Stellaris: обзор и оценки — качественный шаг вперед для жанра
Как много отличных игр в жанре космической стратегии можно припомнить? Серии Galactic Civilizations, Endless Space, Sins of a Solar Empire и, пожалуй, все. Но вышедшая Stellaris с легкостью заняла почетное место среди них, приковав внимание своей необычной подачей, нестандартным геймплеем и обилием возможностей. Так ли это на самом деле и чего еще ожидать от Stellaris — читайте в обзоре!
Космическая стратегия по-новому
Главное отличие Stellaris от других проектов жанра — весь игровой процесс идет в реальном времени, а его разворот происходит в 4Х-пространстве. За основу отсчета взят день и каждое строение, улучшение, космический корабль или станция строятся определенное количество дней.
Кроме того, отсутствует привычное древо технологий с текущим выбором, в Stellaris вы можете вести исследования одновременно в трех областях знаний (фундаментальные науки, инженерия, общественные науки), а на выбор каждое направление дает набор из пяти случайно выбранных технологий. Компенсируется это многомесячным ожиданием результатов.
Основных ресурсов два — энергокредиты и минералы. Причем энергокредиты играют первостепенную роль, но расходуются не сильно, а минералы — второстепенную, но сильно расходуются. Вам нужно поддерживать баланс так, чтобы эти ресурсы росли, при этом еще развивать планеты, космопорты и строить флот.
Задача нетривиальная и для ее сглаживания разработчики предлагают строить космические станции, добывающие кредиты, ресурсы и очки научных знаний. В мире игры знания — самая большая ценность, поскольку добыть их не очень-то и легко, так что развитие науки должно быть вашим приоритетом.
В остальном все уже более знакомо. В Stellaris такой же цикл развития, что и в других космических стратегиях — проход исследователей, расселение колонистов на подходящие планеты, рост территории в космосе, обустройство космических станций, заселение планеты и ее развитие до сбалансированного состояния. Последний процесс неконтролируемый, каждая планета застраивается городами в хаотичном порядке — видимо, так требуется для игрового баланса.
Надеемся, базис Stellaris вы себе представили. Теперь расскажем об основных изменениях, делающих игру принципиально другой.
К таким, например, относится система лидеров, у каждого из которых, вдобавок, собственный бонус-усилитель. То есть изучать космос, вести свою армию в бой или проводить исследования в лабораториях, управлять колонией или сектором — для всего этого крайне необходимо иметь лидера.
Stellaris также напичкана редкими ресурсами, которые нужны для строительства особых зданий, своего рода чудес, улучшающих те или иные параметры цивилизации.
Да, и вот еще что — рекрут лидеров и строительство чудес, улучшения для столиц планет и возведение пограничных постов расходует особый тип ресурсов — политический капитал. Это очень тонкая материя, которая медленно накапливается и, порой, моментально расходуется. Без политического капитала жизнь в вашей империи может сильно ухудшится, так что его придется беречь.
Меню начала игры радует своими обширными возможностями — можно выбрать что-то подходящее из нескольких десятков действительно логичных и похожих на инопланетян рас — это встречается редко, всем подавай синекожих красавиц с большими глазами и осьминогом на голове. Порадоваться можно большому количеству мировоззрений, принципов, расовых признаков, не забыли разработчики о внешнем виде городов и кораблей — вы сможете подобрать что-то подходящее своим моллюскам.
В игровом мире даже на стандартной сложности множество звезд и огромное количество планет — исследовать не переисследовать, колонизировать вдоль и поперек, в отличие от той же Galactic Civilizations, где встречались целые сектора без каких-либо бонусов и ресурсов.
На текущий момент игра хорошо сбалансирована, если не делать ошибок и глупостей, продуть все возможности будет очень сложно. Искусственный интеллект способен бросить вызов искушенному игроку даже на среднем уровне сложности, он хорошо воюет, развивает свои колонии и уж точно не застрянет в «каменном веке». Чего не скажешь о действиях ИИ, помогающего вам — вот уж он-то тупит и практически не способен адекватно помочь, а ведь с ним придется сотрудничать, когда вы начнете делить империю на сектора.
Свежо, но сыро
Если говорить об игровом процессе Stellaris, то сразу чувствуется его новизна, свежие решения радуют и позволяют пораскинуть мозгами, при этом игра трудная и потребует не одной перезагрузки с предыдущего сохранения. Stellaris дарит отличный опыт, замечательные впечатления, но одновременно с этим понимаешь, что многого не хватает — перечислять все мелкие недостатки мы не будем, сконцентрируемся на главных.
По сути, весь игровой процесс сводится к стандартному циклу действий — застрой планету, застрой доступный сектор, увеличь флот, сбалансируй расходы и доходы, попутно проводи всевозможные исследования, займи новую планету, застрой ее... и так игрок будет развиваться до тех пор, пока не займет всё свободное пространство в своем участке галактики. Затем геймплей еще сильнее сузится — развивай колонии, проводи исследования и наращивай флот. Это было бы нормально, если бы не отнимало 5-6 часов.
Причина этой ситуации — отсутствие возможности продвигаться к победе на ранних стадиях игры, тем более что побед всего две — «политическая», когда вы и ваши вассалы занимаете 40 % от числа звезд галактики, либо военная, когда уничтожены все другие фракции. А их, между прочим, от 10 штук и более и разбросаны они намного дальше, чем в той же Galactic Civilizations! Так что задуматься о победе можно будет лишь на 8 часу игры.
Кроме того, хаотичный процесс исследования «наук» лишает возможности вести хоть какую-то осмысленную стратегию, хоть и делает каждую игру уникальной. Допустим, я выбрал воинственную расу, но в первые часы игры понял, что завоевать всех не получится и принял решение заниматься торговлей, дипломатией и политикой. Самое смешное, что ни для войны, ни для политики у меня не будет подходящих технологий и они выпадут неизвестно когда.
Именно в этом и заключается главная проблема геймплея Stellaris — на таких обширных картах нужно много думать над стратегией победы и этих самих видов побед не может быть всего два. Но это только мечты, разбивающиеся о суровую реальность, так что игроку остается только построить себе хорошую, сбалансированную и мощную империю, повоевать и поторговать немного, да и забросить игру, ведь стимула развивать ее дальше нет и чем больше играешь, тем сильнее пропадает желание что-то делать.
Моя твоя не понимать
Но «победы» не единственное, что вызывает в Stellaris вопросы. Отдельно хотелось бы осветить систему дипломатии и взаимосвязь с начальными условиями. В мире Stellaris все мудаки. Все, кто не является ксенотолерантами, пацифистами, демократами или республиканцами. Тут не важно, какой иной путь вы выберете — во всех игровых диалогах будут представлены самые тупые и дегенеративные варианты ответов.
Разработчики считают, что цивилизация, порабощающая врагов, с умеренной ксенофобией и умеренным милитаризмом, на переговоры с другой цивилизацией явится на повозке с рабами, со словами унижений и оскорблений, и будет опоясана черепами убитых врагов.
Дипломатические переговоры — это обсуждение между равными и заинтересованными, никто не будет на них понтоваться и дерзить. Точно так же никто не будет нагнетать обстановку во время первого контакта, но логика разработчиков Stellaris говорит о прямо противоположном:
Так что если вы доверите свою политическую систему научным знаниям или духовному просвещению, если вы не любите чужаков и у вас есть свои принципы — то сразу станете злейшим врагом для во всем не похожей на вас цивилизации, с коэффициентом отношений -150, а то и все -350. Если же вы «правильной ориентации», то даже с законченными милитаристами коэффициент взаимоотношений не упадет меньше -50 и при помощи посольства он может быть улучшен до +50.
Союзы или хотя бы альянсы не строятся только лишь на том, какие у цивилизаций схожие черты, а какие — нет. Да, на начальные взаимоотношения с каждой фракцией должен влиять уклад жизни, действия игрока, наличие спорных границ, но при помощи торговли и посольств, пропаганды и шпионажа, отношения можно сделать хотя бы нейтральными.
Но только не в Stellaris, тут можно сразу попасть в «окружение» цивилизаций с несовпадающими принципами, причем каждая соседняя фракция будет конфликтовать и с другими, и чем дольше вы будете играть, тем больше и сильнее будут противоречия, и никак это не изменить!
Еще один аспект, на который жалуются многие игроки — это частые проигрыши в космических битвах и их несбалансированность. Тут мы вынуждены не согласиться. Просто суммарная мощь флота часто некорректно показываться — для игры 2001 и 2999 это одно и то же — «2к», но мы понимаем значение этой разницы, а нам ее не показывают.
При этом для уверенной победы нужно, чтобы ваших кораблей было в 2 раза больше, ведь сражения в игре рассчитываются по простому сравнению боевого потенциала. Если речь идет о доктрине завоевания, то нужно в 3-4 раза большее количество войск, чтобы не только разбить флоты врага, но также иметь силы для завоевания планет. Боевая система Stellaris хоть и не хватает звезд с нема, но продумана и неплохо сбалансирована.
В чем военный аспект действительно недоработан, так это в плане постройки космических кораблей, которые вы можете разрабатывать самостоятельно. Этому постоянно мешает рандомизированное исследование технологий, из-за чего невозможно сконцентрироваться на целенаправленном развитии армии, приходится корабли лепить с учетом тех технологий и инженерных решений, что есть здесь и сейчас.
Stellaris явно не хватает отдельной ветки для военных технологий, так что вам всегда после 1-2 часов игры надо будет обновлять все модели кораблей, чтобы они получили усовершенствования за счет тех исследований, что вы провели в этот период времени.
Комета столетия
Что у разработчиков из Paradox действительно хорошо получилось, так это графическая часть Stellaris. Тут не поспоришь — яркие и красочные звезды, пугающие своей жестокостью черные дыры, запоминающиеся планетарные системы с разнообразными комбинациями планет и спутников, галактические туманности, скопления сверхновых звезд и созвездия — все это радует глаз игрока!
Вдобавок, большая часть контента создавалась на базе реальных звезд, систем, планет и галактик, так что если у вас была мечта купить телескоп, то лучше купите Stellaris — сможете разглядеть каждую звезду во всей красе на том же уровне!
Музыка в Stellaris также способна порадовать. Прекрасная на слух и запоминающаяся заглавная тема, и пара-тройка длительных композиций, играющих во время вашего космического приключения, настолько удачно получились, что вы не захотите отключить музыку даже на сотом часе прохождения.
Можно только посетовать, что не все звуки в игре так же запоминаются, а для некоторых событий надо было сделать разные звуковые оповещения, а не использовать одни и те же, например, когда объявляют войну вам и кому-то другому, звук проигрывается одинаковый, хотя это совершенно разные события.
А вот локализация в Stellaris откровенно подвела, более того, она не соответствует даже базовым критериями точного и полного перевода. Некорректно переведено почти 50 % текстовой информации Stellaris, а полнота едва достигает 98 % (встречаются отдельные описания, которые вообще не переведены). Если вы купили игру и не понимаете английский, то лучше дождитесь фанатского перевода, потому что существующий официальный перевод только заведет вас в тупик, а до многого придется самостоятельно доходить своим умом.
Пару слов о мультиплеере, который не рекламировался активно, но заявлялся как альтернатива одиночному режиму. На самом деле, никакой альтернативы нет, в большинстве игр участвуют 2-3 человека, все остальное на себя берет ИИ, то есть повторяется ситуация сингла. Как мы не старались искать, найти игру на 6-8 человек не удалось даже ночью. Но это еще ерунда по сравнению с тем, как плохо работает сетевой код части хост-клиенты и с какими проблемами сталкиваются люди на этапе подключения к многопользовательской игре.
Даже с хорошим соединением и недалеким расположением от хоста вы вполне можете получить пинг в 100 мс. Стоит ли говорить о ситуации, когда вы расположены за 3 000, а то и за 5 000 километров от хоста?
Такая игра дико замирает и тормозит (это помимо обычных лагов и проблем, которые мы разобрали в отдельной техстатье), портя ощущения у всех участников процесса. Остается только надеяться, что Paradox в будущих обновлениях сможет что-то с этим сделать.
Ярчайшая звезда на небосводе
Stellaris определенно станет звездой жанра и одной из главных сенсаций этого года. Несмотря на выявленные нами недостатки, это все еще отличный проект, способный подарить незабываемый игровой опыт (или в ряде случаев «удручающе ужасный» опыт — почитайте только страницу отзывов об игре в Steam), а у разработчиков из Paradox явно вагон и маленькая тележка планов на будущее.
По крайней мере, список фанатских требований растет день ото дня и разработчики сами признают, что игру надо доводить до кондиции, геймплей пока еще далек от завершения. Как много времени это займет? Зная опыт Europa Universalisis — несколько лет, да и на выходе мы можем получить совершенно другую игру! Главное, чтобы Paradox была верна себе и упорно развивала Stellaris.
-
Обзор Hearts of Iron 4 — отличное возвращение на фронты Второй мировой войны
-
Тест крупного патча Clarke для Stellaris начнется в конце недели
-
Чит-коды и трейнер для Stellaris — энергия, минералы, очки исследования и многое другое
-
Stellaris лагает и тормозит? Как увеличить FPS? Как установить мод? Нет звука? Не работает мультиплеер? Баги не дают играть? Нет русского языка? — Решение проблем
-
Появились оценки Hearts of Iron 4 — стоящий продукт