Обзор бета-версии Total War: Arena (2015)
В настоящее время студия The Creative Assembly проводит открытое бета-тестирование Total War: Arena, поучаствовать в котором решили и мы, тем более что было интересно, как проект видоизменился со времен альфа-версии. С впечатлениями и нашим мнением об игре на текущий момент можно ознакомиться в данной статье.
Немного предыстории
Для тех, кто не в курсе, проясним, что анонс Total War: Arena состоялся в далеком 2013 году, разработчики сразу дали понять, что нас ждет классический условно-бесплатный проект и ММО одновременно, все в рамках франшизы Total War, то есть нам пообещали масштабные битвы, участвовать в которых может до 20 игроков, по 10 в каждой команде, большие карты и много-много возможностей.
Уже в конце прошлого года игра вышла на стадию альфа-тестирования, однако результат был крайне неудовлетворительным — игроки жаловались на дисбаланс, небольшое количество контента и технические недоработки. Впрочем, к критике The Creative Assembly не привыкать, достаточно вспомнить историю с Total War: Rome 2, так что разработчики засучили рукава и стали продвигать игру к стадии беты.
Ранний анонс на пустом месте также сказался на внимании игроков к этому проекту — даже масштабный аддон Total War: Attila оказался более ожидаем, чем доступ к Total War: Arena в рамках открытого бета-тестирования. По крайней мере, The Creative Assembly никак не сообщает о популярности Total War: Arena и не стремится прорекламировать игру на онлайн-площадках. В итоге у проекта не такое большое число фанатов, а по меркам конкурентов и вовсе микроскопическое.
При всем вышесказанном, Total War: Arena нельзя назвать проектом, разрабатываемым «с нуля». Используется движок Warscape+, знакомый нам по Total War: Rome 2, оттуда же заимствуются все фракции, юниты, текстуры и озвучка, что было терпимо на первоначальном этапе, но сейчас уже выглядит неприглядно, поскольку воспринимается как самокопирование.
С технической точки зрения, Total War: Arena не может похвастаться качественной графикой — визуальное качество на уровне средне-низких настроек Rome 2. Да и самих настроек в игре по минимуму, разобраться в которых можно всего за пару минут. На текущий момент игра переведена на русский язык, но озвучивание ведется на английском (фразы заимствованы из Rome 2).
Не первые впечатления
Сейчас в Total War: Arena доступно три фракций — римская, греческая и варварская (галлы и немцы), которые были еще со времен альфы, но разработчики позже обещают добавить Египет, Карфаген и другие известные древние государства. Каждую фракцию представляет определенный набор полководцев, например, выбрав Рим, можно встретить Цезаря или Марка Антония, у Греков — Леонида, Александра Великого или Милтиадеса.
Выбор фракции определяет доступные отряды, а выбор полководца — ту или иную тактику на поле боя, поскольку у каждого полководца есть свои собственные умения, улучшающие либо поведение армии на поле боя, либо усиливающие юниты под его контролем. На текущий момент отрядов у Рима и Греков уже достаточно много — целых 10 линий или уровней, а вот варвары пока отстают — у них только 5 линий юнитов.
У каждого юнита в игре есть способности, например, у кавалерии — удар на скорости перед атакой, у пехоты — бросок копья или мощный удар перед атакой. В сочетании с перками полководца, такое решение позволяет добиться локального преимущества, особенно если противник халтурит или не успевает применить свои умения.
Суть прокачки аналогична условно-бесплатным играм, вроде World of Tanks или War Thunder — повышая уровень вашего генерала и прокачивая его способности, вы открываете новые уровни юнитов, которых, в свою очередь, также можно несколько улучшить. Игрок начинает с обычного ополчения мечников и лучников, а по мере получения опыта и денег, «растет», тратят ресурсы на новые уровни, возможности, амуницию и прокачку других игровых возможностей.
В целом, к бета-тестированию произошло довольно значительное расширение игрового содержимого, например, заметно увеличилась кастомизация каждого отряда. Однако видно, что разработчики приберегают определенный контент для более поздних стадий — до богатства фракций Rome или Rome 2 «Арене» еще далеко.
Сетевой компонент со времен альфы был улучшен, соединение уже намного более стабильно, появление сервера для России ускорило скорость подбора игроков и общую синхронизацию каждой команды. Единственный обнаруженный сейчас недостаток — малое количество игроков в сети онлайн, особенно в обед и вечером, так что подбор напарников и противников занимает не менее 3-5 минут.
Стратегия и тактика
Боевая система Total War: Arena заметно отличается от того, что мы видели в предыдущих играх серии. Оно и понятно, скажете вы — ведь перед нами сетевая игра, а не однопользовательская. Но тут и собака зарыта — готовьтесь получить принципиально иной игровой опыт и далеко не факт, что он будет положительным. Начнем с того, что под вашим командованием находится 3 отряда воинов, а это очень-очень мало и самостоятельно рассчитывать на какой-то стратегический вклад в сражение вы не можете. Даже если у вас под управлением будут «имперская гвардия» или «королевские гоплиты» — их вклад будет существенным, но не решающим, поскольку балансировщик добавит в команду соперников игрока с не менее мощными юнитами. Если же вы только начинаете игру, то битва закончится буквально за несколько минут, поскольку ваших «ополченцев» сомнут более прокачанные игроки.
В начале каждого боя Total War: Arena предлагает занять вашим отрядам какую-то определенную точку (всего их 12, одна из них — база), если вы координируете свои действия с другими игроками, то тут есть определенная возможность выиграть стратегически. Однако координировать свои усилия с десятком случайных игроков практически не имеет смысла — все равно не достучитесь до их «высокого внимания».
При этом расположение противников не показывают, что вроде бы правильно, но тут есть неприятный нюанс — позиции для старта у каждой из сторон фиксированы и, на самом деле, очень близки. Но когда только начинаешь игру и не знаешь карту, либо просто не помнишь ее по памяти, может возникнуть проблема с позиционированием. Приходится либо быстро учиться, либо искать карты боевых действий в сети и хотя бы примерно представлять себе, где будет располагаться противник и с какой стороны пойдет удар.
С точки зрения тактики все еще более прозаично — собираетесь с другими игроками в кучу, и топаете на базу врагов. Можно немного поиграть в «дам не дам», помаячить перед носом и маневрировать отрядами, но никакой особой тактики не ждите — масштаб не тот, да и вы всего лишь один из винтиков в огромной армии, которая не имеет единоначалия. Как выше уже упоминалось, под командованием игрока находится три отряда, которыми он пополняет ряды армии одной из сторон, а всего командиров в ней 10. В каждой битве участвуют всего две стороны, причем в каждой из сторон могут быть совершенно разные фракции и чаще всего галлы с греками и римлянами воюют против самих себя.
Непосредственно бой в Total War: Arena — смешение двух больших куч юнитов, без каких-либо шансов определить победителя, если сталкиваются относительно равные составы. Тут больше решает случай, ну или кто-то из других игроков, шастающих в разных местах карты или на базе, заметит «экшон» в центре и направит туда своих бойцов. Более того, группирование в один плотный ком — единственная возможность сохранить хоть какие-то войска к концу боя.
Особо хотелось бы отметить, что лучники играют очень большую роль, даже самые простые из них стреляют фантастически точно и вполне способны нанести неприемлемые потери противнику за короткий промежуток времени. В свою очередь пехота может использовать специальные способности при наступлении, либо прикрываться щитами. А вот всадники по-прежнему кентавры и потеряв лошадь, вы теряете всадника.
Со времен альфа-теста парни из The Creative Assembly провели некоторые оптимизации и доработки, например, появился эффект от «дружеского огня», форсирование водных преград стало более медленным и дает небольшое преимущество тем, кто стоит на земле, а осадные орудия работают точнее и реалистичней. Нюансы игры оканчиваются на том, чтобы занять более выгодную позицию на флангах или по центру, прорваться мимо врагов, а затем начать атаковать вражескую базу, попутно стараясь удержать свою базу.
А вот игровые карты Total War: Arena отлично продуманы и хорошо сделаны с самого начала разработки проекта, на текущий момент они уже вылизаны, проработаны и сбалансированы до блеска. Иной раз даже жалко, что разработчики не сделали ничего подобного в предыдущих проектах.
Более того, впервые в серии на каждой карте вы найдете расположение армии — палатки солдат, командные пункты, разведывательные вышки и ограждения. Тактические элементы включают в себя холмы, леса, болота и реки, каждое из которых дает определенное преимущество. В отличие от других игр серии Total War, поле зрения юнитов ограничено парой десятков метров, так что обратите на это внимание при планировании своих действий.
Вопросы монетизации
В Total War: Arena есть три вида «ресурсов» — непосредственно опыт, зарабатываемый в боях, внутриигровая валюта, которая выдается за победу, а также золото. Разработчики завязали всю прокачку на опыт и валюту, другое дело, что за каждый бой ее начисляют очень мало и поначалу очень, очень трудно играть, поскольку все вокруг будут сильнее.
Чтобы разблокировать даже начальную амуницию в одной из фракций нужно играть более десяти часов, а если говорить о том, как открыть все-все-все, то речь пойдет о сотнях часов. Если вам хватит сил хотя бы на первые 100 часов, то вы откроете большую часть юнитов и амуниции для них, а также увеличите ранг полководца до 5 уровня и все это «за бесплатно», другое дело, что соотношение побед и поражений будет явно не в вашу пользу.
И тут на помощь должно прийти золото — оно является прямым эквивалентом реальных долларов, которые вы готовы вложить в Total War: Arena. По факту, ничего не мешает конвертировать доллары в опыт и внутриигровую валюту напрямую. Другое дело, что это станет явной монетизацией в духе «плати, чтобы побеждать», а это не понравится игрокам. Поэтому золото стало эдакой прокладкой, позволяющей и на пенек сесть и рыбку съесть. Также золото можно потратить на усилители, например, получить +50% к вознаграждениям в течение недели или месяца, что заметно увеличит приток опыта и обычной внутриигровой валюты.
Предварительный итог
Переход Total War: Arena с этапа бета-теста на этап полноценного релиза должен состоятся в наступающем году. Видно, что The Creative Assembly упорно работает и не собирается отказываться от проекта, однако допущенные ошибки, например ранний анонс, загубили внимание общественности. При этом игра довольно агрессивно предлагает купить золото и явно разочарует фанатов «больших» Total War своим подходом к стратегии и тактике на поле боя.
Из явных преимуществ можно отменить знаменитое имя, отличный сеттинг, низкие требования к графике и возможность полноценного вовлечения в геймплей без финансовых затрат, что особенно актуально для малоимущих и экономящих на завтраках. Но ожидать от Arena чего-то сверхъестественного не стоит. Многие игроки сходятся во мнении, что это такие «танки» в сеттинге древнего мира.
С другой стороны, сказать, что Total War: Arena является сетевой версией или адаптацией мультиплеера Total War: Rome 2 тоже нельзя. Видно, что у этих игр разные цели и задачи, соответственно у разработчиков принципиально разный подход к этим проектам, что чувствуется с первых минут. Плюс это или минус — вопрос открытый. Многим до сих пор хватает сетевого режима Total War: Rome 2 или Total War: Attila.