Ужастики или более правильно — хорроры — очень интересный жанр в кино. Да и как им не быть таковыми, если основная цель картин — напугать зрителя до седых волос. Однако чем дальше человечество шло вперед, тем сложнее было нащупать те самые пределы настоящего страха. Фредди Крюгер и маньяки в масках больше не вызывали ужаса, лишь усмешки. Из-за этого жанр быстро скатился в попсовые самоповторы, где не то что напугать, но даже просто увлечь стало проблемой. Сегодня пощекотать себе нервы в кино действительно сложно. Гораздо больших успехов добиваются обычные новости. Однако мы не унываем, и решили собрать для вас топ необычных и запоминающихся хорроров всех времен, которые до сих пор удивляют. Каждая из представленных картин особенная и дала жанру нечто по-настоящему новое. Вам не обязательно будет страшно, но точно интересно.
Фильм, который, как и «Кошмар на улице Вязов», стоял у истоков хорроров. Однако если картина про обгоревшего джентльмена с острой перчаткой была больше про «монстра в комнате», то «Изгоняющий дьявола» сделала популярным мистику. Сложно представить, сколько ужастиков родилось благодаря творению Фридкина, а многие привычные сегодня стереотипы впервые были продемонстрированы именно там.
По сюжету дочь известной актрисы начинает внезапно болеть. Её недуг не могут объяснить врачи, а анализы в норме. Тем не менее, состояние маленькой девочки, как и её характер, неизменно ухудшаются. Когда ситуация становится критической, напуганная мать обращается к священнику, потерявшему веру, чтобы тот провел обряд экзорцизма. На помощь церковнику приходит ещё один коллега. Вместе они должны разобраться в проблеме и помочь девочке вернуться к нормальной жизни.
Интересно, что фильм гораздо объёмнее, чем можно подумать, ведь непосредственно ритуалу посвящены лишь последние 30 минут. Весь остальной хронометраж нас знакомят с персонажами и нагнетают атмосферу. Сейчас это кажется наивным, однако в 1973-м зрители были в полном шоке от происходящего. Ажиотаж дошёл до такой степени, что многие искренне поверили, будто на экране настоящая документалка, а не вымышленная художественная история. Режиссёру и актёрам приходили тонны писем с угрозами и просьбами, а нескольких реальных священников, принимавших участие в съёмочном процессе, неоднократно приглашали для проведения экзорцизма.
Фридкин был поклонником натуральных эффектов, а потому актёрам на площадке приходилось несладко. Их привязывали к управляемым тросам, понижали температуру на съёмочной площадке ради натурального пара изо рта, а также не стеснялись бить, ради естественного выражения боли на лицах. Всё это привело к тому, что даже сейчас фильм выглядит неплохо, а ведь прошло уже 52 года.
Если вы поклонник ужастиков, то хотя бы раз слышали про «Изгоняющего дьявола», однако, возможно, не смотрели. Мы же уверенно говорим — зря. Даже в 2025-м в картине хватает мерзких и отталкивающих сцен, которые, хотя и не напугают, но заставят неуютно ёрзать.
«Хэллоуин» — ещё один фильм старой школы, который лёг в основу жанра, сделав его таким, каким мы его знаем. Хотя бесконечные продолжения оказались сильно хуже и не получили подобного признания, первая часть до сих пор считается классикой.
По сюжету маленький мальчик по имени Майкл убивает на Хэллоуин собственную сестру. На долгие годы он попадает в психбольницу, однако 15 лет лечения не дали результата. Уже зрелый маньяк сбегает и сразу же берётся за старое. Если у Фредди отличительными особенностями были шляпа, свитер и перчатка, то у Майкла — довольно страшная маска и нож.
Сегодня фильм смотрится как академический учебник ужасов. По ходу действия легко заметить привычные ходы, которые в дальнейшем стали кочевать из фильма в фильм, где фигурировал маньяк. Интересно, что Майкл не говорит, лишь его спёртое дыхание в неудобной маске сигнализирует о присутствии злодея. Этот прием помог создать ощущение, что Майкл даже там, где его нет. Ещё одной фишкой стала съёмка от первого лица, используемая только в те моменты, когда мы наблюдаем происходящее из глаз душегуба.
Фильм до сих пор является главным развлечением на Хэллоуин и неплохо работает на атмосферу. Даже если вы не фанат «маньячных хорроров», посмотреть живое достояние культуры стоит.
Одно из самых известных творений Стэнли Кубрика — «Сияние». Фильм, который до сих пор считается образцовым хоррором, однако на момент выхода нахватал множество отрицательных рецензий. Более того, даже сам автор первоисточника — Стивен Кинг (Stephen Edwin King) — нелестно отзывался об экранизации. По мнению писателя Кубрик плохо понимал концепцию хоррора и не смог её удачно воплотить.
Тем не менее, проверку временем «Сияние» всё-таки прошло. Сложно найти более холодный и отчужденный фильм о безумии, где каждый кадр заставляет чувствовать себя неуютно. Немалую роль в этом сыграл Джек Николсон (Jack Nicholson) — исполнитель роли главного героя, который как будто создан для воплощения на экране маньяков.
История рассказывает про смотрителя таинственного отеля — Джека — и его семью. Находясь в полной изоляции, каждый из людей постепенно сходит с ума, однако именно Джек страдает от этого сильнее всех. Интересной особенностью «Сияния» стало то, что главным монстром выступает сам отель. Весь фильм — поистине великолепная режиссёрская и операторская работа, на которую равняются киноделы и сегодня.
Сложно найти человека, который ничего бы не знал про «Сияние». Каждый зритель может отметить в нём что-то своё, как и испугаться из-за каких-то отдельных, воздействующих только на него, элементов. В 2019 году вышло продолжение со звучным названием «Доктор Сон» (Doctor Sleep), где рассказывалось уже про повзрослевшего сына Джека. Фильм оказался неплохим, но популярности оригинала не сыскал. Если вы любите хорроры и атмосферные тягучие картины, «Сияние» обязательно к просмотру.
Собирая топ самых крутых хорроров, было бы ошибкой не упомянуть один из главных. «Кошмар на улице Вязов» подарил нам Фредди Крюгера — самого известного злодея фильмов про кровь и кишки. Сегодня ужастик вряд ли способен по-настоящему испугать, однако это не уменьшает его значимости.
Завязка сюжета рассказывает про группу подростков, которым каждую ночь снится один и тот же кошмарный сон. Девушка по имени Нэнси быстро понимает, что спать — не лучшая идея, после чего начинается увлекательное шоу, где ножерукий обгоревший мужик треплет нервы старшекласснице всякий раз, как она засыпает. Тогда о предыстории Крюгера мало что было известно, однако со временем «Кошмар на улице Вязов» разросся во внушительных размеров серию, где сейчас насчитывается около десятка картин (считая спин-оффы). Фрэдди стал иконой ужаса, и хотя его образ уже не будоражит воображение молодежи, в свое время это был прорыв.
Кому понравится? Да, пожалуй, что всем. Это живая классика, которую стоит посмотреть хотя бы раз. По современным меркам сюжет простоват, но делайте скидку на почтенный возраст картины. Многие приемы и ходы, реализованные в «Кошмаре на улице Вязов», используются до сих пор, а успех не удалось повторить.
Самый первый японский «Звонок» в своё время стал феноменом, привив детям 90-х страх перед видеокассетами. Последующая американская адаптация тоже считается культовой, однако именно оригинал имеет по-настоящему значимую культурную ценность.
Завязка сразу же интригует. Неожиданно начинают умирать подростки, посмотревшие проклятую кассету с жутким фильмом. Двое журналистов начинают расследования и медленно распутывают клубок старых тайн и обид, приходя в результате к весьма шокирующей разгадке и причине появления той самой девочки из колодца, вылезающей из телевизора.
С поправкой на возраст в картине прекрасно всё. Актёры неплохо играют, сюжет и правда оставляет простор для расследования, а финальный поворот с переписыванием кассеты позаимствовали многие создатели будущих хорроров.
Понравится всем, кто ценит в ужастиках прежде всего историю. Таких фильмов в жанре немного, но каждый из них — алмаз, заслуживающий просмотра.
Согласны, что хоррорам не хватает свежих идей?
Пройти опросНевероятно крутой фильм, который больше похож на страшную сказку, чем на привычный ужастик. Тут почти нет скримеров, зато есть уютный стиль съёмок нулевых, Николь Кидман (Nicole Kidman) и сюжет. Последний вообще главное достоинство картины и только ради него, а также концовки «Другие» стоит увидеть.
Молодая мать двоих детей нанимает в большой дом трёх слуг. Ведёт она себя странно и ставит сразу несколько условий — во-первых, нельзя открыть больше одной двери, а, во-вторых, ни в коем случае нельзя открывать шторы. Дети, якобы, больны и у них сильная форма аллергии на ультрафиолет. Постепенно в доме начинают происходить странные события, а женщина всё больше ссорится со своими детьми и прислугой.
Картина получила крайне положительные отзывы за нестандартное видение создателей и оригинальность. Николь Кидман блистает в своей роли, а большинство героев ведёт себя логично и осмысленно, что в ужастиках встречается нечасто.
Совершенно очаровательный ужастик с мощным колоритом, который, тем не менее, не сыскал высоких оценок у зарубежных критиков и зрителей, однако по вполне тривиальным причинам. Всё дело в том, что основная тема — магия афроамериканцев в Орлеане. Естественно, многие рецензенты посчитали картину стереотипной и оскорбительной. Однако, если вы свободны от подобных предрассудков, «Ключ от всех дверей» действительно способна увлечь.
Молодая медсестра Кэролайн устраивается сиделкой к владельцу особняка в Луизиане. Пожилой землевладелец страдает от последствий инсульта, поэтому не говорит и не способен обслуживать себя самостоятельно. Ему помогает супруга — сварливая старушка Вайолет. Хозяйка вручает новой сиделке ключ от всех дверей в доме, и Кэролайн практически сразу обнаруживает то единственное помещение, которое данный ключ не открывает. Дальнейшие события полны неожиданных поворотов, а концовка вас удивит.
«Ключ от всех дверей» — регулярный участник подобных топов. Актёры отлично играют, съёмка приятная, а пугающие моменты сделаны с выдумкой. Как и многие другие достойные ужастики, картина воздействует не через дешёвые скримеры, а через ожидания и атмосферу.
Необычная и очень стильная картина про женщину, которая провела своё детство в сиротском приюте. Спустя время Лаура (так зовут героиню) возвращается в родные пенаты вместе с сыном и мужем. Приют заброшен, однако женщина решает выкупить здание, чтобы заново открыть его двери для сирот.
Как водится, поначалу всё идет отлично, однако очень быстро сын героини — Симон — начинает общаться с воображаемым другом. Родители относятся к событию настороженно, но серьёзных мер не предпринимают, а зря. На официальном открытии приюта Симон ссорится с матерью и пропадает. С этого момента и начинается жесть, однако не та, которую стоит ожидать. Никаких кровавых ошмётков или отражений в зеркалах не будет. Всё напряжение и страх идёт от самой героини, её психологической травмы, ожиданий и безуспешных поисков сына. Важнее всего становится концовка, которая не только удивит, но и оставит неприятное тягучее послевкусие.
«Приют» сыскал множество положительных отзывов среди критиков. Хвалили, в первую очередь, игру актёров и режиссёрскую работу. К созданию даже приложил руку сам Гильермо Дель Торо (Guillermo del Toro Gómez), который был близким другом Байоны и помог с бюджетом, а также некоторыми техническими вопросами.
В итоге получилась картина, которая по задумке создателей копировала стиль и дух испанского кинематографа 1970-х. Нестандартный подход к жанру «ужасы» оценили и зрители. Почти на всех агрегаторах оценки закрепились выше 7 баллов, что свидетельствовало об успехе.
Понравится тем, кто устал от однотипных хорроров, где убийства и скримеры пытаются добавить в каждый кадр, лишь бы зритель хотя бы раз охнул. Байона пугает иначе, выстраивая вокруг героев детективную историю, финал которой далеко не так очевиден, как может показаться. Место для мистики нашлось, но она скорее на фоне, добавляя происходящему колорита.
Местами забавный, но всё ещё интригующий хоррор, снятый в стиле псевдодокументалки. Двое журналистов ведут непопулярную программу «Пока вы спите». Они навещают бригаду пожарных, чтобы провести с ними ночь и понаблюдать за работой. Один из вызовов, почему-то не связанный с пожаром, приводит их в жилой комплекс, где пожилая соседка терроризирует жильцов. В ходе происходящего неожиданно выясняется, что дом полностью оцеплен властями, выйти нельзя. Меж тем бабуля проявляет невиданную активность и даже кусается. Вскоре становится понятно, что в доме бушует зомби-вирус, однако зараженные больше напоминают одержимых, чем ходячих мертвецов.
Если вы смотрели похожие картины, то уже примерно представляете, чего ожидать. Здесь и дешёвая камера, и постоянная тряска с размытыми кадрами, и вечный полумрак. Тем не менее, наблюдать за историей довольно интересно, а создателям удалось объединить, казалось бы, две очень самобытные темы — зомби и ужастик.
Чего у «Репортажа» не отнять, так это атмосферы и нарастающей клаустрофобии. Эта картина не так разрекламирована, как «Паранормальное явление» (Paranormal Activity) или серия «Ведьма из Блэр» (The Blair Witch), но подарит гораздо больше впечатлений.
Понравится всем, кто в целом воспринимает подобный поджанр. Несмотря на долгую раскачку, фильм уделяет достаточно внимания главной теме — монстрам. В том же «Паранормальном явлении» демон проявил себя лишь в последней сцене.
Ужастик, который интересно расширяет концепцию «демона в доме». На этот раз дух не один, их много. Однако фишка в том, что главные герои также обладают некоторыми способностями. В «Астрале» оригинальным способом демонстрируется обратная сторона, то есть мир, в котором обитает вся чертовщина.
Забавно, но картину срежиссировал Джеймс Ван, а одну из главных ролей сыграл Патрик Уилсон (Patrick Wilson). Они же были причастны к созданию «Заклятия», из-за чего многие зрители путают картины, считая их частями одной серии. В действительности герой Уилсона совсем другой человек. Да и история сильно отличается.
Несмотря на то, что фильм не лишен некоторых недостатков и нелогичных действий персонажей, он справляется со своей главной задачей — развлекает и добавляет в привычные концепции хорроров нечто совершенно новое. Однозначно рекомендуем к просмотру каждому фанату отличных «пугалок».
Один из немногих ужастиков, который можно назвать «авторским». Фильм не очень поняли зрители, однако критики оказались более благосклонны, выставив ему высокие оценки и выдав множество наград. Картина не получила большого бюджета, поэтому режиссер собирал средства через краудфандинг, а в главной роли снял собственную возлюбленную, беременную их общим ребенком. Из-за этого «Отсутствию» сильно не хватает лоска и дорогостоящих эффектов, однако таланта Флэнагана оказалось достаточно, чтобы создать продуманную мистическую драму, объединив ее с хоррором.
Завязка проста. Муж Триши пропал без вести, выйдя утром из дома, но так и не вернувшись. Убитая горем женщина много лет пыталась найти хотя бы крупицу информации, однако все попытки оказываются тщетны. Даже полиция опустила руки. Годы шли, у Триши появился новый парень — детектив, ведущий расследование о пропаже мужа, и вот, наконец, женщина решает подать заявление об официальной смерти супруга, чтобы двигаться дальше. Поддержать Тришу приезжает ее сестра — Кэлли, которая недавно вылечилась от зависимости.
Однако для Триши все не так радужно, ведь она периодически видит злобного призрака, выглядящего в точности, как пропавший муж. Однажды Кэлли встречает в тоннеле неподалеку странного человека, который предлагает ей обмен. Девушка отказывается, но потом приносит туда еду. Вскоре на пороге дома, а затем и в постели Кэлли появляется кучка бижутерии, подтверждающая, что обмен был совершен.
Получив подтверждение о смерти мужа, Триша решает впервые за длительное время сходить на свидание, однако неожиданно на пороге дома появляется муж, одетый также, как и семь лет назад в момент исчезновения.
Фильм сильно отличается от привычных хорроров как минимум тем, что полноценного монстра мы так и не увидим. Режиссёр отдаёт предпочтение психологизму и внутренним переживаниям героев, концентрируя внимание зрителя на персонажах. Для современного зрителя такое может показаться скучным, однако Флэнаган умело жонглирует жанрами, поэтому история держит в напряжении. Отдельно хочется выделить актеров, каждый из которых органично воплощает поставленную задачу. Перед нами обычные люди, не маньяки и не одержимые. У каждого из них свои проблемы и противоречия, но в целом они не плохие и не хорошие. Просто люди.
Понравится тем, кто ищет нечто особенное. «Отсутствие» — практически арт-хаус в жанре «хоррор». Оценить сюжет можно с совершенно разных сторон, что в итоге приводит к очень разным впечатлениям в финале.
Относительная новинка в нашем топе, которая, тем не менее, также легла в основу целой серии. Фильм вовсю использует тему мистического ужастика и развивает её на максимум. Можно даже сказать, что картина — это современный вариант «Изгоняющего дьявола».
Эд и Лоррейн — «охотники за привидениями» нашего времени, только вместо смешных устройств у них детективные исследования, знания и сверхъестественные способности Лоррейн. Однажды к ним обращается семья, в доме которой завелись нежелательные соседи. Супруги решают помочь напуганным людям, однако сталкиваются с действительно мощной силой, которая вполне способна дать отпор.
Визитная карточка «Заклятия» — атмосфера. В фильме не так много скримеров, но вот пугающих моментов хватает. Мерзких сцен здесь также не очень много. Создатели грамотно нагнетают и напрямую воздействуют на ощущения зрителя. Порой страшно не от появления очередной размалеванной бабайки, а от ожидания, что нечто вот-вот выпрыгнет из-за угла.
Понравится тем, кто любит паранормальщину. Фильм полон стереотипов, но использует их умело, а потому происходящее увлекает. Редкое достоинство для картины про дом с привидением.
Интересный по своей концепции ужастик, из которого могла бы получиться неплохая компьютерная игра в духе Until Dawn. Молодая главная героиня Джей знакомится со странным, но обаятельным парнем. Гормоны берут верх, поэтому парочка проводит ночь вместе, однако утро перестает быть томным, когда новоявленный любовник буквально выкидывает Джей из машины в одном белье. Перед расставанием парень извиняется и объясняет, что заразил девушку проклятьем. Теперь за ней идет нечто. Спастись можно единственным способом — переспав с кем-то еще и перекинув полового монстра на нового носителя. Спустя некоторое время Джей и правда начинает замечать странных людей, которые постоянно медленно бредут за ней. Проблема еще и в том, что существо может принимать любое обличье, но видит его только носитель.
Друзья не верят девушке, полагая, что все это лишь последствия изнасилования, однако вскоре их мнение меняется. Начинается увлекательная гонка за жизнь, в которой нет вариантов остаться героем и поступить правильно.
Несмотря на глуповатую концепцию подросткового ужастика, фильм получил всеобщее признание, а критики высоко оценили картину. Немалую роль в этом сыграла многоплановость истории. Кто-то усмотрел в ней интерпретацию заболеваний, передающихся половым путем или СПИДа, другие провели параллели с кошмарным сном, в котором ты чувствуешь свою беспомощность перед монстром, а единственным вариантом становится бегство. Сам режиссер и сценарист пояснил, что хотел донести до зрителей мысль о скоротечности жизни, в которой лишь секс и любовь способны добавить действительно положительные эмоции, отодвигающие неминуемый финал.
Понравится тем, кто хочет чего-то по-настоящему необычного и нового. Фильм действительно заставляет задуматься об интимной стороне жизни, но также дает необходимый градус безумия и страха неотвратимого. Недавно в разработку отправили сиквел, что кажется естественным, учитывая успех и открытый финал. Хотя мы и не узнали о природе существа, есть надежда на мощное расширение лора в будущем.
Душный, тягучий и очень страшный ужастик, который во многом ощущается классическим хоррором, но с грамотной постановкой. Режиссер — Ари Астер, он же работал над «Солнцестоянием» (Midsommar). И хотя триллер про спятившую общину нельзя назвать полноценным ужастиком, творец перенес в картину многие приемы, опробованные в «Реинкарнации», например, долгие кадры, казалось бы, обыденной жизни.
История начинается с похорон бабушки семейства. Главная героиня Энни не сильно грустит о случившемся. Матушка была странной и нелюдимой женщиной. Однако вскоре в доме начинают происходить некоторые неприятные события, а сама Энни оказывается гораздо более травмированной, чем хотела казаться.
Перед нами очередная мистика с участием демона, однако много страшных моментов не связаны с духом напрямую. Еще одной фишкой стала операторская работа. Энни занимается конструированием макетов домов, у нее даже есть игрушечный вариант собственного жилища. Многие сцены сделаны таким образом, будто зритель наблюдает за жизнью человечков в таком вот макете. Это добавляет ощущения «взгляда со стороны», которое особенно усиливается, когда приходит понимание, что данный прием — это наблюдение демона за Энни и ее родными.
Понравится всем, кто хочет по-настоящему пощекотать себе нервы. Да, большую часть хронометража бабаек не будет, но зато атмосфера в картине настолько плотная, что можно резать ножом.
Фильм рассказывает про отдалённый фермерский городок, где двое братьев Педро и Хайме случайно находят мёртвого чистильщика — охотника на демонов. Злобные духи в этом мире не какая-то метафора. Это самое настоящее бедствие, для борьбы с которым нанимают специально обученных людей. Братья понимают, что поблизости есть одержимый, а потому нужно срочно предпринять меры. Впрочем, этого оказывается недостаточно, и зло как чума начинает распространяться от человека к человеку, уничтожая все вокруг.
«Одержимые злом» может показаться типичной пугалкой категории «В», однако несколько нюансов выгодно отличают картину на фоне остальных. Во-первых, это более приземленный взгляд на демонов. Одержимость — болезнь, требующая неукоснительного соблюдения правил, чтобы зараза не распространялась. Больной не становится посланником ада, но начинает физически меняться, сигнализируя окружающим о проблеме. Чем-то все происходящее напоминает зомби-апокалипсис, но в гораздо меньших масштабах, зато со схожим эмоциональным оттенком.
Во-вторых, общая бескомпромиссность. Зрителя не жалеют, не сглаживают углы. Несколько раз будет по-настоящему мерзко. А еще здесь очень естественный финал, который гораздо больше похож на то, как подобная ситуация развивалась бы в реальной жизни. Создатели рассуждают на тему зла и методов борьбы с ним, а также о том, кого на самом деле готов убить обычный среднестатистический человек для собственного выживания, а кого нет.
Зрители и критики остались довольны картиной. Свежий взгляд на типичные хоррор-элементы многим пришелся по душе. Хвалили нестандартный подход и мощь впечатлений от, казалось бы, типичной истории. Несмотря на некоторую клишированность персонажей и их поступков, сценарий грамотно выстроен, а каждый момент хронометража двигает происходящее вперед.
Фильм понравится тем, кто хочет открыть для себя нечто новое в теме мистических хорроров. Создателям удалась атмосфера, благодаря которой зритель ощущает присутствие демона даже там, где его нет.
***
Конечно, мы не включили в топ многие иные отличные хорроры. Но уверены, что представленные фильмы вас точно не разочаруют. Предлагаем поделиться в комментариях другими картинами, которые вам запомнились.
Какие фильмы вам понравились?
Пройти опрос
Вот тебе форум и амерский вариант там лучше, поздравляю ты официально балабол