В последние годы словосочетание «фильм по комиксам» у массовой аудитории плотно ассоциируется с киновселенной Marvel. Минувшей весной в прокат отправился трехчасовой гранд-финал саги о Мстителях, впереди — новые проекты. Однако экранизации графических новелл не ограничиваются Тором, Халком и Человеком-пауком. Не верите? Тогда устраивайтесь поудобнее. Специально для вас редакция VGTimes собрала пятнадцать лучших фильмов, чьим первоисточником стали рассказы в картинках. Заваривайте кофе, ну а мы начинаем.
Строго говоря, идея снять фильм по комиксам не нова. Впервые приключения мужчин в обтягивающих лосинах попытались адаптировать для широкого экрана в славные 40-е годы XX века. Тогда, правда, речь шла о Супермене и Бэтмене и с преступностью они сражались в формате сериала для кинотеатров, но тем не менее. Однако не сильно покривим душой, если скажем, что настоящий бум экранизаций случился уже в XX веке.
Нулевые стали Меккой для всех фанатов жанра и подарили немало отличных кинофильмов. Посему не удивляйтесь, если не увидите в нашей подборке кино сильно старше 20 лет. А еще не ждите сериалов и мультипликации — это тема для отдельного выпуска. Наконец, мы не будем ограничиваться исключительно американскими комиксами. Ну а теперь, когда все вводные розданы, пора приступить к самой подборке.
И начнем мы с фильма, который у российских зрителей меньше всего ассоциируется с жанром графического романа. Англия, конец XIX века. Квартал лондонских бедняков Уайтчепел в ужасе: кто-то зверски убил и выпотрошил проститутку. За расследование берется инспектор Фред Эбберлайн. На стороне инспектора не только дедукция, но и умение предсказывать будущее — правда, во снах и лишь с помощью опиума, который герой употребляет дабы усилить свои способности.
«Из Ада» — экранизация графического романа Алана Мура (Alan Moore) и… на самом деле это очень хорошие новости для всех поклонников жанра. Разумеется, режиссеры ленты — братья Хьюз (Hughes brothers) — не стали покадрово переносить первоисточник, но даже несмотря на это, атмосфера у фильма вышла что надо. Мрачный Лондон, грязь, упадок, жестокие убийства, карательная психиатрия. И посреди всего этого свое расследование ведет герой в исполнении Джонни Деппа (Johnny Depp). А, да, еще сюжет фильма исследует одну из самых интересных версий происхождения Джека Потрошителя. Но за это спасибо стоит сказать первоисточнику — что ни говори, Алан Мур заслуженный мастер жанра.
imdb: 6,8
Кинопоиск: 7,5
Давайте на секунду перенесемся в девяностые. 1994 год. В кинотеатрах США стартует показ фильма «Ворон» с Брэндоном Ли (Brandon Lee) в роли рок-музыканта Эрика Дрэйвена. Сюжет ленты стартует с того, что героя Ли смертельно ранят, а его невесту насилует толпа подонков и доводит до реанимации. Спустя год Эрик возвращается в мир живых, чтобы отомстить за любимую.
«Ворон» — экранизация почти неизвестного в России графического романа The Crow. Это безумно стильная лента, пропитанная болью, отчаянием и безумием. Причем в прямом смысле этого слова — автор комикса нарисовал его после того, как погибла его вторая половина. При этом не стоит думать, что речь идет о попкорновой жвачке. Вовсе нет. Своими корнями ключевой конфликт фильма уходит в социальную проблематику — страдание низов общества от гнета тех, у кого есть власть. В общем, легендарное для своего времени кино, которые и сейчас, спустя два десятка лет после премьеры, смотрится свежо.
imdb: 7,6
Кинопоиск: 7,8
А вот здесь сложно. И дело даже не в том, что «Судья Дредд 3D» — это плохое кино. Вовсе нет. Фильм вышел отличным. Просто российские киноманы страдают через одного синдромом утенка и ставят вторую экранизацию комиксов о судье ниже фильма из девяностых. Что странно, поскольку шапито с Сильвестром Сталлоне (Sylvester Stallone) в главной роли не идет ни в какое сравнение с работой Пита Трэвиса (Pete Travis).
В своей работе английский режиссер отказался от всего того, что наворотили его предшественники. Именно потому некорректно называть новый фильм ремейком экшена со Сталлоне — это полноценное кино, очень жесткий боевик, который идеально соответствует духу комикса-первоисточника. По сюжету, Дредд и его подопечная попадают в закрытый комплекс, власть над которым взяли бандиты с одной отмороженной дамочкой во главе пищевой цепочки. Ну и дальше начинается отлично поставленное мочилово в духе незабвенного «Рейда». К слову, слоган «Я — закон» как никогда удачно подходит картине Трэвиса.
imdb: 7
Кинопоиск: 6,8
Южнокорейский режиссер занимается экранизацией франко-бельгийского графического романа и при этом зовет на главные роли голливудских звезд. Звучит как-то нереально, не правда ли? А между тем все именно так и произошло. Речь идет о картине «Сквозь снег» за авторством Пон Джун-хо (Bong Joon-ho) — легендарного мастера, поставившего «Паразитов», «Воспоминания об убийстве» и еще целый ряд примечательных фильмов.
О сюжете ленты и о том, почему ее надо непременно посмотреть, мы уже рассказывали в нашей рецензии. Здесь — лишь краткая выжимка. Итак, человеческая цивилизация погибла. Немногочисленные выжившие ютятся в поезде, который нарезает круги вокруг планеты. Бедные слои населения ютятся в хвосте, богачи — в начале состава. Разумеется, периодически вспыхивают социальные революции. Одну из них и предстоит наблюдать зрителю. И, поверьте, это будет действительно интересно и нетривиально.
imdb: 7
Кинопоиск: 6,8
Так уж вышло, что российский потребитель почти не знаком с приключениями Ларго Винча. Геймеры постарше, разве что, могут вспомнить адвенчуру начала нулевых от Ubisoft, но и только. Между тем у себя на родине Ларго широко известен. По мотивам его приключений сняли сериал и целых два полнометражных фильма. Об одном из них за авторством Жерома Салле (Jerome Salle) мы сейчас и поговорим.
Итак, Ларго — наследник состояния олигарха и его приемный сын. Сюжет ленты стартует со смерти богача и рассказывает о попытках приемыша разобраться, что творится в империи, которую папа оставил ему в наследство. Разумеется, не обходится без взрывов, мордобоя и прочих элементов развлекательного кино. «Ларго Винч: Начало» — это крепкий экшен, который с удовольствием можно посмотреть после тяжелого рабочего дня. Впрочем, ждать чего-то сверхъестественного не стоит. Но и плеваться точно не будете.
imdb: 6,5
Кинопоиск: 7
Пожалуй, сложно найти более неоднозначно воспринятую нашей аудиторией супергероику, нежели «Хранители». Судите сами. Три часа общего хронометража, недостаток экшена, но при этом — великолепные диалоги, отличный сюжет и захватывающий визуальный ряд. А, да, ну и Зак Снайдер (Zaсk Snyder) в режиссерском кресле и графический роман Алана Мура — в основе сценария. Согласитесь, просто умопомрачительное сочетание. Пугаться, впрочем, не стоит.
«Хранители» — это однозначно не кино под попкорн. Это очень мрачная, тягучая лента, которая рассказывает сразу о многом. Грязь политики, общественный протест, тирания, человеческая природа — вот лишь краткий список. И в каждом аспекте лента преуспевает. В конце нулевых Зак Снайдер снял эпическое полотно, равного которому в наш век визуальных аттракционов без смысла, но с тупым юмором для гыкающих школьников, так и не создали. Штучный продукт. И одна из лучших экранизаций графических романов.
imdb: 7,6
Кинопоиск: 7,5
Простой пацан решает стать супергероем. Создает костюм и получает нож в бок от мелких хулиганов. Как эта история может стать основой для крутого фильма? Да легко, если в это же самое время в городе орудует парочка из бывшего копа и его дочурки, которая с легкостью разрубает на части бандитов, а в свободное время постоянно совершенствуется и подшучивает над предком. Бинго!
«Пипец» — это экранизация сатирических комиксов, поставленная Мэттью Воном (Matthew Vaughn) в 2009 году. Как несложно догадаться из названия, объектом для сатиры служит вся супергероика разом. Как тут можно было промахнуться? Да на самом деле очень просто — достаточно снизить возрастной рейтинг до PG-13. К счастью, этого не произошло, да и постановщик дюже талантливый попался. В итоге случился один из лучших фильмов в своей нише: кровавый, с отличной картинкой и довольно-таки скабрезным юморком. К слову, в кинотеатрах России крутились две версии ленты: одна матерная, а вторая — цензурная. Тоже уникальный случай.
(ОСТОРОЖНО: НЕЦЕНЗУРНАЯ ЛЕКСИКА, 18+)
imdb: 7,6
Кинопоиск: 6,9
Да-да, фильм о супергерое Marvel в подборке, которая обещала не включать супергероику Marvel. На самом деле все просто: «Логан» не относится к киновселенной компании и потому вполне может участвовать в общем зачете. Ну а что на выходе? Как ни странно, один из лучших фильмов о герое понятно какого издательства ever.
Собственно, сюжет. Логан постарел, его раны заживают все хуже, а прошлое — терзает все больше. Профессор икс почти сошел с ума, а тут еще нелегкая принесла девчонку, которую необходимо спасти от преследователей. На выходе мог получится вполне себе годный боевик, но создатели не побоялись и… сняли драму. Вполне серьезную, взрослую, мрачную драму, которая буквально заставляет вжаться в кресло от эмоций и отпускает только ближе к финалу. Разумеется, речь не идет о самом гениальном кино в истории Фабрики грез, просто на фоне всего того беспредела, что творится в отрасле «Логан» — это шедевр. И точка.
imdb: 8
Кинопоиск: 7,4
Давным-давно, когда Вачовски все еще были братьями (Sisters Wachowski), на большие экраны вышла экранизация одного из лучших графических романов в истории этого жанра. Речь идет о фильме «V — значит Вендетта». И, да, это очень жесткое, злобное кино, хоть и очищенное от некоторых скабрезных деталей оригинала. В центре сюжета история девушки по имени Иви Хэммонд. До событий фильма она работала ассистенткой на британском телеканале. Кругом мрак. Власть захватила фашистская партия. Люди под колпаком у правительства. И все бы ничего, да вот только судьба сводит Иви в исполнении Натали Портман (Natalie Portman) с загадочным террористом по имени Ви.
Новый знакомец Иви носит маску Гая Фокса и не прочь расшатать лодочку при помощи терактов. Но делает он это, разумеется, не просто так, а с целью мотивировать людей сбросить оковы диктатуры. Дальнейший пересказ сюжета граничит с откровенными спойлерами, поэтому на этом мы просто закруглимся. Краткое резюме: отличный вышел фильм. Всем фанатам комиксов строго рекомендуется к просмотру.
imdb: 8
Кинопоиск: 7,8
Ну вот и настало время вспомнить о еще одном представителе богатого семейства Marvel, о котором в рамках киновселенной компании не существует еще ни одной ленты. Да, тут тот же случай, что и с «Логаном»: есть фильм, он рассказывает об антигерое с поехавшей крышей, успешен во всем мире, но при этом существует как бы сам по себе — разве что экивоки «Людям икс» раздает.
«Дэдпул» рассказывает историю наемника Уэйда Уилсона, который стал частью научного эксперимента, набрался впечатлений и начал раздавать всем люлей налево и направо. Короче, обернулся мутантом с очень… своеобразным чувством юмора. Но это что касается самого персонажа. Теперь пару слов о фильме. Если вы еще не видели работу Тима Миллера (Tim Miller), то бегом в любой из виртуальных кинотеатров. Это просто отличное кино про антигероя. И Райан Рейнольдс (Ryan Reynolds) крайне удачно вписался в образ поехавшего кукушкой наемника.
imdb: 8
Кинопоиск: 7,4
В фильмографии Сэма Мендеса (Sam Mendes) не так много фильмов, но каждый из них стоит самого пристального внимания киноманов. Совсем недавно наша редакция писала о российской премьере 1917. В рамках этой подборки мы хотим вспомнить о другой работе Мендеса. Называется она «Проклятый путь», в прокат вышла в начале нулевых и собрала кучу положительных отзывов как от критиков, так и от простых зрителей.
Как и в случае с «Из ада», на первый взгляд, может показаться, что «Проклятый путь» — это просто хорошее кино про гангстеров. Лента рассказывает историю «добропорядочного» американского семьянина, который на поверку оказывается мафиози. Однажды его сын узнает, чем на самом деле занимается отец и… Вокруг этого конфликта закручивается весьма и весьма интересный сюжет.
imdb: 7,7
Кинопоиск: 7,5
В истории мирового кинематографа немало фильмов, которые рассказывают об экспертах в делах мистических. Однако «Константин: Повелитель тьмы» — случай особый. Хотя бы в силу того, что речь идет об экранизации довольно циничных и мрачных комиксов под названием Hellblazer. В формате полного метра приключения Джона Константина воплотил Френсис Лоуренс (Francis Lawrence) и… это не тот случай, когда постановщики стремились перенести первоисточник на пленку максимально точно.
За основу сценария была взята одна из арок оригинального комикса, вот только сам Джон в исполнении Киану Ривза (Keanu Reeves) почти не напоминал своего комиксного прототипа. Иной характер, манера общаться с людьми — да даже цвет волос и тот отличался: из блондина герой превратился в брюнета. И тем не менее фильм удался. Интересный сюжет, запоминающиеся персонажи, отличная работа с визуальной частью. А что еще для счастья надо?
imdb: 7
Кинопоиск: 7,8
А вот здесь нашу редакцию ждал непростой выбор. Дело в том, что экранизаций Хеллбоя вышло аж три штуки, и каждая из них достойна самого пристального внимания. Прошлогодний фильм за авторством Нила Маршалла (Neil Marshall) удивительно точно сумел передать дух первоисточника. Никакого мелодраматизма, котиков и всепоглощающей силы любви — только жесть, кровь, мясо и тяжеляк на саундтреке. По другую сторону баррикад оказалась дилогия Гильермо Дель Торо (Guillermo del Toro) из середины нулевых…
Рейтинг R против PG-13, поэтический подход к ленте против дуболомно прямого… Непростой, однако, выбор... И все же наши амбиции на стороне первопроходца. Да, Дель Торо откровенно «недожал» первоисточник, сместил акценты и — вообще — кажется, снимал не совсем экранизацию, а высказывание на тему. Но все же кино у него получилось лучше. Работу Маршалла стоит посмотреть, но пересматривать ее вы вряд ли будете. Чего совершенно нельзя сказать о ленте Гильермо — она и сейчас выглядит свежо. Все-таки мастер своего дела за постановку отвечал.
imdb: 6,8
Кинопоиск: 7
А вот тут случай особый. Как и в случае с Хеллбоем, про Карателя существует три полнометражных фильма. Один из них вышел в бородатом по современным меркам 1989 году. Вторая адаптация случилась в 2004-м и, наконец, с третьей попытки… авторам удалось максимально точно воспроизвести дух и букву комикса на большом экране. Оговоримся сразу. «Каратель: Территория войны» — это ни разу не шедевр кинематографа. Сюжет здесь нужен лишь для того, чтобы дать Фрэнку Каслу в исполнении Рэя Стивенсона (Ray Stevenson) повод расправиться над еще одной кучкой головорезов.
Однако, в отличие от предыдущих попыток воплотить антигероя в формате полного метра, «Территория войны» не пытается накрутить лишней мелодрамы и сантиментов. Каратель здесь — жестокий, беспощадный убийца. Мясо летит прямо в экран, а литры крови и жестокость — зашкаливают за все возможные пределы. И это именно максимально правильная адаптация исходного материала. Линейка комиксов The Punisher не может существовать в каком-то другом варианте. Это B-боевик, каждый кадр которого будто кричит: «Смотрите, вот так надо снимать боевик про человека, который потерял семью и вырезает бандитов пачками». Однако из-за низкого зрительского рейтинга мы не станем включать этот фильм в общий зачет. Это именно что «достойная упоминания картина».
imdb: 5,9
Кинопоиск: 5,9
И снова на арене легенда из мира графических новелл. Цикл «Город грехов» — это одно из самых стильных высказываний на тему человеческой природы за всю историю комиксов. При этом созданное в стилистике нуара и поданное с филигранной изысканностью во всем, что касается сюжета и визуального ряда. Да чего там говорить: Фрэнк Миллер (Frank Miller) — мастер своего дела. А первая часть «Города грехов» — это один из лучших фильмов по комиксам за всю историю этого дела.
Собственно, говорить о сюжете много не будем. Картина состоит из нескольких новелл и рассказывает о городе, в котором вы никогда не хотели бы оказаться. Мрачная атмосфера, отличный сюжет и действительно классное визуальное решение — отличительные особенности ленты. На визуале остановимся чуть подробнее. Дело в том, что фильм снят в черно-белой гамме с небольшим вкраплением цвета. Как бы это точнее объяснить... Просто представьте, что вы видите все происходящее в двух цветах, а потом на первый план выходит кровь и она — алая. Эффект просто сногсшибательный. Смотреть строго рекомендуется.
imdb: 8
Кинопоиск: 7,8
Ну и, наконец, финальный аккорд нашей сегодняшней подборки. Думаем, мало кто будет спорить с тем, что трилогия Кристофера Нолана (Christopher Nolan) о Бэтмене — это лучшее, что случилось с миром комиксом за много-много лет. Тут ведь как. Есть хорошие жанровые фильмы, а есть те, что переходят границу между «зрительским» кино и пополняют золотой фонд мирового кинематографа. Без скидок на формат или происхождение.
Так вот, трилогия Нолана — это как раз пример такой метаморфозы. Эти фильмы не просто вернули Бэтмена на большой экран после трескучего провала девяностых, но на долгое время установили планку качества, показали, что и на базисе комиксов можно снять вполне серьезную, профессиональную ленту: с отлично прописанными персонажами, увлекательной историей и крепкой режиссурой. А тут их аж целых три штуки. Вдвойне приятно, что Нолан практически не использовал в своей работе «зеленку». Ставка на визуальные эффекты минимальна. И это втройне ценно.
«Бэтмен: Начало»
imdb: 8,2
Кинопоиск: 7,9
«Темный рыцарь»
imdb: 9
Кинопоиск: 8,5
«Темный рыцарь: Возрождение легенды»
imdb: 8,4
Кинопоиск: 8
***
Смотря на работы Нолана и некоторых других режиссеров из нашего сегодняшнего списка, становится жаль, что сегодня моду в мире супергеройского кино в целом и фильмов по комиксам в частности задает киновселенная Marvel. Пустые, глупые, кичливые ленты с местами отвратительным юмором и ставкой на визуальные эффекты, но при этом безумно популярные среди зрителей. Парадокс? Увы, давным-давно — правило. Именно поэтому, работая над этой подборкой, мы ставили себе цель написать о тех лентах, которые не стыдно посоветовать друзьям. Разумеется, мы рассказали далеко не обо всех хороших фильмах по комиксам. Оставляйте отзывы и, возможно, мы выпустим вторую часть нашего ТОПА. А какие фильмы по комиксам любите вы? Расскажите об этом в комментариях к материалу.
Лучший фильм по комиксам
Пройти опрос
Нет, не буду