Assassin's Creed исполнилось 12 лет: вспоминаем, что привнесла в индустрию главная игра Ubisoft. Спойлер: не только вышки

На днях первая часть Assassin's Creed отметила свое двенадцатилетие. За эти годы сериал о профессиональных убийцах в капюшонах оброс кучей номерных выпусков, несколькими спин-оффами, книгами, комиксами и даже кинофильмом по мотивам. Все это стало возможным благодаря компании Ubisoft, которая много лет назад решила выпустить замену буксующему циклу Prince of Persia. В этом материале мы решили вспомнить, чем же стала для индустрии первая Assassin's Creed. Устраивайтесь поудобнее — будет интересно.

Не секрет, что среди российских геймеров немало людей, которые относятся к сериалу от французского издательства с иронией — если не с презрением. Дескать, еще одна дойная корова, которая из года в год приносит своим создателям миллионы, но при этом почти не меняется. Отчасти это высказывание справедливо — владельцы бренда действительно крайне неохотно меняют концепцию AC, отдавая предпочтение эволюционному подходу. Однако давайте смотреть правде в глаза: двенадцать лет назад никто даже подумать не смел, что Ubisoft что-то делает неправильно.

В середине нулевых французы продвигали совсем иной бренд — Prince of Persia — и как раз он успел порядком надоесть публике. Дело, конечно, в крайне слабой Prince of Persia: The Two Thrones, которая, как и следует из названия, пыталась усидеть на двух стульях. С одной стороны, вернуться к сказочной атмосфере The Sands of Time и с другой — попытаться сохранить все лучшее, что привнесла в историю королевича Warrior Within. Получилось ни шатко ни валко: любителям «Схватки с судьбой», например, не хватило жестокости и отрубания конечностей с неприкрытым эротизмом некоторых героев. Усугублял ситуацию абсолютно вторичный геймплей. В The Two Thrones было банально неинтересно проходить.

А потом случился анонс Assassin's Creed. Небольшой, но очень стильный трейлер, интригующий сеттинг, обещания социального стелса — все это завораживало. Тогда казалось, что вот оно, новое поколение, совсем рядом — только руку протяни. Игра не создавалась как кросс-платформа, обещала невиданный уровень графики плюс полное погружение в исторический сеттинг эпохи великих крестовых походов. Чем не повод для гордости за Ubisoft? Именно потому кредит доверия к авторам был высочайшим — никто не верил, что Assassin's Creed сможет провалиться.

Но вот состоялся релиз и выяснилось, что… свои обещания разработчики, в общем-то, выполнили, вот только самой игре это особо не помогло. «О — однообразие» — ярлык, что с легкой руки некоторых журналистов повесили на проект, которому несколько месяцев до того пели дифирамбы абсолютно все: от геймеров на форумах до сотрудников уважающих себя журналов. Неужели действительно провал? К счастью, нет. Просто за фасадом скрывалась немного не та игра, которую грезились увидеть.

Первые полтора часа Assassin's Creed действительно вызывала восторг. Отличная постановочная миссия с проникновением в обитель ассасинов, провал Альтаира, первые заказные убийства, бег наперегонки со стражниками. Проблема новой игры Ubisoft крылась в синдроме завышенных ожиданий. От работы Ubisoft Montreal ждали праздника, прорыва во всех областях игростроения, а вместо этого получили работающую механику социального стелса, увлекательный (кроме шуток!) сюжет и возможность забраться на очередную вышку. Да, со временем все убийства ключевых противников скатывались к шаблону. Безусловно, пройти первую часть залпом едва ли выйдет. Но в остальном Ubisoft Montreal запустила просто гениальную франшизу, сочетающую исторические мотивы и местами неприкрытую фантастику.

Давайте к описанию сериала подойдем с несколько неожиданной стороны. Дело в том, что в литературе существует разделение на исторические романы и романы на фоне истории. В первых главное четкое следование фактам. А вот романы на фоне истории используют эту самую историю как бэкграунд для собственного рассказа. Так вот, Assassin's Creed стала едва ли не первым в мире по-настоящему успешным интерактивным романом — вполне себе произведение Дюма или Сабатини от геймдева.

Сценаристы смешали в одном флаконе реальных исторических личностей (и орден, и старец действительно существовали, как и некоторые тамплиеры, к слову), откровенную выдумку, детали эпохи и на выходе получили произведение, в чью достоверность можно даже поверить — в особенности, если отбросить всю эту мишуру с яблоком Эдема и исследованием «Абстерго».

Во-вторых, сотрудники Ubisoft Montreal совершили концептуальный прорыв. Дело в том, что до Assassin's Creed использовать концепцию открытого мира (aka «песочницы») решались в основном люди, поставившие цель скинуть с трона великую и ужасную Grand Theft Auto. А вот сюжетные игры, если не брать в расчет жанр RPG, оставались преимущественно линейными. Выход Assassin's Creed таким образом сумел доказать, что sand-box может существовать в отрыве от пушек, бандитов и полицейских.

Наконец, разработчики пересобрали саму концепцию скрытных действий. Прежде любая стелс-игра следовала двум паттернам. Мы либо как в Hitman прятались за чужой личиной у всех на виду, либо ныкались по кустам, чердамкам да подвалам, пережидая охрану и двигаясь от тени к тени. Ну, либо косплеили коробку из-под телевизора. В Assassin's Creed стелс был совсем иного плана. Большая часть локации была открыта для посещения изначально. В запретные зоны же можно было проникнуть как при помощи паркура, так и прикинувшись местным жителем — богомольцем в белых одеждах. И все это в самом настоящем открытом мире — дерзость, которую iO Interactive себе просто не могла позволить в легендарной Blood Money.

Понятно, что сейчас все эти возможности кажутся смешными — прошло уже двенадцать лет. Однако в 2007 году Ubisoft выпустила игру, чья концепция разительно отличалась от всего того, что геймеры видели прежде. Важная оговорка: речь идет о концепции в целом, а не отдельных ее частях. Понятно, что и стелс, и зрелищная боевка на мечах, и паркур — все это существовало и до AC. Но произведение делает ценным не ингредиенты, а умение автора соединить их в правильной пропорции.

И вот с этим у Ubisoft Montreal, несмотря на всю желчь от некоторой части аудитории, все было в порядке. Assassin's Creed мгновенно стала хитом. Про игру говорили на каждому углу. Да, временами костерили, но обычно любая беседа заканчивалась примерно так: «Ну вот жаль, что Ubisoft вот здесь и здесь маху дала, но ведь в сиквеле она точно не подведет! Классная же идея».

Самое главное, что компания не нажала на тормоз, а начала развивать идеи, заложенные в первой части франшизы. Все это вылилось не только в одну из самых узнаваемых серий в мире (серьезно: про AC знают даже те, кто геймпад ни разу в руках не держал), но настоящую революцию, плоды которой мы пожинаем и ныне. Просто посмотрите, сколько в отчетный период народилось боевиков в открытом мире, которые не пытаются быть «как GTA». Во многом это заслуга Ubisoft.

***

Можно по-разному относится к французскому издательству и его главной игре, но нельзя отрицать очевидного. Assassin's Creed внесла просто гигантский вклад в массовую культуру. И речь даже не идет о всевозможном мерче, книжках и комиксах. Ребята в капюшонах стали символом видеоигр — их глобальным маскотом. Брендом, работающим на внешнюю аудиторию также успешно, как когда-то это делала Resident Evil, Tomb Raider, Final Fantasy и Metal Gear Solid. Говорим «видеоигры» — подразумеваем Assassin's Creed. И наоборот. Как бы хейтерам не хотелось обратного. Засим откланяемся. До встречи на страницах VGTimes.

+3
Комментарии 1