Обзор Mafia 3 — мыло, деньги, рок-н-ролл
В семействе экшенов с открытым миром, пренебрежительно называемых «GTA-клонами», серия Mafia держится особняком. Эдакая чопорная европейская тетушка с неизменно серьезным выражением лица. Пусть у старушки иногда случаются помутнения рассудка, и не все выходит одинаково хорошо, внутри она остается той же: аристократичной, немного надменной, но горячо любимой и способной преподносить приятные сюрпризы. Причем иногда, похоже, — неожиданно даже для самой себя.
Вьетнамский синдром
Смена сеттинга определенно пошла серии на пользу. Нью-Бордо, прототипом которого послужил Новый Орлеан, вышел ярким городом контрастов, который не спутаешь с Лост-Хевеном и Эмпайр-Бэй.
Новый главный герой тоже неплох. Линкольн Клей — мужчина зверской наружности и нелегкой судьбы. Он мускулист до неприличия, не дурак выпить и подраться, да и с оружием обращаться умеет. Война во Вьетнаме не только научила его убивать, но и, как это часто бывает, наградила посттравматическим синдромом и целым букетом странностей.
И еще — он чернокожий. А на дворе, к слову, 1968 год, и расовая сегрегация цветет буйным цветом (хозяева некоторых заведений, например, будут не в восторге от ваших визитов). Необычный герой для серии, особенно на фоне «италоамериканцев» Анджело и Скалетты, да и для жанра в целом. Гремучая смесь Франклина и Тревора могла бы выйти, выписывай его сценаристы GTA V. Но у нас тут совершенно другая игра. Поэтому что вышло, то и вышло.
Отличительной особенностью Mafia было следующее: управляли мы не молчаливым дураком, который спокойно выполняет приказы. Тот же Томас Анджело оставался живым человеком, у которого есть свое мнение по поводу происходящих вокруг событий, свой взгляд на вещи, собственный кодекс чести и представления о хорошем и плохом. И этим он охотно делился с игроком. Линкольн совсем не такой.
Хотя послушать его было бы интересно. Тем более, сюжет к этому располагает, пусть и делали его, похоже, по остаточному принципу. Он берет низкий старт, с ловкостью фокусника тасует интересные ситуации и отлично срежиссированные ролики, и... выдыхается через несколько часов, заставляя игрока болтаться по довольно живописному, но едва ли не мертвому миру, выполняя однообразные задания в стремлении завоевать расположение «компаньонов».
За передовую мафию!
Их трое: постаревший Вито (герой второй части), чокнутый ирландец Берк и коварная гаитянка Кассандра. Они заправляют своими этническими бандами, но с охотой соглашаются пойти в подчинение Линкольна по тем или иным причинам.
«Стратегическая» часть — едва ли не слабейший элемент геймплея. Наносить урон чужому незаконному «бизнесу», чтобы выманить подручных главного негодяя и расправиться с ними — задача интересная только в первую пару раз. Спасать проституток от сутенеров, убивать мелких бандитов и воровать пачки денег в чужих заведениях наскучивает довольно быстро.
Зато, получая контроль над чужими незаконными делишками, можно делиться доходами со своими «коллегами». В обмен они дарят Линкольну приятные бонусы вроде доступа к оружейному магазину на колесах и схематичной «прокачки». Повязнув в рутине мафиозных разборок и захвата территорий, через какое-то время невольно теряешь всякое желание следить за развитием истории. По крайней мере, процесс наведения кровавой справедливости приносит удовольствие.
Порхать, как бабочка. Жалить, как пчела
Не ждите безумных пушек из Saints Row или драк в стиле Джона Ву из Sleeping Dogs. Здесь все предельно реалистично (в рамках жанровых условностей, разумеется). Самое главное, что оружие хорошо ощущается, сочно звучит и дает вполне ощутимую отдачу. Смотреть, как противники разлетаются от выстрелов дробью в упор, чертовски весело. Перестрелки позиционные, но компьютерные болванчики активно перемещаются и стараются обойти героя с флангов, укрытия придется менять часто.
Для любителей тихого прохождения предусмотрен и стэлс, но вышел он посредственным. Желание красться в ночи быстро пропадает, когда понимаешь: незрячие охранники могут не заметить шкафообразного Клея с полутора метров, а в следующий раз разглядят сквозь бетонный забор. А когда они стоят группой, можно свистом отзывать их по одному и спокойно откручивать головы. В такие моменты чувствуешь себя каким-то мясником: конвейер смерти, честное слово. Умение в любой момент «подсветить» через стены врагов и всякие интересности не оставляет глупышам ни единого шанса. Честная пальба гораздо бодрее, да и ведет ее бывший “зеленый берет” прямо из машины.
Вождение представлено двумя режимами: «аркадным» и «симуляторным». Если в первом машины позволяют творить с собой почти все, что душе угодно, то во втором их физика напоминает скорее GTA IV или Watch Dogs, где езда тоже была удовольствием сомнительным. В любом случае, разницу между режимами заметить не так уж просто, автомобили в обоих случаях ощущаются тяжелыми баржами с отказавшими тормозами. Желаете уменьшить неудобства — играйте с геймпада, если вы, конечно, не осьминог, способный растопыриться на всю клавиатуру.
Предложение, от которого возможно отказаться
Привыкать к неудобному управлению придется, если нет желания лишний раз подставляться под пули и привлекать внимание полиции, которая так же, как в старые добрые следит за соблюдением правил дорожного движения и законов вообще. Вот только выходит это у копов далеко не всегда хорошо. Порой создается ощущение, что охраной правопорядка в Нью-Бордо заняты в основном люди не только подслеповатые, но и, мягко скажем, не слишком сообразительные.
На мой взгляд, отказ от частенько сбоящей механики полицейского внимания не сделал бы игру хуже. Тем более, выглядит она больше данью уважения корням, чем необходимым элементом геймплея. Кроме того, соблюдать скоростной режим под легкий джаз на тарантайках 30-х годов — это одно дело. Держать же себя в руках за рулем ревущего восьмицилиндрового американского «маслкара» с гремящим из динамиков рок-н-роллом — совсем другое.
Назвать саундтрек великолепным — значит, не сказать ничего. Едва ли не лучшие композиции своего времени — единственное, что скрашивает долгие поездки по не слишком красивому пустоватому миру, способов взаимодействия с которым у игрока почти нет.
Завершает картину огромное количество багов, как незначительных, вроде «глючащих» зеркал и дверей, так и фатальных, вплоть до невозможности запустить игру на некоторых системах. С последним я, к счастью, не столкнулся, поэтому заострять внимание на этом моменте не хочу, но если вы задумываетесь о приобретении Mafia III — обязательно почитайте отзывы в Steam и внимательно посмотрите на ценник. Может, лучше подождать патчей и распродаж?
Вердикт
Надежда на триумфальное возвращение культовой игры оказалась погребена под ворохом технических проблем на старте, омрачена спорным графическим исполнением и вторичностью сюжетной части. С другой стороны, оригинальная The City of Lost Heaven обрела культовый статус далеко не сразу, а большинство проблем Mafia III не столь глубоки, чтобы их нельзя было исправить. Надеюсь, у 2K такое желание возникнет, а захватывающая история и неплохой игровой процесс у нас уже есть. Вопрос же о том, стоит ли Mafia III тех денег, которые просят за нее в Steam, каждый решит для себя сам.
-
Самые большие провалы игровой индустрии в 2016 году — какие неудачи мы запомним надолго?
-
Все картины Альберто Варгаса (Vargas) в Mafia 3 — гайд по нахождению
-
Все журналы «Playboy» в Mafia 3 — гайд по нахождению
-
Опубликовано видео в честь 15-летия Mafia, в котором показали взаимосвязь всех игр серии
-
2K уволила большую часть разработчиков Mafia 3