще и жутко недоделанной. На релизе игра стала объектом волны насмешек и мемов.
Dragon Age: Inqusition и новенькая Veilguard — бесконечно далекие от того, что сделало Origins легендой. Даже Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, хоть еще и находится в разработке, уже вызывает тревогу. Только взгляните на выдержку из интервью заместителя гендиректора Paradox Interactive.
Верите, что у Paradox получится достойное продолжение Bloodlines?
Он также подчеркнул: игра, которую зовут Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2, будет экшен-RPG. C начала 2020-х крупнейшие релизы относили себя именно к этому поджанру. Само по себе это не проблема, скорее тенденция. Издатели считают, что знают, чего хотят геймеры: линейное приключение с открытым миром и задорной боевкой. Но для многих фанатов жанра (и я, автор этих строк, себя к ним причисляю) определяющей чертой любой RPG остается выбор. То, как действия игрока влияют на прохождение, делая его особенным. И чем более сложный, разнообразный выбор предлагают разработчики, чем глубже последствия этого выбора, тем интереснее их творение. Ведь именно к таким играм возвращаются, когда графика и геймплей безнадежно устаревают. Поэтому в Steam до сих пор продаются первые Fallout, та же VtMB, Baldur's Gate I и II, Arcanum. Но почему разработчики ААА-игр об этом как будто забыли?
На самом деле, не забыли. Трансформация жанра — осознанный выбор авторов. Для начала, сильно ограничило возможности для отыгрыша и вариативности то, что стало данностью для любого уважающего себя большого релиза — озвучка главного персонажа. Как бы парадоксально это не звучало, но то, что у героя есть реплики, не только мешает ему быть глиной, из которой игрок слепит что-то свое, но и оттягивает на себя ресурсы. Озвучить нужно каждую реплику, а если прохождение разнообразное — их будет больше. Следовательно, нужно больше денег. Больше времени.
И тут в ход идет расстановка приоритетов. Как говорят «старички» индустрии, сделать игру сегодня — как никогда дорого и трудозатратно. В сегодняшних реалиях тратить время и деньги на дополнительные опции выбора для игрока — напряжно и нерационально.
По словам Гейдера, реакция игрового мира на действия геймеров требует очень много усилий, при этом заметят такие мелочи немногие. Говорил он об этом как обсуждая сложность создания достойного продолжения, так и рассказывая, почему уже никогда не будет второй Origins. По его словам, сделанное BioWare в 2009 году — подвиг: в игре шесть самостоятельных предысторий, которые определяют все прохождение, каждая со своим прологом. Это было на грани невозможного тогда, еще невозможнее сейчас. Но когда-то там, где сегодня холодный расчет, еще были некая страсть и дух авантюризма.
Медиаиндустрия работает по принципу много глаз — много денег. В геймдеве крутятся очень большие инвестиции. Почуяв запах прибыли, наводить свои порядки пришли толстосумы, максимально оторванные от аудитории. Они принимают решения, опираясь на красоту графиков для инвесторов.
Disco Elysium — удивительный пример того, как игра, весь геймплей которой построен на отыгрыше и диалогах, взлетела до невиданных высот и стала хитом. Это одна из лучших RPG десятилетия. А ведь это стало возможным благодаря труду сценаристов. Тем не менее, именно сценаристы часто становятся жертвами массовых увольнений, которые в игровой индустрии превратились в вариант нормы. Так, только за первые два месяца 2024 года своих рабочих мест лишились порядка 9 тысяч человек. Тысячи голосов, которые мы уже не услышим, тысячи замыслов, которые не будут реализованы.
***
Так и получается, что общие проблемы очень молодой индустрии и метаморфозы в жанре привели к тому, что «настоящих» RPG сейчас ничтожно мало. В 2023 году в топы продаж и сердца многих геймеров ворвалась Baldur's Gate 3. Игра не идеальная, но многих поразившая тем, что индустрия еще, оказывается, способна на такое. Игры, где выбор игрока — не пустой звук, не только можно, но и нужно создавать, они будут продаваться. Но если в ведущих студиях мира после этого и сделали выводы, мы об этом узнаем нескоро.
Заметили, как изменились RPG-тайтлы в последние годы?
А пока ждем, предлагаю каждому в комментариях поделиться любимым RPG-тайтлом и рассказать, что сделало его таковым. Поностальгировать, кстати, можно также в нашем топе.
Пост создан пользователем
Каждый может создавать посты на VGTimes, это очень просто - попробуйте!-
Впечатляющие способности и вампирские кланы — в свежем трейлере Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2
-
Экс-разработчики Call of Duty и Doom анонсировали мрачный экшен, который выглядит, как Dark Souls от первого лица
-
Обзор Dragon Age: The Veilguard. Подростковый слэшер по мотивам культового тёмного фэнтези