Проникновение GenAI в геймдев: 7% всех игр Steam открыто декларируют использование нейросетей

Каждый пятый новый проект, выпущенный на Steam в 2025 году, использует генеративный искусственный интеллект (GenAI) на каком-либо этапе разработки. Об этом свидетельствуют данные анализа открытых деклараций разработчиков на платформе. При этом общее число игр, явно заявляющих об использовании GenAI, за год выросло в 8 раз.

Цифры говорят сами за себя: 7 818 игр на Steam сейчас открыто указывают на использование GenAI в своих описаниях (по данным Steam API на июль 2025 г.), что составляет 7% от всего каталога платформы (~114 126 игр). Среди проектов, выпущенных в 2025 году, доля таких игр достигает 20%.

Анализ деклараций разработчиков выявил основные направления использования ИИ:

  • Визуальный контент (около 60% случаев): Создание текстур, 2D/3D-моделей персонажей и окружения, концепт-артов.
  • Аудио: Генерация фоновой музыки, звуковых эффектов и даже полноценной озвучки (часто с помощью инструментов вроде ElevenLabs).
  • Текст и нарратив: Написание описаний предметов и лора, генерация диалогов, помощь в построении сюжетных арок.
  • Маркетинг: Создание кратких описаний игр, текстов для разделов «Об игре», промо-баннеров.
  • Код: Помощь в генерации или оптимизации игровой логики.

Все чаще нейросети задействуются непосредственно во время игры. Игры вроде Nyric, Bitmagic и Project Electric Sheep позволяют игрокам создавать уникальные локации текстовыми запросами на лету. Проекты (AIdventure, Akpala, Vojna) используют ИИ для генерации поведения и ответов неигровых персонажей на действия или даже голос игрока. AI Roguelite, DREAMIO, 1001 Nights динамически создают сюжеты, иллюстрации, описания или игровые механики в ответ на действия пользователя.

Игроки реагируют по-разному. AI Roguelite (82% позитивных отзывов) хвалят за невероятную гибкость и свободу действий, сравнивая с улучшенной версией AI Dungeon или даже прямым доступом к мощным языковым моделям, но с меньшей «капризностью». Критика часто связана с непредсказуемостью ИИ (например, внезапная смерть персонажа без логичных причин). Крупные проекты (My Summer Car, Liar's Bar, inZOI) осторожно внедряют GenAI для создания отдельных элементов (картины, озвучка, текстуры), часто сопровождая это «защитными» пояснениями о тщательном контроле со стороны художников.

Важный нюанс: декларация об использовании GenAI на Steam добровольна. Это означает, что 7818 игр — лишь нижняя граница реального проникновения технологии. Сколько проектов используют нейросети «тихо» — неизвестно. Разработчики, указывающие на GenAI, часто подчеркивают человеческий контроль над результатом, стараясь сгладить негативное восприятие части сообщества.

Генеративный ИИ перестал быть экзотикой и стремительно становится инструментом в арсенале разработчиков самого разного масштаба — от инди-студий до авторов крупных проектов. Вопрос теперь не в будет ли он использоваться, а в как и насколько открыто.

⚡️ Subnautica 2 перенесли на 2026 год — команда разработчиков лишится $250 млн
-1
Комментарии 3