Обзор Civilization: Beyond Earth — успешный космический полет
Firaxis Games провела большой эксперимент, доверив команде относительно молодых разработчиков создание отдельной игры в серии Civilization. О том, какие основные изменения были проведены в геймплее Beyond Earth, мы рассказывали в превью, так что обзор сосредоточим на конечном результате. А он для разных игроков будет разным.
Зарождение жизни
Основные претензии к Beyond Earth заключаются в том, что она сильно похожа на Civilization 5. Во многом это действительно так, но только если сравнивать Civilization: Beyond Earth со всеми аддонами, вышедшими для пятой части, а это отнюдь не справедливо. Если сравнить космическую стратегию с релизным билдом пятой части, то мы увидим, что она существенно отличается в лучшую сторону.
Благодаря многим заимствованиям, геймплей Beyond Earth становится понятен с первых минут, но ощущения, что играешь в Civilization 5 нет, а все благодаря большому числу новых идей, о которых мы писали в превью. Сразу по прилету на планету игрок начинает обживать ее, причем упор сделан не на классический захват каждой клетки путем строительства бесчисленных городов, а на разумную, последовательную и очень защищенную экспансию.
Города растут быстро и удерживают большее число клеток, а значит их нужно разносить на большее расстояние, что однозначно потребует мощной защиты, как на этапе движения к намеченной для заселения территории (нам угрожают инопланетные существа, сменившие варваров), так и на этапе развития города (другим цивилизациям крайне не нравится, что мы захватываем новые земли).
Стратегия задавить количеством городов наткнется на повальное нездоровье граждан, теперь этот параметр отвечает за довольствие населения, так что чем ниже уровень здоровья, тем медленнее будет развиваться цивилизация. В Beyond Earth удовлетворенность населения вашим правлением влияет куда сильнее, чем в пятой части. При негативных тенденциях развитие цивилизации вполне может застопориться.
Если в Civilization 5 было дозволено хаотично обустраивать территорию, так как было неизвестно, куда со временем повернет развитие цивилизации, то в Beyond Earth все прямолинейнее и проще. Разработчики были вынуждены пойти на такой шаг, так как здоровье далеко не единственный параметр, за которым приходится следить.
Необходимо концентрировать клетки по типам бонусов — академии строить ближе к научным городам, купола размещать недалеко от культурных городов, заводы около промышленных центров и так далее. Развитие очень зависит и от ресурсов. Традиционные железо, алюминий и уран заменили экологически чистыми веществами — титаном, геотермальными источниками, ксеномассой и прочим.
Все это нужно держать в голове, но еще больше нужно читать. По ходу развития вашей цивилизации игра предложит выполнить задания, в которых определяются бонусы от различных построек. Например, вы можете распределить питание в столовых между городами, получив бонус к заготовке еды, или между рабочими, ускорив их производительность.
Другой тип заданий более масштабный. Он предлагает выполнить целый ряд квестов, причем вам могут потребоваться не только шпионы, но и военные юниты, а также исследователи. Успешно выполнив такое задание, вы получите возможность нащупать путь к победе или узнать новую информацию о Большой ошибке.
Раз, два, три!
Спустя пару ходов наше одиночество нарушает вторая цивилизация, а затем присоединяются и другие. Начинается гонка за лидерство и ресурсы, причем компьютерный игрок ни за что от них не отступится. А это значит, что как никогда важно развивать свою обороноспособность. Тем более что имеющиеся юниты улучшаются совершенно бесплатно, так что, построив десяток базовых отрядов в начале игры, вы сможете превратить их в биотитанов и ОБЧР, было бы желание.
Штурм городов и оборона принципиально не изменились, а вот компьютер действует намного серьезнее. Он заключает военные союзы (не исключено нападение сразу с двух сторон), а также собирает под своим началом от 20 юнитов, так что для защиты своей территории нужно не меньшее число.
Торговля — двигатель прогресса и Civilization: Beyond Earth по полной программе пользуется этим правилом. Каждый город может проложить по 2 торговых маршрута. Их можно направить к другим своим городам или в другие цивилизации и это намного выгоднее, чем отправлять караваны к нейтральным станциям. Никаких союзов или даже дружеских отношений завести с ними не получится. Странно, почему разработчики этот момент не довели до ума, хотя обещали, что возможности отношений со станциями будут даже шире, чем в Civilization 5.
Зато нововведение в лице спутников работает как часы. Эти механизмы играют очень большую роль в игровом процессе. Не брезгуйте ими, так как 3-4 хода на постройку стократ окупятся увеличенной выработкой энергии, поддержкой обороняющихся или наступающих войск и влиянием на другие цивилизации. Также спутники распыляют или собирают миазму — зеленый газ, который опасен, а при соответствующем улучшении полезен, для юнитов.
Черная дыра
Сеть технологий в Beyond Earth вызывает серьезные нарекания. Она запутанна и постоянно приходится смотреть, что же исследовать дальше. Иной раз, чтобы развить одно направление, например, промышленность, нужно изучать технологии в противоположных сторонах сети, а это лишняя трата ходов. Разработчики пообещали улучшить сеть, но можно ожидать и пользовательских модов, превращающих ее в традиционное древо.
Дипломатия целиком перекочевала из Civilization 5, причем даже фразы лидеров не отличаются. Это уже настоящий прокол, и хотя нам ничего не обещали в этом отношении, нельзя же было просто перекопировать дипломатию, внеся копеечные корректировки!
Еще один момент, который вызывает беспокойство — это скорость строительства объектов. Если в Civilization 5 на это зачастую уходит 5-10 ходов, то в Civilization: Beyond Earth приходится тратить 10-20 ходов. Строительство улучшений на клетках также требует кучу времени, в среднем, 6 ходов, а бывает что и 15. Остается надеяться, что эта проблема будет откорректирована ближайшими патчами.
Путь к победе
В целом, нельзя сказать, что перед нами пятая часть в новой оболочке Изменения достаточно большие и достаточно существенные, но не сказать что радикальные, чего, вероятно, многие ждали. Civilization: Beyond Earth далека от легендарной Alpha Centauri, но это не значит, что она хуже. Она просто другая.
Об этом свидетельствует и выросшая вдвое протяженность игры, так что если вы привыкли к быстрым и легким партиям в Civilization 5, то Beyond Earth может показаться затянутой и однообразной. Тогда вам лучше подождать дополнений, с которыми игра засияет новыми красками.
Нельзя не отметить отличную работу API Mantle, которая разгружает компьютеры с комплектующими AMD на 30-50 %! Большой успех для инженеров, раз они добились такого результата.