Обзор очередного кинокомикса «Капитан Америка: Новый мир». Технически совершенный, но пустой внутри фильм

«Капитан Америка: Новый мир» (Captain America: Brave New World) уже неделю в прокате, но интернет встретил его на удивление вяло. Впрочем, это было ожидаемо. Ключевой новацией 38-го фильма в киновселенной Marvel стала смена главного героя — Сэм Уилсон занял место Стива Роджерса. На просмотр мы шли с нулевыми ожиданиями от ленты, но ей всё же удалось нас удивить. Делимся впечатлениями в этой статье!
Поп-кино, которое на зашло
- Обзор очередного кинокомикса «Капитан Америка: Новый мир». Технически совершенный, но пустой внутри фильм
- Посмотрели «Бордерлендс» — фанатский фанфик для детей по мотивам культовых игр
- Фильм «Форсаж 10» — мнение. Смотреть в кино или онлайн?
- Обзор «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — приквел «Безумного Макса: Дорога ярости», который может загубить серию
- Обзор фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы». Пора отдать шляпу Ларе Крофт и Нейтану Дрейку
- Обзор фильма «Бэтмен». Как Arkham Origins, но только в кино
Гордость и предубеждение
Подчеркнем, у автора этого текста нет проблем с тем, что актёра Криса Эванса (Christopher Evans) поменяли на Энтони Маки (Anthony Mackie). Он, как и покойный Чедвик Боузман (Chadwick Boseman), доказал, что способен органично существовать в киновселенной Marvel. Оба уверенно вписались в отведённые им роли и хорошо дополняли супергеройскую солянку. Посему споры в интернете о том, «потянет ли Маки роль Кэпа», считаем нездоровыми.
Однако сюжет нового «Капитана» строится вокруг этих сомнений. Он ставит Сэма Уилсона в такие условия, будто это зритель не воспринимает его в роли Капитана Америки. И здесь сценаристы пытаются обосновать, доказать, оправдать и как-то иначе «проработать этот вопрос», как будто мы на сеансе у психотерапевта.
Казалось бы, авторы поднимают вопрос о предубеждениях и стереотипах, намекая, что неважно, какой ты внешности, кто был на этом месте до тебя и насколько ты соответствуешь чьим-то ожиданиям. И хотя это не озвучивается напрямую, где-то между строк скользит подтекст: «Это потому что я темнокожий, да?».
На наш взгляд — нет. Это потому что сценаристы набраны по тем же критериям, что продвигаются в фильме. Капитан Америка вроде как солдат или хотя бы должностное лицо при президенте США. Если он соответствует требованиям, то продолжит им быть. Отбор кандидатов в такие структуры проходит по критериям и некоторые люди априори туда не попадут при всём своём желании. Всё остальное — демагогия.
Но сценаристы упорно толкают мысль «кто угодно может быть кем угодно». Для западной аудитории это, пожалуй, важно, но для нас остаётся элементом трендовой повестки. Кстати, о ней. Фильм тщательно соблюдает все требования к разнообразию. Глядя на актёров, есть ощущение, что специалисты по кастингу и гриму учли даже цвет и пышность волос, ширину носов и разрез глаз.
Нужно ли Marvel больше рисковать в будущих фильмах?
Безопасная игра
Хотелось бы сказать, что фильм сняли по принципу «не затронь ничьих чувств», что каждый потенциально острый момент сглажен, и что на выходе имеем максимально выверенный продукт. Но современный Голливуд работает в таких стандартах, что снимать иначе просто нельзя.
Создатели настолько боялись задеть чьи-либо чувства, что лишили картину живости и непредсказуемости. Как результат — сюжет развивается банально: ничего по-настоящему важного не случится, под удар попадут максимум статисты и массовка. Причём исключительно от рук злодеев — наши герои, какими бы фантомами сознания их ни пытались окутать, на жёсткие меры не способны.
Сэм Уилсон святее Бэтмена: никого не убивает, максимум — мягко вырубает или ломает кость-другую. При этом даже десяток тренированных бойцов ему не ровня — классическое супергеройское клише. Да, герои получают травмы, но всегда остаются в живых. Да, между героями происходят конфликты, но они не доходят до точки кипения. Протагонисты умны и расчётливы ровно настолько, чтобы двигать сюжет дальше.
Даже традиционный для Marvel юмор практически отсутствует, хотя во время просмотра ловишь себя на мысли, что в этой сцене можно было разместить хороший гэг, здесь — разыграть ситуацию более забавным образом, а этот момент фильма не помешало бы разбавить шуткой. Но лента остаётся серьёзной и однотонной, заметно сковывая образ самого Сэма Уилсона. Создатели словно боятся дать ему право на эмоции: улыбку, нестандартное решение, моменты, когда герой может расслабиться. Стив Роджерс редко улыбался? Значит, и ты не будешь.
Сомнения Уилсона в самом себе хотя бы понятны — у него нет сверхспособностей: никаких сывороток, мутаций или улучшений, только технологии и личная подготовка. И урон он получает по-настоящему, а не как суперсолдат Роджерс. Помните вопрос Тони Старка к Стиву? «Парень в железном костюме. А снять, кто ты?». В данном случае ответ: «Просто человек».
И, наконец, Сэма Уилсона возвышают до статуса Мэри Сью. Он напрямую заходит к президенту США Таддеусу Россу в исполнении Харрисона Форда (Harrison Ford), и тот прерывает совещание или выпроваживает всех окружающих. При этом с обычными подчинёнными Росс не церемонится. Такой контраст, вместо того, чтобы подчеркнуть значимость Уилсона как Капитана, лишь подчёркивает его отличие от предшественника.
Безопасность против качества
Если фильм не входит в разряд стопроцентных хитов (а таким Marvel не считала даже «Дэдпул и Росомаха»), то студия не рискует. И «Капитан Америка: Новый мир» топит зрителя в мягкой и сладкой вате. Для сравнения, в «Дэдпуле» шутки были дерзкими, но меткими, персонажи не стеснялись в выражениях, но знали границы. Кровища и расчленёнка присутствовала, но не ради самоцели — такие сцены постановщики умело обыгрывали, зритель выходил из кино довольным.
Хотя с технической стороны Marvel держит планку. Визуальное качество отработали «на все деньги», на уровне всё того же «Дэдпула». Имея возможность сравнить оба фильма в одинаковых условиях IMAX-показа, отметим, что каждый по-своему великолепен в визуальном плане.
Боёв в «Новом мире» хватает, и почти все — рукопашные. Постановка драк на высоком уровне, актёры убедительно демонстрируют физическую мощь своих персонажей, их удары чувствуются, оператор меняет ракурсы, чтобы добавить динамики. Однако с разрушаемостью в кадре есть проблемы — сцены визуально мощные, но при этом удивительно «чистые» и «аккуратные».
Как и ожидалось, основной размах приходится на финальный акт. Здесь зрителей ждёт масштабный воздушный бой и зрелищное столкновение Капитана с Красным Халком. Этот сегмент — настоящее визуальное пиршество: пули летят, ракеты маневрируют, взрывы гремят, вода разлетается в брызгах, спецэффекты вибраниевого костюма Капитана отрабатывают на полную. На последнюю треть фильма денег не пожалели.
Знакомая формула
Но отойдём от концептуальных вопросов. Режиссёр Джулиус Она (Julius Onah), ранее отметившийся работой над «Парадоксом Кловерфилда» (The Cloverfield Paradox), укрепил свой статус технического постановщика, а не автора с визионерским почерком. Впрочем, он изначально заявлял, что хочет снять что-то новое, но приземлённое, особенно по сравнению с предыдущими частями «Первого Мстителя». Сказано — сделано.
«Новый мир» построен по лекалам «Зимнего солдата» (Marvel's Captain America: The Winter Soldier). Архетипы персонажей те же: Рут Бат-Сераф (Шира Хаас (Shira Haas)) как новая Чёрная вдова, молодой Хоакин Торрес (Дэнни Рамирес (Danny Ramirez)) в роли начинающего Сокола, президент Тадеус Росс вместо Ника Фьюри. Даже структура повествования похожа: открывающий экшен, встреча с руководством, уход в подполье, масштабная финальная битва.
Но при всей схожести размах уже не тот. «Зимний солдат» балансировал между шпионским боевиком и политическим триллером, сталкивая героев с законспирированными агентами Гидры. Здесь же главный злодей — псих-одиночка Сэмюэл Стернс (Тим Блейк Нельсон (Tim Blake Nelson)). Он показан как гений-манипулятор, чьи планы складываются как матрёшка — один внутри другого. Его месть тщательно просчитана на годы вперёд, учитывая все возможные варианты развития событий.
Но концепция заезжена. Сценаристы в который раз используют тему управления сознанием — теперь через аудиовизуальное программирование при помощи смартфонов. Очередная зумерская страшилка: «бойтесь своих гаджетов!».
Сюжет строится вокруг появления острова из адамантия, который становится предметом международного конфликта. Президент Росс стремится к дипломатическому успеху, но Стернс последовательно разрушает его планы. Хотя Сэм, Рут и Хоакин быстро распознают манипуляции, противостояние приводит к тому, что Росс превращается в Красного Халка и разрушает Белый дом. Параллельно развивается личная драма Сэма, связанная с принятием роли Капитана Америки. По задумке, в финале зритель должен принять Энтони Маки в образе Кэпа… но на деле — куда там.
Если вы рассчитывали на интересный сценарий — забудьте. С гораздо большим интересом мы бы посмотрели два часа непрерывного экшена, где Красный Халк разносит Вашингтон.
Нужно ли кинокомиксам затрагивать серьёзные социальные темы?
Это ещё не конец!
Знаете, что больше всего изменилось? Атмосфера в залах. И это наводит на размышления о будущем супергеройского жанра. Дело тут не в качестве — технически фильм не уступает недавнему хиту «Дэдпул и Росомаха». В картине задействованы узнаваемые актёры вроде Джанкарло Эспозито (Giancarlo Esposito) и Харрисона Форда, способные привлечь зрителя.
Marvel боится — и потому перестала удивлять зрителя. Аудитория не против сходить на откровенный кинокомиксовый трэш, вроде «Дэдпул и Росомаха», либо по-настоящему знаковый фильм, который станет событием. Тогда как «Новый мир» — это правильно снятая, но безликая кинокартина, созданная по методичке. Нет вызова, нет новизны, нет настоящего риска.
***
А удалось ли вам посмотреть ленту и что вы по этому поводу думаете? Ждём мнение в комментариях!
-
Стартовые сборы фильма «Капитан Америка: Новый мир» оказались выше, чем прогнозировали аналитики
-
Возвращение Росомахи показало, что Железный человек и Капитан Америка тоже могут появиться в киновселенной Marvel
-
Если бы Железный человек, Капитан Америка и другие супергерои страдали от ожирения. Нейросеть показала необычный взгляд на Мстителей
-
ТОП-120: лучшие кооперативные игры в 2025 году