Цензура, говорите? Как феминистки и борцы за права меньшинств подмяли под себя мировую культуру

Если внимательно изучить новостную ленту нашего сайта, то выяснится, что последние несколько месяцев дорогая редакция то и дело писала о скандалах, связанных со стриминговой платформой Twitch. Американский сервис забанил блогершу за то, что та показала сиськи. Влиятельнейшая площадка наложила вето на трансляции игры про избиение женщин ногами и мастурбацию на их бездыханное тело. Может показаться, что перегибают. На деле же мы имеем дело с самой настоящей цензурой, которая, увы, несмотря на наступление XXI века, никуда не делась.

И сразу же небольшая, но крайне важная ремарка. Если вы думаете, что ситуация с Twitch и кинематографом США чем-то уникальна, то вы очень сильно ошибаетесь. Это лишь во влажных фантазиях российских пропагандистов культура Северной Америки представлена как тупичок содомитов, что в своей безнаказанности давно потеряли чувство времени и не видят берегов. В действительности культура США — это самое что ни на есть прокрустово ложе. С той лишь разницей, что рамки ей за неспокойную историю XX века выставляли разные люди.

«Лицу со шрамом» (1932) повезло — легендарная картина вышла в прокат еще до принятия Кодекса Хейса»

В кинематографе, например, вплоть до появления Нового Голливуда царствовал Кодекс Хейса. Сугубо формально, этот документ носил рекомендательный характер, однако на деле ни один кинофильм не мог выйти в массовый прокат, если он не соответствовал искусственно навязанным этическим правилам отрасли. А эти правила, в свою очередь, запрещали режиссерам поднимать хоть сколь-нибудь серьезные темы. Студии не могли рассказывать о незаконном обороте наркотиков, показывать отношения между мужчиной и женщиной во всей полноте (нагота, сцены родов и секса — ни-ни), демонстрировать смешанные браки, иронизировать над культовыми служителями. Под запрет также попал мат во всех его проявлениях.

На бумаге цель документа выглядела не такой уж ужасной — он якобы не позволял снижать «моральные стандарты общества» и топил за традиционные ценности. Однако на деле все это обернулась игрой в поддавки. Чтобы выпустить сколь-нибудь серьезную ленту, создателям фильмов приходилось идти на всевозможные ухищрения. В конечном счете все это привело к тому, что американская молодежь всерьез подсела на фильмы категории Z и европейскую Новую волну, для которой фактически не существовало цензоров. А потом случилась отмена кодекса и по стране прокатилась эпоха Нового Голливуда.

Кадр из фильма «Бонни и Клайд»

Впервые за долгие годы кинематограф США получил настоящую свободу, что неминуемо привело к появлению принципиально иных фильмов. «Крестный отец», «Беспечный ездок», «Бонни и Клайд», «Выпускник», «Три дня Кондора», «Таксист», «Ребенок Розмари» и другие шедевры надолго задали планку качества. Отрасль обновилась, в нее влилась свежая режиссерская кровь, и голос бунтующей молодежи зазвучал в стране так громко, как никогда не звучал прежде.

Новый Голливуд (или американская новая волна, как эту эпоху нередко называют исследователи) доказал саму бесперспективность идеи создания каких бы то ни было кодексов морали и этики — они просто не выдерживают проверки временем, поскольку у каждого следующего поколения своя мораль и своя этика, которая зачастую расходится с представлениями «старших». Пожалуй, наглядная демонстрация этого факта стала самым главным достижением Нового Голливуда — если, конечно, закрыть глаза на творческий старт целой плеяды талантливых постановщиков и артистов.

Увы, кинематографические успехи не смогли повлиять на ситуацию во всей американской культуре. Цензуре все еще были подвержены слишком многие ее отрасли. Одной из них, например, стало издание комиксов — графические рассказы просто не могли поднимать серьезных тем. И, если в первые послевоенные годы истории в картинках соответствовали жанру палп, то в славные 50-е и вплоть до эры 80-х в мире комиксов царствовал так называемый Комикс Код — еще один искусственно созданный свод морали и этики, который поставил на колени целую отрасль и вышиб из нее немало ярких представителей послевоенной эпохи.

Как и Кодекс Хейса, формально Комикс Код носил «исключительно рекомендательный характер» — дескать, мы лапочки и просто заботимся о нации и, в особенности, о детях и подростках. К несчастью, эта «забота» привела к выхолащиванию культуры — просто посмотрите на комиксы тех лет, и вы увидите, что сегодня их место на свалке. Исключение составляют некоторые работы дерзкой по меркам середины 70-х Marvel, но и эти работы в большинстве своем представляют собой жалкое зрелище. А все из-за необходимости придерживаться «рекомендательных» правил отрасли — попробуй сделать шаг в сторону, сразу лишишься денег и аудитории.

К сожалению, вот такие «но» и «если» сопровождали культуру США всю вторую половину XX века. Альтернативная музыка набирает обороты? Давайте начнем критиковать альбом The Ramones, сравнивать его звучание с тысячей сливающихся одновременно унитазов и клеймить на чем свет стоит клубы, вроде CBGB. Однако культурная революция все же случилась. Бунтующая молодежь, Черные пантеры, война во Вьетнаме, эпоха Хиппи и панка, авторского кино и культурной альтернативы, Imagine Джона Леннона (John Lennon), в конце концов!

Постепенно, конечно, все устаканилось и консервативная природа культуры США взяла свое. Эпоха блокбастеров привнесла новые правила цензуры — на этот раз сугубо отраслевые. Формально никто не запрещал студиям и лейблам выпускать авторские работы, но они уже не приносили столько денег, сколько приносили в 70-е. Поэтому ставка делалась на массовые, эффектные и предельно понятные всем произведения. Эпоха интеллектуалов закончилась — пришел массовый, отдыхающий потребитель.

Разумеется, представленное выше обобщение — это лишь срез эпохи. В действительности не все было так однозначно. И в 50-е годы выходили фильмы-вызовы, вроде «Бунтарь без причин» или «Не склонившие головы», да и романы «Над кукушкиным гнездом» или «Над пропастью во ржи» никто не отменял. Равно как не отменял социальные графические произведения 80-х — например, «V — значит Вендетта». Просто есть частные примеры и есть характеристика социума и культуры эпохи, причем далеко не всегда они совпадают.

Ярким примером такого несовпадения как раз можно назвать вторую половину 80-х. В социальном плане в США в ту пору царил кризис, тогда как в кинотеатрах бурным ходом шли зрелищные блокбастеры от Стивена Спилберга (Steven Spielberg). Парадокс? Отнюдь! Просто еще одна смена культурного вектора. Впрочем, давайте вернемся к нашим баранам. Начиная с эпохи блокбастеров в Голливуде появился совершенно особый вид цензуры, характерный... формальным ее отсутствием (в сфере игр для консолей все было иначе, но это — отдельная тема для разговора — прим.).

И вот эта цензура царила в отрасли вплоть до настоящего времени. Голливуд не то чтобы не говорил на серьезные темы — просто он делал это в контексте массовой культуры, старался подстроиться под всех. Но это совершенно не значит, что хлестких фильмов не было вовсе. Взять хотя бы «Робокопа» или «Миссисипи в огне» — вроде, номинанты на Оскар, увлекательные, но при этом с социальным подтекстом, который никто даже не думал прятать за выстрелами и взрывами.

Именно в 80-е кинобоссы нащупали ту грань, которая позволила в равной степени отвечать вкусам и консервативно настроенной части США, и молодежи. И вот сейчас будет очень важный момент. Дело в том, что прежде цензурные функции выполняли специально обученные люди — политики, боссы корпораций, представители отрасли в целом. Сегодня же за цензуру отвечает само американское общество.

Эта маленькая на первый взгляд деталь на фундаментальном уровне отличает современную культуру от ситуации конца XX — начала XXI века. По сути, произошла социальная реминисценция: на смену всевозможным этическим кодексам пришли социальные институты: движения за права женщин, чернокожих и прочее, прочее, прочее. Именно эти объединения диктуют свою волю студиям, разработчикам видеоигр, музыкантам. И делают это гораздо успешнее своих предшественников из 50-х.

Они способны бойкотировать крупные блокбастеры, если те не отвечают их этическим принципам, они с завидной регулярностью начинают охоту на ведьм и — что самое страшное — пользуются поддержкой в обществе и от его лица (или с молчаливого согласия) осуществляют функции цензоров. Разумеется, далеко не все американцы расценивают сложившуюся ситуацию со знаком плюс, однако от мнения противников SJW и ЛГБТ-активистов ровным счетом ничего не зависит — они уже давно перестали быть значимой силой на культурной карте США.

Хватает и тех, кто не согласен, но молчит, поскольку любое сказанное в публичном пространстве слово моментально оборачивается травлей. Человек лишается всего — общественного положения, карьеры, он становится, что называется, «продуктом второго сорта». Думаете, мы передергиваем? Ну тогда вспомните Twitch. Скольких людей забанил сервис, но главное — за что? А ведь эти баны — прямое следствие культурной цензуры. Поверьте, в руководстве Twitch сидят далеко не дураки, и они прекрасно понимают, чем именно может обернуться бездействие с их стороны.

Девушка сильно сексуальна и пользуется этим во время трансляций? В бан ее, кричат активистки. И дамочку действительно блокируют. Человек случайно назвал трансгендера «мужиком»? Наказать! В фильме про Средневековье нет ни одного чернокожего персонажа? Хороший повод перемыть кости его создателям! В видеоигре отсутствует… ну, вы поняли. Поводом для остракизма может стать что угодно. Но при этом сугубо формально в США цензуры нет — ни рекомендательной, ни какой бы то ни было еще.

Трагедия состоит в том, что американское общество и самая протестная его часть — молодежь — фактически бездействует или активно поддерживает новый культурный порядок. В 70-е именно молодые люди и девушки согнули в бараний рог консерваторов и милитаристов, сегодня же их место занять просто некому. «Снежинки» либо жуют стерильную попкультурную жвачку, либо стоят в ЛГБТ-пикетах, либо просто молчат. В Европе ситуация не сильно лучше — там процесс изменения общества идет полным ходом.

Автор этих строк почти уверен, что в комментарии к материалу сбегутся либеральные на всю голову персонажи, целиком и полностью поддерживающие культурный беспредел SJW-барышень и прочих активистов. Обычно свою позицию они аргументируют следующим образом: дескать, это же и есть демократия! Возможность говорить о чем угодно и влиять на общество. Нет, господа и дамы, это не демократия. Настоящая демократия — это когда на равных свои мысли может высказывать и откровенный сексист/гомофоб, и ЛГБТ-активист. В настоящем, свободном демократическом обществе никто не пытается бойкотировать кинофильмы из-за отсутствия «сильных женских персонажей» или чернокожих актеров. И никто не травит человека лишь за то, что его мысли и точка зрения не совпадают с генеральной линией SJW или ЛГБТ.

***

Все это — признаки глубоко погрязшей в цензуре, несвободной культуры. Впрочем, альтернатива в лице государственного насаждения определенных ценностей не сильно лучше. Разница лишь в том, что насаждаемое извне рано или поздно меняется под влиянием той самой молодежи. А вот, когда молодежь, в принципе, «за», тогда… едва ли в обозримом будущем можно будет ждать чего-то хорошего.

+6
Комментарии 9