Обзор Stronghold: Warlords. Удалось ли возвращение культовой серии?
В 2001 году первая Stronghold влюбила в себя множество игроков. Серия закрепила успех блестящей Stronghold Crusader, но затем забуксовала, а с 2014-го и вовсе замолчала. К счастью, уже 9 марта состоится релиз продолжения под заголовком Warlords. Каким получилось возвращение популярной стратегии, расскажем в этом обзоре.
Дефибриллятор для жанра?
Глобальные стратегии сегодня чувствуют себя уверенно. Геймеры как минимум ежегодно получают новую Total War, да и возможность захватить Европу Сквидвардом в великолепной Crusader Kings 3 (одной из лучших стратегий всех времён, между прочим) никто не отменял. А вот в жанре классических RTS царит безрыбье. Конечно, порой выходит что-то вроде неплохой Iron Harvest или ремастера Command & Conquer, но по-настоящему крутых RTS мы не видели со времён Halo Wars 2 (а это аж 2017 год).
Серия Stronghold всегда была одним из столпов, на которых держался жанр, и многие фанаты с нетерпением ждали Warlords. Игра обещала любопытный восточный сеттинг (хотя многим его хватило ещё в Total War: Three Kingdoms), новую систему военачальников, увлекательное строительство и немалое разнообразие.
К последнему действительно никаких претензий. Режимов здесь несколько, и, конечно же, первым делом новичок отправится в кампанию… вот только назвать её сюжетной можно с трудом. Всего нам предлагаю истории пяти восточных правителей, и чуть ли не каждая сводится к фразе: «Я добрый, но вокруг злые враги — давайте им наваляем».
Геймплей за каждого из правителей отличается: один сюжет поведает основы геймплея, второй — научит создавать могущественную экономику и пользоваться дипломатией, третий расскажет, как сделать армию непобедимой. При этом кампании открываются по мере прохождения, и если изучать основы за Тхун Фана вам неинтересно, то страдайте — пропустить унылый геймплей (а он порой будет очень унылым) не получится.
На одном из первых уровней заданием будет мастерить топорики и луки, параллельно отбиваясь от врагов, — и это самое утомительное из того, что может предложить игра. Всё дело в том, что ИИ в игре невероятно туп: если при массированной атаке ещё можно не заметить нелепости в его поведении, то оборона вскрывает их на все сто. Обычно вражеский военачальник собирает небольшие кучки солдат и отправляет их к нашим стенам. Если поставили на них десяток лучников, то можете забыть об угрозе — в большинстве случаев враги и близко подобраться не успеют.
В итоге остаётся лишь вяло наблюдать, как крестьяне работают в мастерской, а затем несут предметы в оружейную. Нет, обустройство города, создание экономики, возведение зданий и прочее является лучшей частью Warlords, просто в сюжетных заданиях большинство увлекательных механик порезано. Совсем как дать Думгаю задание разорвать в клочья триста демонов, а потом вручить самый скучный пистолет и раскидать по арене самых слабых монстров.
Впрочем, интересные активности тоже встречаются. Например, однажды нужно будет основательно подготовиться и пятнадцать минут сдерживать массовые заскриптованные (собственного ума ИИ на такое не хватает) атаки — и последние волны действительно заставят понервничать. В другой раз придётся постоянно защищать военачальников от нападений, ведь другого источника необходимых ресурсов на карте попросту не будет.
Да, теперь за ресурсы отвечают ещё и военачальники: нововведение довольно простое, но его влияние на геймплей переоценить невозможно. На карте помимо нашей базы и оплота врага раскиданы поселения этих воевод: если добраться до них и захватить, то побеждённые будут пополнять наш склад ценным барахлом. Мелочи доставят автоматически, а для получения от вассалов приличного количества ресурсов потребуются очки дипломатии.
Конечно же, не устоят перед соблазном кого-нибудь захватить и другие лорды. По сути, система напоминает контроль точек: тот, кто удерживает большее количество военачальников, получает больше ресурсов — а значит, доминирует на поле боя. В целом, система работает, но только не с простоватым ИИ.
Война никогда не меняется
Ещё один режим — противостояние. Выбираете карту, размещаете там желаемое количество врагов и отправляетесь на войну. Вот только если в сюжетке ИИ способен удивить хотя бы скриптами, то самостоятельно он действует совсем уж неважно. Доставить неприятности противники смогут разве что в первые разы, при помощи катапульт, но, однажды поняв, как с ними бороться, становишься единственным хозяином на поле боя.
Отбиваться от набегов жалких горсток солдат — легче лёгкого. Стирать базу врага в порошок, увы, не шибко сложнее. Сначала война покажется довольно интересной: для победы нужно использовать тактику, расставлять лучников на возвышенности, прятать быстрый отряд, который нападёт с тыла и уничтожит смертоносные «фейерверки» противника — заниматься этим увлекательно. Вот только спустя непродолжительное время каждый обнаружит досадный промах Stronghold: Warlords: противники не реагируют, когда мы нападаем на соседние группы.
По сути, можно взять пятёрку отважных лучников и вынести ей целое поселение. Просто подходим на расстояние выстрела и поливаем стрелами ближайший отряд врагов, пока остальные наблюдают за смертью коллег и размышляют, по ком звонит колокол. Повторяем, пока база не опустеет. Конечно, если у военачальника есть кое-какая оборона, то можно взять с собой «танка», который будет впитывать урон, но происходящее в любом случае воспринимается не иначе как театр абсурда.
Короче говоря, схватки с ИИ в Stronghold: Warlords очень неубедительны. К счастью, это не приговор, ведь есть в игре механика, которая искупает большинство грехов.
Я строю города
Процесс создания преуспевающего поселения — светлая сторона Warlords. Можно организовать оборону, либо и вовсе выбрать режим песочницы, в котором нет места врагам, спокойно заняться созданием сытого, счастливого и преуспевающего владения — и ни на секунду не заскучать.
Число факторов, за которыми придётся следить, просто поражает. Предусмотрены десятки ресурсов и параметров, каждый из которых невероятно важен и связан с остальными. Популярность в народе, количество золота в казне, плотность населения, очки дипломатии, запасы древесины, камня, железа, риса, овощей, мяса, одежды и даже топоров и луков в арсенале — упустим хоть что-то, и победы не видать.
В основе всего стоят крестьяне, которые должны быть более-менее счастливыми. Именно простые трудяги рубят лес, добывают камни, работают в шахтах, мастерят орудия, выращивают рис, разводят свиней, и они же, в конце концов, пополняют ряды армии. Если они живут в плохих домах, не получают достойного питания и ходят в рванье, то попросту найдут себе другого правителя. А вот довольное поселение можно обложить налогом повыше.
А ведь в Stronghold: Warlords есть место и случайным событиям. К примеру, засуха легко может стать врагом в разы страшнее ИИ: она уничтожает урожай и способна спалить чуть ли не половину построек. Как-то раз именно засуха принесла мне победу в онлайн-противостоянии.
Тогда я еле отбился от суровой атаки соперника и ни за что не пережил бы ещё одной осады, но, к счастью, на помощь мне пришла погода. Погибший урожай привёл крестьян незадачливого правителя в уныние, а пара подпалённых лесопилок и домов (которые соперник удачно построил друг рядом с другом) уничтожила вероятность оперативно поправить дела. В итоге несчастные работяги разбрелись, оставив армию без резерва, а я воспользовался кратковременным шансом и снёс вражескую базу подчистую. Хотя по закону Мёрфи рандом чаще пакостит, чем помогает.
Выйдем раз на раз
Версия для прессы не радовала высоким онлайном (его не было вообще), но, к счастью, в Discord мне удалось отыскать пару коллег, которые стали достойными противниками и разделили давно забытое счастье крутых RTS-противостояний.
Если схватки с ИИ полны уныния, то война с живым человеком — другое дело: вы боретесь за военачальников, пытаетесь перехитрить друг друга, снести пару жизненно важных построек, зажать армию в клещи, сами попадаете в умелые ловушки — ради такого опыта купить Stronghold: Warlords определённо стоит. Именно в мультиплеере игра по-настоящему раскрывается и с тактической, и с экономической стороны. Легко проходите тест на знание стратегии? Тогда проверьте себя в местном мультиплеере.
При этом есть возможности и для мультиплеерных разборок три на три, и для PvPvE, когда на карте компанию живым игрокам составляет ИИ (его вмешательство способно серьёзно спутать карты).
Онлайн способен стать чёрной дырой для свободного времени, но ни о единой проведённой в нём секунде не жалеешь. Да, порой вид врага, сносящего твои стены, и заставляет орать в голос от ярости, но… это ли не признак хорошей RTS?
***
Несмотря на все свои недостатки, Stronghold: Warlords оставляет очень приятные впечатления. В конце концов, сюжетку можно пропустить, ИИ — избегать, а внимание сконцентрировать на строительстве и мультиплеере. Эх, если бы разработчики добавили по-настоящему интересную кампанию и научили искусственный интеллект уму-разуму! Цены бы этой игре не было.
Если вы любите RTS и ищете новых впечатлений от жанра, то Warlords придётся вам по душе. Однако если вы только присматриваетесь к стратегиям в реальном времени, то лучше начать с чего-то менее бюджетного и более эпичного: выбор, слава богу, пока ещё есть.
А вам интересна Stronghold: Warlords?
-
Firefly Studios покажет на E3 2019 новую игру в серии Stronghold с совершенно иным сеттингом
-
ТОП-40 лучших стратегий за последние 10 лет (2015-2023)
-
Гайд по добыче всех ресурсов в Stronghold: Warlords
-
«Ваша казна пустеет, милорд» — в новом трейлере Stronghold: Warlords показали экономическую кампанию
-
Тест: насколько хорошо ты разбираешься в тактике и стратегии?