Когда речь заходит об играх о Бэтмене, то большей части современных геймеров приходит на ум Arkham-трилогия от англичан из Rocksteady Studios. Великолепные, отточенные до мелочей видеоигры сделали репутацию небольшой компании, которая прежде успела отметиться лишь довольно своеобразным, но все же проходным шутером для PlayStation 2. Сейчас по Всемирной паутине активно гуляют слухи о возможном продолжении цикла. Говорят даже, что новую главу истории представят 13 декабря на The Game Awards 2019. Но вот что интересно: в акрехемской серии есть как минимум один проект, про который сегодня не принято вспоминать. Называется он Batman: Arkham Origins. И, да, это приквел.
Строго говоря, Arkham Origins не повезло еще до рождения. Во-первых, создавала игру не сама Rocksteady, а команда WB Games Montreal, в послужном списке которой на тот момент засветился лишь порт Arkham City на Wii U. «Разве может получится что-то хорошее, раз за работу взялись фактически новички?», — вопрошали фанаты. И были, наверное, в чем-то даже правы. Уж слишком необязательной казалась Origins на фоне грядущей, но еще не анонсированной заключительной части трилогии.
Второй аспект касался выбора платформ. Дело в том, что проект WB Montreal создавался для доживающих свой век PlayStation 3 и Xbox 360. Если помните, осенью 2013 года Sony и Microsoft отправила в магазины первые партии консолей нового поколения — PlayStation 4 и Xbox One. Так что все внимание продвинутой части геймеров было приковано к Next-gen-системам, а игры для устаревающих на глазах приставок воспринимались по большей части как необязательный для ознакомления филлер.
Наконец, уже после релиза Arkham Origins пинали и журналисты, и геймеры. С их точки зрения, молодая команда собрала, по сути, рескин Arkham City — весьма интересный, но вторичный по отношению к первоисточнику. Вся эта совокупность факторов привела к тому, что сегодня даже сама Warner Bros. предпочитает не вспоминать о приквеле. Его не включают в официальные переиздания для PS4 и Xbox One, а саму аркхемскую серию именуют не иначе как трилогией. Что странно, поскольку события Origins официально включены в канон — о них даже вспоминают некоторые злодеи из Arkham Knight. Дескать, да-да, Бэтс, ты меня вон тогда повязал, но сегодня твоя уж точно не возьмет. Тем не менее у Arkham Origins до сих пор есть как минимум несколько козырей в рукаве. Вот о них-то мы и поговорим.
Так уж вышло, что большая часть произведений о Бэтмене, за исключением комиксов, либо пересказывает ориджин героя, либо фокусируется на том отрезке биографии Темного рыцаря, когда он уже известен всему Готэму. Batman: Arkham Origins, как и первый фильм Тима Бертона (Tim Burton), ведет отсчет от несколько иной даты. Бэтмен в игре уже не новичок, который только-только пробует свои силы в борьбе с преступностью, но еще не матерый супергерой.
В мире Arkham Origins Бэтмен уже сделал свои первый шаги: создал образ и костюм, начал щемить уголовников по подворотням, но преступники все еще не воспринимают его всерьез. Многие и вовсе думают, что человек в костюме летучей мыши — это такая городская легенда. Дескать, если будешь сильно плохим мальчиком, то за тобой придет злобный дядя и накажет. Вот это самая беспечность нередко и оборачивается для уголовников самыми печальными последствиями.
Бэтмен в AO отличается от себя самого в играх Rocksteady. Он импульсивен, жесток, нередко действует в буквальном смысле на удачу. У него нет напарников, а вся полиция Готэма готова изрешетить пулями новоявленного защитника сирых и обездоленных. И вот эти мелкие детали в сочетании с десятком-другим отсылок к работам Rocksteady, кино, комиксам превращают проект WB Montreal в самобытное произведение. Сеттинг Arkham Origins действительно отличается от всего того, что мы видели в Arkham Asylum и Arkham City. И это, кроме шуток, нереально цепляет.
Завязка сюжета Arkham Origins незамысловата. В одну прекрасную ночь бандит и бизнесмен по прозвищу Черная маска открыл охоту на Бэтмена. Для этого он призвал к себе на помощь наемников. В их число вошли такие колоритные личности, как Бэйн, Светлячок, Электрошокер, Детстроук, Шива, Медноголовка и Дэдшот.
Задача перед этой компанией поставлена весьма прозрачная: найти и обезвредить Темного рыцаря любой ценой. Собственно, сражениям с убийцами и посвящена добрая половина сюжета Arkham Origins. Некоторые битвы вписаны в основной сюжет — другие вынесены в сайд-миссии. И, поверьте на слово, почти все квесты в AO получились на диво хороши.
Например, сражение с Детстроуком — это испытание на тайминги. Пройти этого наемника нахрапом, мэша одну клавишу за другой, просто не получится. Напротив, Электрошокер, несмотря на грозный внешний вид, едва ли вызовет хоть какую-то трудность. И не потому, что разработчики поленились накрутить сложность — просто он такой злодей. И уж совершенно точно вам запомнится столкновение со Светлячком — этого любителя поджигать все и вся крайне сложно забыть.
Но и это еще не все. Помимо наемников, в Arkham Origins есть и другие знакомые по вселенной Бэтмена злодеи. Загадочник, Безумный Шляпник, Анарки — каждому из них посвящена отдельная сюжетная арка, проходить которую действительно интересно. Плюс не стоит забывать Мистера Фриза, который появился в DLC к игре. Его история почти наверняка зацепит тех, кто искреннее фанатеет от вселенной DC.
Прежде чем продолжим, небольшое, но КРАЙНЕ ВАЖНОЕ предупреждение. Следующие пару абзацев будут посвящены герою, чье присутствие в Arkham Origins скрыто на протяжении как минимум первой трети прохождения. Поэтому, если вы если не проходили AO и боитесь спойлеров, то смело пролистывайте материал до следующего пункта. Да-да, вон туда — к рассказу о режиме детектива.
Ну все, теперь можно продолжать. Так вот, главное украшение сюжета Arkham Origins — это, безусловно, Джокер. Он безумен, хитер и жесток. Идеальный противник для Бэтмена. Собственно, знакомству этих двоих и посвящена изрядная часть сценария: в том числе та, в которой дают поуправлять самим клоуном и охмурить Харлин Квинзель — будущую Харли Квин.
WB Montreal отлично показала, как именно образовалась психологическая связь между психопатом-убийцей в гриме и Бэтменом. Филигранно, аккуратно точно, но при этом зрелищно. Возьмем на себя смелость сказать, что сцена в отеле — это, наверно, один из лучших эпизодов во всей серии Arkham. Самое главное, что удалось добиться разработчикам — это омолодить Джокера. Он в Arkham Origins, как и Бэтмен, отличается от себя самого в играх Rocksteady. И это действительно круто.
Люди, которые знают о Бэтмене исключительно из кино и видеоигр, не всегда понимают, какого черта темное альтер эго Брюса Уэйна носит звание величайшего детектива. В играх до появления Arkham Asylum этот момент редко фигурировал, а киноленты больше концентрировались на мордобое — опять же, до выхода в прокат трилогии Кристофера Нолана (Christopher Nolan). Разработчики Arkham Asylum фактически первыми решились показать сыскные способности Бэтмена. Сделано это было при помощи так называемого режима детектива. В определенный момент камера в игре переключалась в режим от первого лица и Бэтмен оказывался вынужден собирать улики. А потом идти по следу преступника.
В сиквеле Rocksteady фишка сохранилась, но именно в Arkham Origins режим детектива получил настоящее развитие. Сотрудники WB Montreal заставили героя в буквальном смысле по крупицам, при помощи голограмм, восстанавливать картину преступлений. Причем не только в сюжетных заданиях, но и в сайд-квестах. И это действительно цепляло. Неважно, чем именно ты занимался — пытался понять, что случилось в пентхаусе Черной маски или вычислял, откуда стреляет снайпер — проводить расследования в Arkham Asylum было безумно интересно. Даже смешно, что в завершающей части трилогии Rocksteady так бездарно слила этот аспект игрового процесса.
Наконец, самое главное. Batman: Arkham Origins — это просто ОЧЕНЬ хорошая игра. Глобально она действительно мало чем отличается от City и Asylum, но это не мешает ей оставаться одной из лучших интерактивных историй о Темном рыцаре: захватывающей и местами мрачно-депрессивной.
Игра ничуть не устарела и даже по сегодняшним меркам смотрится крайне здорово. Кроме того, Arkham Origins стала последней на данной момент частью серии, в которой есть полноценные сражения с боссами, что выгодно отличает ее от более поздней Arkham Knight. А еще в ней нет убого стелса на Бэтмобиле. И расследования, как уже говорилось выше, сделаны на 5+.
***
Увы, для большей части геймеров Batman: Arkham Origins до сих пор остается забытой главой в истории одного из лучших игровых сериалов в мире. И это действительно печально, ведь сотрудники WB Games Montreal в своем сольном проекте выложились на все 100%. Недаром же события AO в итоге вошли в канона.