Обзор фильма «Дюна: Часть вторая» — «Властелин колец» в космосе и самая эпичная лента современности

«Дюна» (Dune: Part One) Дени Вильнёва (Denis Villeneuve) понравилась далеко не всем. Фильм ругали за сниженный темп, долгую экспозицию, лишних персонажей и множество иных вещей. Однако зрители проголосовали за картину деньгами, что позволило режиссёру быстро приступить к продолжению. Релиз состоялся в марте 2024 года, и теперь можно с уверенностью сказать, что дилогия занимает одно из важнейших мест в современном кинематографе. Это не просто шедевр или неплохая фантастика, это веха, сравнимая по важности с выходом трилогии «Властелин колец» (The Lord of the Rings) Питера Джексона (Peter Jackson). В этой статье мы поговорим про «Дюну: Часть вторая» (Dune: Part Two) и подробно расскажем, почему вы должны бросить все дела и срочно бежать в кинотеатр.

Визуальное великолепие

Начнем с главного — картинки. В современном мире абсолютного господства кинокомиксов мы стали забывать, что кино может впечатлять не только уровнем компьютерной графики. В языке кинематографа достаточно визуальных приёмов, которые могут вызвать эмоции и без зелёного экрана. Именно так было с «Властелином колец», который во многом снимали на натуре. С «Дюной: Часть вторая» ситуация похожая. Практически вся пустыня — это реальные съёмки с красивейшими закатами и очень фактурной природой. Такой непривычный современному зрителю, уставшему от фейерверков «Капитан Марвел 2» (The Marvels) и «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (Ant-Man and the Wasp: Quantumania), реализм притягивает, пробуждает давно забытый спектр эмоций.

В некотором смысле «Дюна: Часть вторая» это устаревший фильм, но не по своей сути, а по подходу к производству. Режиссёр не стесняется уделять достаточно много времени ландшафту и пейзажным кадрам, однако органично вплетает это в повествование, из-за чего Арракис ощущается полноценным героем, таким же как Пол Атрейдес или другие. При этом все, кому понравилась первая часть, будут приятно удивлены. Общее место действия не изменилось, но Вильнёв находит способы показать песчаную планету по-новому и совсем иначе.

К очевидным достоинствам относится и блистательная операторская работа. Например, родной мир Харконненов показывают исключительно в чёрно-белом цвете, что добавляет их образам жуткой неестественности. Часто будут встречаться крупные планы, во всех подробностях демонстрирующие эмоции персонажей. Вильнёв не боится подобных кадров и требует от актёров выкладываться на максимум, что они с успехом и делают.

Характер Чани очень сильно изменили, сделав её гораздо более самостоятельным персонажем

Хочется отметить цветовую палитру, которая в отличии от всех последних провальных блокбастеров не пытается поразить буйством красок или невероятным спектром. «Дюна: Часть вторая» очень спокойная и естественная, тона приглушенные и плавно перетекают друг в друга. Резкие всполохи цвета кажутся на этом фоне ещё более чужеродными, а потому мгновенно притягивают к себе внимание. Вильнёв очень умело расставляет вокруг зрителей правильные триггеры и практически за руку проводит через своё произведение, преподнося основные мысли не только через диалоги героев, но и визуал.

Однако картина не была бы полной без музыкального сопровождения. Уже в первой части оно было великолепным, продолжение не привносит ничего решительно нового, но дополняет и расширяет саундтрек. Каждый важный момент сопровождается идеально подобранным звуком. При этом в фильме достаточно моментов «тишины». Это понимаешь не сразу, но многие сцены проходят вообще без какого-либо саунда, заставляя полностью сконцентрироваться на моменте и событии. Гениальное использование средств кинематографа.

Сюжет

Что же касаемо сюжета — здесь будет много неожиданностей и для новых фанатов, и для тех, кто хорошо знаком с оригинальным произведением. Вильнёв взял вторую половины книги и полностью перетряхнул события, продемонстрировав многие моменты совершенно иначе, но сохраняя общий с первоисточником тон. Концовка полностью соответствует произведению Фрэнка Герберта (Frank Herbert), однако акценты расставлены по-другому.

Те, кто считал первую часть слишком медленной, будут в восторге. За три часа нет ни одной проходной сцены, расслабленного момента или филлера. От начала и до конца картина трещит от насыщенности событиями. В этом ключе первый фильм больше не воспринимается отдельным произведением. Это просто завязка истории, которая именно такая, какая и должна быть, чтобы потом события набрали обороты и практически улетели в стратосферу.

Нам предстоит увидеть становление Пола Атрейдеса, который в итоге одновременно и герой, и главный злодей. В этом главная фишка «Дюны», которую хотел показать и сам Фрэнк Герберт, однако Вильнёв справился с задачей даже лучше. В книге у Пола практически нет конфликта с собой и окружающими. Он довольно быстро определяется с единственным возможным вектором, а остальные его в этом лишь поддерживают. В фильме ситуация иная, а решение Пола скорее вынужденное, далеко не все безоговорочно с ним согласны.

Роль женщин существенно расширилась. В отличии от проектов той же Marvel, где подобное преподносится топорно и в лоб, в «Дюне: Часть вторая» всё сюжетно обосновано. Героини действительно имеют значение в истории. Так было в оригинале, так осталось и в фильме. Однако режиссёр вновь меняет детали, делая образы чётче и сложнее.

Чани и Джессика выгодно отличаются от своих прототипов. И если девушка стала полноценным вторым главным героем, то мать Пола примерила на себя образ кукловода, который подталкивает события в правильное и только ей нужное русло. Это действительно отличное развитие, которое полностью соответствует персонажам, и которое, к сожалению, почти отсутствовало в романе. Принцесса Ирулан также изменилась. В книге мы лишь читали её короткие вырезки из летописи жизни Пола. В фильме это полноценный персонаж, который появляется на протяжении всего хронометража.

Принцесса Ирулан — дочь императора

Из-за всех этих нововведений немного иной финал Вильнёва кажется логичным. Если третья часть и случится, будет особенно интересно её увидеть, так как там режиссёр, похоже, отойдёт от книжного цикла ещё больше. Впрочем, есть и ложка дёгтя — некоторые важные детали пошли под нож. Например, вырезали всех ментатов, которые практически до финала играли значительную роль. Это не единственный пример, знатоки романа без труда заметят и другие. Особенно обидно за Космическую Гильдию. Именно она была больше других заинтересована в добыче специи, а так непосвященный человек может задаться вопросом, зачем эта субстанция всё-таки нужна. Пока внятного ответа Вильнёв не даёт, увы.

Какой Пол и Фейд-Раута лучше?

Результаты

Приятные детали

И если про общие впечатления и сюжет мы поговорили, то теперь настало время обсудить детали. Во-первых, игра актёров. Как мы уже упоминали — она отличная. Однако хочется сделать дополнительный акцент. Тимоти Шаламе (Timothée Chalamet), наверное, впервые выдал совершенно иной уровень игры. Внутренние сомнения Пола, боль от необходимости страшных решений, безжалостность и почти божественная сила духа впечатляют. Это пока лучшая интерпретация персонажа и одна из лучших версий антигероя в принципе.

Обычное застолье в большой семье

Остальные актеры также не отстают, однако есть один новичок, впечатливший нас почти также сильно, как и Шаламе. Остин Батлер (Austin Butler) в роли племянника барона Владимира Харконнена тоже доказал, что не зря ест свой хлеб. Его Фейд-Раута настолько психопат, насколько это вообще возможно. За не самое большое экранное время Батлер умудряется создать фактурный образ, который мгновенно отпечатывается в памяти. Великолепная работа.

А еще это очень злободневный фильм. Это кино о войне, о неравенстве, об опасности слепой веры. Вильнёв не стесняется показывать острые темы без лишней слащавости и прикрас — ещё одно важное отличие «Дюны: Часть вторая» от множества иных современных блокбастеров. Там где другие стыдливо замалчивают, Вильнёв кричит в полный голос, где пытаются сгладить — бьёт тараном. Мы живем в непростое время, и картины должны это отражать. Продолжение «Дюны» как раз из таких.

При этом режиссёр не превращает историю в авторский проект, которых и так в его карьере немало. В ленте полно очень крутого и невероятно впечатляющего экшена. Бои на кинжалах, поездки на песчаных червях и партизанские нападения показаны, что называется, «на все деньги», а ведь у фильма бюджет среднего сериала Disney.

***

Вы наверное уже поняли, какой будет вывод. Дилогия «Дюны» от Дени Вильнёва — важнейшая серия фильмов современности, которая точно окажет мощнейшее влияние на кинематограф. Мы действительно советуем вам это увидеть и обязательно на большом экране, ведь «Дюна: Часть вторая» — это аттракцион, но в совершенно ином смысле. Обычно мы так называем кинокомиксы за цветастость, глупость и общую идиотию происходящего. Здесь же аттракцион эмоций — и он полностью того стоит.

Как вам «Дюна: Часть вторая»?

Результаты
+4
Комментарии 15