Эпилог — неизменная часть любой игры, но порой сценаристы рвут игроку шаблон, добавляя альтернативную, быструю или секретную концовки, помимо основной. Встречаются также и досрочные — в нашей статьей объясняем, что это такое, и предлагаем вниманию 10 игр с таким типом концовок. Материал содержит спойлеры, так что читайте его на свой страх и риск.
Один из главных примеров досрочной концовки был в знаменитой RPG Morrowind. Во многом, потому что разработчики стремились вывести концепцию открытого мира и полной свободы действий на новый уровень. А потому решили: почему бы сразу не посадить главного антагониста в его злодейский замок, а игроку объяснить уже в самом начале, куда надо прийти и кому надавать.
Нет, конечно, игрока стращали ужасным и почти что бессмертным Дагот Уром, предлагали выполнить длинную цепочку квестов, раскачать персонажа, обзавестись зачарованным супероружием, набить инвентарь зельями здоровья под завязку. Но все это было необязательно. Или не совсем обязательно — существует несколько вариантов убийства Дагот Ура.
В самом быстром сценарии (на видео выше) спидранер убивает всех персонажей, чтобы завладеть нужным оружием, хотя оно достанется и так, если не торопиться и пройти немного вперед по сценарию. Далеко не каждый на такое согласен.
В этом и соль досрочных концовок — вместо того, чтобы придерживаться очерченного сценаристами плана, игрок «в чем мать родила» влазит в первое попавшееся подземелье и палкой-копалкой убивает главного антагониста. Или приходит убивать босса немного прокачавшись, просто потому что считает себя достаточно сильным. Либо ваншотит после сотни-другой дополнительных квестов, в качестве рядового моба.
Конечно, в Morrowind не все так просто: надо знать, где искать нужное оружие, понимать ход боя с боссом и подобрать билд персонажа. Но мы полагаем, что суть «досрочной концовки» ясна. И, конечно, большинство таких игр развиваются в открытом мире, когда главный герой и антагонист дышат одним воздухом.
Эти игры не просто так вошли в «пантеон богов» RPG 90-х: в них был реальный ролевой отыгрыш, существовала ответная реакция на медлительность игрока, после чего наступали последствия. Касалось это и концовок. Если кто не знает, то в первой игре плохой концовкой была та, в которой Избранный не успевал раздобыть водяной чип для Убежища 13 за 150 дней.
Досрочная концовка в Fallout открывалась гораздо раньше, когда вместо поиска чипа игрок переходил на сторону Создателя супермутантов (или ломался под пытками его Лейтенанта) и раскрывал местоположение Убежища 13. После этого он вместе с другими супермутантами (либо только они) нападали на Убежище и захватывали его жителей, на чем игра заканчивалась.
В Fallout 2 перейти на сторону плохишей уже нельзя, а времени у игрока так много, что дождаться плохой концовки проблематично. Подход здесь более линейный — в зависимости от своих действий игрок получит ту или иную концовку, главное продолжать играть. Но досрочно завершить игру все же можно.
Для этого враждебно настраиваем кого-либо из жителей родной деревни Арройо к Избранному и/или раним кого угодно в поселении. Тогда на выходе из деревни главному герою привидится образ местного шамана со словами: «Деревня умирает. Наше будущее умирает с ней», на чем игра закончится и появится меню. Шаман появляется и по мере прохождения игры, но уже с другим посланием. Примечательно, что находясь в деревне можно убить самого шамана, а его образ с сообщением о смерти деревни все равно привидится игроку.
В обеих играх существовали досрочные концовки на случай смерти — от лучевой болезни, нехватки здоровья или в бою, завершавшие игру некрологом по главному герою.
В аддоне The Following популярного зомби-экшена Dying Light есть плохая и хорошая концовка, но также есть и досрочная. В духе Morrowind игроку позволено проигнорировать сюжетные квесты и в любой момент активировать ядерную бомбу (которая обычно активируется в хорошей концовке).
И бомба, и три ключа к ней, находятся в игровом мире уже на старте, собрать их можно с минимальной прокачкой уже на втором часе прохождения. Потребуется ключ от армейского транспорта (склад зернохранилища, ящик охраняет Левиафан), карта активации (прицеплена к утонувшему солдату в водоеме за плотиной) и коды запуска (в ящике под водой на востоке карты). Бомба в мобильном армейском штабе, что стоит на мосту неподалеку от магазина автозапчастей.
Открываем прицеп, вводим карточку в компьютер, после загрузки вводим пароль и, наконец, скармливаем бомбе коды активации. Всё, DLC пройдено!
Вышедшая в 2007 году ролевая игра в открытом мире Two Worlds не оправдала ожиданий аудитории, однако в ней был забавный эксплойт, позволяющий завершить игру (с настоящей концовкой) буквально за 2-3 минуты. Главный злодей Гандохар знакомится с протагонистом уже в первой деревне, но представляется положительным персонажем. Игра позволяла напасть на него сразу же, но он был слишком силен и оказывался не по зубам только «родившемуся» герою.
Зато геймеры попытались использовать само окружение. Гандохар — маг и бросается в игрока огненными шарами, который «наводится» не замечая препятствий вроде NPC и мелких предметов. Игроки нападали на главгада в самой деревне и прятались за любым NPC, подстраивая ситуацию так, чтобы Гандохар атаковал кого-то из местных, а не героя. Игра трактовала это как «нападение на деревню», так что на обидчика сбегалась разъяренная толпа крестьян.
То ли рядовой землепашец был сильнее нашего Избранного, то ли топоры и вилы у них были той системы, но все вместе крестьяне довольно бодро и быстро забивали Гандохара насмерть. А раз победный ролик был завязан на его смерть, игра тут же считалась завершенной. К сожалению, через пару патчей эту проблему исправили и теперь крестьяне не наносят урона, но сама возможность так пройти игру была крайне забавной.
Досрочная концовка встречается и в линейных играх, как правило, ведет к плохому финалу и сделана очень просто: игроку не надо дергаться, а просто следовать заранее намеченному плану. Среди популярных игр это We Happy Few (просто прими таблетку!), The Path (иди к дому бабушки не сворачивая) и пролог Far Cry 4 (во фриплее к Пэйгану можно завалиться только в последней четверти прохождения) — мы уже о них рассказывали.
Но разработчики Saints Row 4 пошли дальше — они решили не сливать игрока в начале, а замаскировать досрочную концовку под сюжетную развилку посредине игры. В Симуляции, куда Президент попадает после нападения инопланетян на Землю, главный злодей Зиньяк предлагает ему пройти в красную дверь, чтобы сдаться и пожертвовать собой ради спасения человечества. За синей — неминуемая смерть главного героя.
Как многие уже догадались, это одновременно отсылка к культовой «Матрице», где Морфиус предлагал Нео выбрать красную таблетку (шокирующая правда реальности) или синюю таблетку (остаться в блаженном неведении). Тут тоже инопланетный захватчик мамой клянется, что не предаст.
Однако если последовать известному выбору, то игра закончится, а игрок получит достижение «Вы выбрали неправильно». На экране с титрами будет написано, что слово Зиньяка ничего не стоит и он банально «развел» игрока, так что в следующий раз стоит выбрать синюю дверь и продолжить борьбу.
Похожий вариант (с предательством) встречается в Sekiro: Shadows Die Twice. В середине игры можно согласиться на предложение Филина и предать Куро. Но это не сработает: Волк просто сойдет с ума и превратится в демона ненависти, прикончив самого Филина.
Сценаристы Obsidian реализовали в Tyranny множество разнообразных концовок за разные фракции и принятые игроком решения, но есть в ней и досрочная, причем вполне очевидная. Для этого, как бы игра ни заставляла шевелиться по сюжету, торопиться с выполнением первого акта не нужно.
Являясь Вершителем, по сути, одним из главных чиновников в иерархии деспотичного тирана Кайроса, нам просто нужно произнести его Эдикт Казни и ничего не делать неделю. Зачем лезть в дела Опальных и Алого Хора, которые вместо подавления затяжного бунта жителей Долины лишь проедали бюджеты и ставили друг другу палки в колеса?
Прождав обозначенное в эдикте время, игра будет завершена, а ВСЕ находящиеся в долине умрут. При этом разработчики позволяют не торопиться с чтением приказа, а сперва поспать после долгой дороги. Если прочитать Эдикт после обозначенного дедлайна, то на выполнение игровой задачи будет уже целый год.
Приключения Геральта из Ривии во второй части саги могут внезапно оборваться в самой обыденной ситуации. Так, в самом начале игры можно хамить и угрожать Вернону Роше, отказаться сотрудничать с ним и, по итогу, напасть. Наверняка многие игроки так и делали. Заслышав шум, охранник, стоящий у двери, влетит в комнату и всадит арбалетный болт в спину Геральта.
Другой вариант досрочно завершить игру есть во Флотзаме. По сюжету мы должны спасти Лютика и Золтана от казни через повешение, и все внимание концентрируется на отвлечении стражи, в то время как битва с палачом не вызывает сложностей. Но если взять и продуть палачу, то спасение обернется катастрофой: Геральта вздернут на виселице вместе с друзьями, а Трисс постоит в сторонке.
В «Ведьмаке 3», кстати, досрочные концовки пока не обнаружены, несмотря на обилие самых разных вариантов окончания трилогии, даже с учетом возможного отказа от финальной битвы с боссом в Blood and Wine. А, согласитесь, было бы весело согнуть и разогнуть «Дикую Охоту» в духе Morrowind уже в самом начале, а не играть с ней в «кошки-мышки» на протяжении всей игры.
В этой игре сразу 26 концовок, из них 5 считаются основными, а все остальные шуточные досрочные. Увидеть некоторые из них можно уже в прологе, поскольку в нем нет сохранений и по протяженности он занимает часа полтора (причем если умрете там — то все, начинайте заново).
Большинство дополнительных концовок просты: извлекаем чип с ОС и проигрываем из-за потери контроля, устраиваем взрыв на космической станции и погибаем как самоубийца, употребляем в пищу скумбрию и умираем от отравления. Другие концовки посложнее и возникают при побеге от нужного события или от намеренного убийства важного по сюжету персонажа.
То есть разработчики решили не скидывать прохождение к контрольной точке, а показать, что случилось бы с Nier или её заданием после действий игрока.
В «Мор. Утопия» досрочных концовок несколько. Если не выполнить основное задание Бакалавра в первый день, то в конце герой умирает… якобы из-за того, что обследовал заразный труп Симона и подхватил болезнь. Героине Самозванке требуется исцелить умирающего человека и заслужить репутацию святой, иначе её сожгут на Пустыре Костяного Столба. Гаруспик может поселиться в его родном доме, не зная, что с ним стало на самом деле (конец немного предсказуем).
В «Мор: У Мраморного Гнезда» врача, борющегося со вспышкой чумы, в начале прохождения посетит персонаж по имени Чума, и скажет, что город она уже захватила, а победить старуху с косой человеку не под силу, так что лучше просто сдаться и принять смерть, как данность. Согласившись, игра сразу будет закончена.
Цитадель Рейнджеров — важная часть начального прохождения RPG Wasteland 2, но у базы есть один фатальный недостаток. Кто-то оставил без присмотра кнопку подрыва ядерной бомбы (как и саму бомбу). Стоит только шаловливым ручонкам проникнуть Цитадель, ничто не помешает им взвести таймер на бомбе (тут даже коды не требуются!).
Но этот вариант, разумеется, считается провальным, хотя в переиздании знаменитой постапокалиптики этот вариант досрочной концовки все еще присутствует.
Какая досрочная концовка запомнилась вам больше всего?
Пройти опрос
В другой кампании, если затянуть с атакой на территории нежити, оттуда на остальные территории полезут армии, которые уничтожат всех лордов. Даже если вам удастся выживать, сюжетную кампанию уже не завершить. Можно там, как в Морровинде, забить на подготовку, и сразу рембовать врага... Если сил хватит.
В игре вообще имеется куча неканоничных концовок, при невыполнении важных миссий, например «ваш отец умер», «короли не любят ждать», и т. д.